СюжетыСпорт

На английский футбол легло нефтяное пятно

Саудовский принц купил «Ньюкасл»

Этот материал вышел в номере № 114 от 11 октября 2021
Читать
На английский футбол легло нефтяное пятно
Болельщики «Ньюкасла» празднуют смену владельца клуба, 7 октября. Фото: Michael Driver / MI News / NurPhoto via Getty Images

Накануне стало известно, что государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии, подконтрольный наследному принцу Мухаммеду бин Салману, купил футбольный клуб «Ньюкасл». Сумма сделки составила более 300 млн фунтов. Фанаты «сорок» празднуют уход предыдущего владельца Майка Эшли и предвкушают восхождение на вершину в стиле «Манчестер Сити» и «ПСЖ». Но есть и темная сторона…

Принц Мухаммед давно хотел в английскую Премьер-лигу. Еще в 2019-м ходили слухи о том, что он вот-вот купит у семьи Глейзеров «Манчестер Юнайтед». Однако это изначально было дело проигрышное — и первое (фактически) лицо Саудовской Аравии переключилось на «Ньюкасл». Клуб из города на реке Тайн выглядел идеальной целью. Постоянные болтания между Чемпионшипом и элитой, тоска по былому величию и ненависть болельщиков к действующему владельцу — все это играло на руку потенциальному покупателю. Год назад Премьер-лига сказала принцу «нет», объяснив это тем, что в его стране нелегально транслируют матчи английского чемпионата, да и сам он, как представитель государства, не имеет права управлять клубом. Сейчас проблему с пиратством вроде бы устранили, а руководству лиги предоставили письменные гарантии того, что Мухаммед вмешиваться в футбольные дела не будет. Результат не заставил себя ждать: сделка готова.

Перспективы

В социальных сетях уже появилось множество видео, на которых фанаты «Ньюкасла» празднуют смену владельца. Их легко понять. Майк Эшли, державший «сорок» в своих руках более 14 лет, был крайне одиозным персонажем. При нем команда из крепкого середняка превратилась в регулярного участника борьбы за выживание и дважды эту борьбу проигрывала. Сам бизнесмен не слишком интересовался делами клуба и использовал его больше для продвижения своих магазинов спортивной одежды. Ни толковой работы на трансферном рынке, ни грамотного развития, ни диалога с болельщиками у «Ньюкасла» все эти годы не было. Несколько раз Эшли порывался продать клуб, но не мог сговориться с покупателями по цене. И только саудиты смогли его убедить.

С приходом новой власти перед «Ньюкаслом» открываются невероятные перспективы. У саудовского принца денег в десятки раз больше, чем у любого другого владельца футбольного клуба в мире. В СМИ называют цифру 320 млрд фунтов, что даже сложно себе представить.

Для наглядности: на эти деньги можно приобрести 1713 Неймаров и 2600 Килианов Мбаппе, если считать по тем ценам, за которые игроки переезжали в «ПСЖ».

«Ньюкасл» имеет все шансы стать новым английским грандом и заставить своих болельщиков забыть славные 90-е, когда команда боролась с «Манчестер Юнайтед» за чемпионство, а у Алана Ширера еще были волосы на голове.

«Манчестер Сити» стал чемпионом Англии на четвертый год после прихода владельцев из ОАЭ. Шейх Мансур и его помощники много тратили на трансферы, меняли тренеров и всячески перестраивали клубную структуру. «Ньюкаслу» тоже, по всей видимости, предстоят серьезные изменения. Однако для начала хорошо бы сохранить прописку в Премьер-лиге. В данный момент «сороки» располагаются на 19-м месте и вполне могут вылететь в Чемпионшип по итогам сезона. А принца вряд ли интересует возможность покрасоваться на трибуне в Бристоле или Кардиффе…

«Спортсуошинг»

Год назад телевизионное пиратство было лишь формальной причиной, почему Мухаммеду и его фонду отказали в приобретении «Ньюкасла». Нелегальные трансляции — пожалуй, меньшая из проблем Саудовской Аравии. Гораздо больше Премьер-лигу беспокоили этические моменты. Нарушения прав человека, убийства неугодных режиму людей и военное вторжение в Йемен, где саудовские войска проявляли себя с особой жестокостью по отношению к мирному населению, — все это как-то не очень вязалось с демократическими ценностями английского футбола.

Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман Аль Сауд. Фото: Bernd von Jutrczenka / picture alliance via Getty Images

Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман Аль Сауд. Фото: Bernd von Jutrczenka / picture alliance via Getty Images

Не очень вяжется и сейчас, но как-то стыковать два идеологически разных мира придется. Принципы руководителей лиги, как оказалось, не так уж крепки и непоколебимы. Оно и понятно: в конце концов, отказать принцу по политическим причинам гораздо сложнее, чем из-за такой мелочи, как незаконные трансляции. Это уже будет конфликт, а Премьер-лига вряд ли хочет чего-то подобного. Правозащитник и писатель Ияд Эль-Багдади, в свое время бежавший из ОАЭ в Норвегию, в интервью The Independent негодует:

— Это отвратительно. Только посмотрите, с кем вы имеете дело! С этими людьми теперь будет ассоциироваться имя вашего клуба.

Позицию Эль-Багдади поддержало уже множество людей и организаций — в том числе Amnesty International, в которой вспомнили все грехи принца за последние годы:

— При власти принца Мухаммеда бин Салмана правозащитники подвергаются гонениям, многие мирные активисты находятся в заключении — включая Люджейн аль-Хазлюль и других борцов за права женщин. Руководство страны бессовестно пыталось скрыть ужасное убийство журналиста Джамаля Хашогги. Также есть свидетельства того, что во время военных действий в Йемене они атаковали жилые дома и больницы.

Проблема в том, что когда преступления совершает государственное лицо, доказать это довольно сложно. Здравый смысл и даже факты такой человек, как Мухаммед, всегда найдет, как опровергнуть. Да и лишний раз ссориться с правителем мощной нефтяной державы никто не захочет. Безусловно, сам принц понимает, какая репутация у него на Западе. Именно поэтому он и ввязался во всю эту авантюру с покупкой футбольного клуба. Переубедить своих критиков ему никогда не удастся, но в глазах тех, кому политическая жизнь безразлична, он может приобрести статус щедрого мецената, не жалеющего своих средств на развитие европейского спорта. Неспроста правитель Саудовской Аравии ранее материально помогал ФИФА в организации Лиги Наций.

В английском языке для подобного есть специальный термин — «спортсуошинг» (sportswashing — спортивная стирка/обеление через спорт).

«Ньюкасл» становится для принца PR-инструментом, с помощью которого он хочет «отмыть» себя в глазах прогрессивной общественности.

В будущем это, возможно, поможет наладить экономические и дипломатические отношения с Великобританией. Те же цели преследовали, к примеру, владельцы «Манчестер Сити» и «ПСЖ» — тоже выходцы с Ближнего Востока. И многое им в итоге удалось.

Футбол — идеальная среда для тех, кто хочет выставить напоказ свою благотворительность. Финансовый доход он приносит не такой уж большой, зато символический капитал вырабатывает безотказно. Английская Премьер-лига — самый популярный и богатый чемпионат в мире, поэтому здесь эти процессы выражены особенно ярко. Всякий сомнительный политический режим стремится так или иначе отобразить себя на местной футбольной атрибутике. Показательна в этом смысле форма лондонского «Арсенала»: на груди — призыв летать рейсами авиакомпании «Эмирейтс», на рукаве — посетить Руанду.

Что теперь?

Пока болельщики танцуют возле «Сент-Джеймс Парка», журналисты и эксперты переживают за судьбу Премьер-лиги. Богатейшая футбольная организация, похоже, совершенно не против быть платформой для «спортсуошинга», чтобы за счет этого становиться еще богаче. Обозреватель The Guardian Барни Ронэй пишет в своей колонке:

— В английском футболе всегда много слов на важные темы, но, когда нужно на деле преодолевать барьеры, разделяющие наше общество, мы демонстрируем совершенно необъяснимую беспомощность. И вот в нашем элитном дивизионе появляется красивая, нарядная и щеголяющая большим кошельком реальность, бросающая вызов всем избитым фразам. В конце концов, деньги устанавливают собственные правила.

Убийства, дискриминация и прочие преступления принца Мухаммеда никуда не денутся. О них будут помнить так же, как помнят, например, о рабском труде мигрантов на стройках стадионов в Катаре или о том, что право проведения чемпионата мира, судя по всему, легко покупается в ФИФА. Помнить будут, но идти из-за этого на конфронтацию никто не решится, тем более, что сотрудничество, как ни крути, взаимовыгодное. А болельщики «Ньюкасла» еще год назад говорили, что все равно, кто владелец, если победим в АПЛ. В выигрыше, как всегда, все, кроме борцов за этику.

Если у кого-то оставались иллюзии насчет главных ценностей Премьер-лиги, то теперь они точно развеялись. Большой футбол не будет стоять на месте ради идеалов всеобщего равенства и моральной чистоты. Для развития футбола нужны деньги. А от кого они — вопрос второстепенный.

Глеб Томашевский — специально для «Новой»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow