КомментарийПолитика

Чужие там не ходят

Лишение аккредитации восьми членов российской миссии при НАТО и двукратное сокращение ее численности — не гром среди ясного неба

Фото: Getty Images

Фото: Getty Images

Расставание с россиянами стало логическим продолжением всей истории отношений между РФ и Североатлантическим Альянсом, которые развивались сначала поступательно, а после 2014 года перешли в состояние свободного падения.

Что касается игры в выдворение дипломатов, то первое значительное сокращение российского представительства при НАТО произошло в 2018 году в связи в предполагаемым отравлением в Солсбери бывшего офицера ГРУ Скрипаля и его дочери Юлии нервно-паралитическим веществом. Тогда из брюссельской штаб-квартиры НАТО были изгнаны российских 10 сотрудников и состав миссии уменьшен с 30 до 20 человек. Теперь он сокращен до 10. Эта мера вступит в силу в конце октября.

Объявленное в среду сокращение было подтверждено на следующий день генеральным секретарем альянса Йенсом Столтенбергом на пресс-конференции, посвященной рутинному совещанию высокопоставленных чиновников из столиц натовских стран. Походя. Казалось, не задай кто-то из журналистов вопроса, генсек и не упомянул бы об этом событии.

На этот раз российских дипломатов высылают даже не из-за «шпионского скандала», не за конкретные, пусть и выдуманные поступки, а просто по совокупности обстоятельств.

С точки зрения НАТО — за ненадобностью в связи с сокращением «фронта работ». Столтенберг заверил журналистов, что это ни в коем случае не связано с конкретным поводом, но альянсу необходимо было проявить бдительность перед лицом «злонамеренной деятельности России».

«Решение не связано с каким-либо конкретным событием, но мы заметили, что это незаявленные, работавшие под крышей сотрудники российской разведки, и мы наблюдали рост злонамеренной активности России, по крайней мере, в Европе. Поэтому нам пришлось действовать», — сказал Столтенберг.

Разведчики под дипломатической «крышей» — обычная практика во всем мире, и их высылка используется чаще только как повод выразить негативное отношение к другим проблемам. Занимались ли эти сотрудники миссии при НАТО шпионажем в классическом смысле или просто были объявлены офицерами российских спецслужб, не имеет никакого значения.

Генсек НАТО вскользь заметил, что действия этих людей «не соответствовали их аккредитации». Но главное, он охарактеризовал отношения НАТО с Россией как самые плохие после окончания холодной войны. Столтенберг упомянул наращивание военной мощи России на украинской границе и то, что, по его словам, было нарушением Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД).

«Решение об отзыве аккредитации основано на наших собственных данных, и мы не комментируем это», — сказал один из чиновников альянса, следуя международному стандарту ответов прессе на такие вопросы. В то же время в НАТО подчеркнули, что сохраняют готовность к диалогу с Москвой, несмотря на инцидент.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Фото: Getty Images

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Фото: Getty Images

История отношений альянса с Россией сплошь состоит из попыток диалога и сближения очень несхожего языка общения. Манфред Вернер был первым генсеком НАТО, который прилетел в СССР в эпоху Михаила Горбачева разведать почву для прекращения вражды. Потом были программа «Партнерство ради мира» (ПРМ) и Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), открытые для всей Европы, включая Россию. Были напряженные целеустремленные переговоры Примакова и Соланы, которые привели в 1997 году к подписанию Основополагающего акта Россия — НАТО. Был шаг назад во время бомбардировок Югославии и после «разворота» Примакова над Атлантикой в 1999-м. Но потом, в 2002 году, на авиабазе Пратика-ди-Маре натовские лидеры рукоплескали Владимиру Путину, который сказал «Я с вами» после крушения «близнецов» на Манхеттене. Тогда создали Совет Россия — НАТО (СРН). Наверное, это был пик сближения.

Отношения с альянсом были на подъеме при российских постпредах Афанасьевском, Чуркине и Кисляке, которые были по совместительству послами РФ в Бельгии, развивались ровно при генерале Тоцком, назначенном перед пенсией «отдельным» послом при НАТО, потом медленно разрушались при Рогозине, которого Путин, видимо, специально для этого прислал в Брюссель, и завершились при мимолетном финальном явлении Грушко.

С 1994 года, когда я был вхож в штаб-квартиру НАТО и разговаривал в кабинете на втором этаже со всеми его хозяевами, генеральными секретарями — Вилли Класом, Хавьером Соланой, Джорджем Робинсоном, Яапом де Хооп Схеффером, Андерсом Фогом Расмуссеном и Йенсом Столтенбергом, — заметил общее.

Все они в начале срока пламенно говорили о необходимости развития ухудшившихся отношений с Россией и с воодушевлением брались за это. Но к концу срока энтузиазм таял.

В 2014 году Североатлантический союз приостановил все практическое сотрудничество с Россией в ответ на ее действия против Украины. Прерванное взаимодействие включало проекты в Афганистане, борьбу с терроризмом и научно-техническое сотрудничество. И все равно с апреля 2016 года проведено семь заседаний СРН. Разговаривать по делу можно не только закадычным друзьям. С 2018 года «висит» предложение НАТО провести очередное заседание СРН. Мяч на поле россиян, говорит мой натовский собеседник. Но что-то не сошлось. Видимо, из-за накопленной враждебности. А заседание совета было бы особенно важным с учетом нынешней напряженности, считает он.

«Я встречался с министром иностранных дел Сергеем Лавровым в Нью-Йорке, во время Генеральной Ассамблеи ООН, но нам не удалось прийти к соглашению о созыве Совета Россия-НАТО», — сказал Столтенберг.

Большая проблема — в разной оценке общей ситуации. В день объявления о высылке российских дипломатов Столтенберг выступал на авторитетном собрании в Берлине.

«Мы переживаем поворотный момент, — сказал он. — Глобальная конкуренция растет. Россия более агрессивна за границей и более деспотична дома. Китай использует свою экономическую и военную мощь, чтобы подчинять себе другие страны и контролировать свой народ. Авторитарные режимы в Москве и Пекине бросают вызов устойчивости нашего общества».

Такие оценки делают крайне затруднительным достижение договоренностей между НАТО и Россией.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow