СюжетыПолитика

Флибустьеры идут на абордаж

Но дефолта США быть не должно ни при каких обстоятельствах. Его никогда и не было в американской истории

Флибустьеры идут на абордаж
Джо Байден и Министр финансов США Джанет Л. Йеллен. Фото: Reuters

18 октября — срок, когда правительство Соединенных Штатов не сможет обслуживать внешний долг. В настоящее время он составляет 28,84 триллиона долларов. Если посмотреть на специальную страницу в интернете usdebtclock.org, видно, как долг ежесекундно растет. Потолок заимствования установлен Конгрессом на уровне 28,4 триллиона долларов и технически был преодолен еще в конце июля.

Министр финансов Джанет Л. Йеллен предупредила американских законодателей (согласно Конституции, Конгресс разрешает и определяет потолок государственного долга) о «катастрофических» последствиях этой ситуации для американской экономики — повсеместном росте процентных ставок по кредитным картам, автокредитам, ипотеке и одновременно снижении стоимости акций. Выплаты по социальному страхованию могут быть отложены, а армия не будет знать, когда придет следующее жалованье.

Конгресс должен поднять размер государственного долга вплоть до декабря 2022 года, но из-за традиционного противодействия двух партий решения все еще нет.

Филибастером по голосованию

И если Палата представителей Конгресса уже проголосовала «за», то республиканцы в Сенате упорствуют. На 6 октября было назначено уже третье за 9 дней голосование, но республиканцы блокируют процесс. Из-за процедурных особенностей в верхней палате сенаторы-республиканцы могут остановить принятие необходимого документа с помощью так называемого филибастера — намеренного препятствования голосованию. Пользуясь своим правом беспрепятственно говорить, члены фракции меньшинства умышленно затягивают дебаты, их речи продолжаются часами и даже сутками, они как бы берут палату в осаду — отсюда «филибастер», то есть флибустьер, пират.

«Отцы-основатели» Америки, авторы Конституции и первый президент Джордж Вашингтон видели в такой процедуре преимущество Сената («блюдца, охлаждающего страсти») — гарантии того, что верхняя палата не будет в спешке принимать важные для страны законы. Рекордные филибастеры могут длиться свыше 30 часов. Чтобы не дать другим голосовать, оратор будет рассказывать о своем детстве, цитировать Библию, травить анекдоты.

Чтобы остановить намеренную блокировку работы сената, требуется не менее 60 голосов. Их у демократов сейчас нет. В верхней палате у них минимальный перевес.

Вместе с дополнительным голосом вице-президента Камалы Харрис — всего 51. То есть для правильного процедурного закона о повышении порога национального долга требуется поддержка 10 сенаторов-республиканцев. Но они голосуют дружно.

Зато есть два сенатора-демократа — Джо Мэнчин из Западной Вирджинии и Кирстен Синема из Аризоны, — которые не хотят, чтобы Белый дом и демократы Конгресса меняли процедуру для обхода филибастера. Они выступают и против программы реформ администрации Байдена, включающей пакет повышения налогов для самых богатых (с ежегодным доходом от $400 тыс.) и одновременно социальных расходов (уход за детьми и стариками, бесплатное жилье для малоимущих и т.д.), а также план развития инфраструктуры. Республиканцы против этих реформ, лидер сенатского меньшинства Митч Макконнелл называет план Байдена и демократов «проталкиванием партийного социализма». Президент уже сказал, что готов обсуждать снижение расходов на реформу с $3,5 трлн до двух. Без умеренных демократов, таких как сенатор Мэнчин, ничего принять не удастся.

Сенатор от Аризоны Кирстен Синема в здании Капитолия, 6 октября 2021 года. Фото: Reuters

Сенатор от Аризоны Кирстен Синема в здании Капитолия, 6 октября 2021 года. Фото: Reuters

Есть возможность поднять потолок государственного долга простым большинством в 51 голос. Для этого надо перейти к процедуре «согласования» бюджета (reconciliation), она обычно длится около двух недель. Если две партии начнут договариваться прямо сейчас, то к 18 октября практически успеют.

Есть и еще один вариант обойти филибастер и добиться принятия решения простым большинством. Его называют nuclear option — «ядерный вариант» по аналогии с ядерным оружием, как самое крайнее, радикальное средство ведения войны. Он может быть использован лидером большинства в Сенате, в данном случае — демократом из штата Нью-Йорк Чаком Шумером, который поднимет вопрос по порядку ведения заседания и установит новую процедуру голосования.

То есть в нынешней вроде бы патовой ситуации есть несколько путей решения проблемы.

Дефолта быть не должно…

…ни при каких обстоятельствах. Его никогда и не было в истории США, и демократы, и республиканцы не должны допустить обвала экономики и в этот раз. Речь идет об остром политическом торге, где обе стороны не жалеют уничижительных эпитетов. Но на финишной прямой договариваться придется. Поэтому и финансовые рынки США пока относительно спокойны, отмечает Newsweek. Процентные ставки по 10-летним казначейским облигациям — чуть менее 1,5%. Этот показатель немного выше, чем исторический минимум, установленный в прошлом году по мере распространения пандемии коронавируса, но он все еще ниже, чем в любое другое время за почти 60 лет, отслеживаемых Федеральной резервной системой.

«Уже на этой неделе действия республиканцев могут напрямую повлиять на ваши сбережения и ваш кошелек», — сказал Байден, предупредив, что неудавшееся голосование в среду может вызвать потрясение на финансовых рынках. «В нашу экономику летит метеорит», — сказал президент. Накануне очередного голосования в Сенате он встретился с «капитанами бизнеса», гендиректорами крупнейших компаний — Citigroup, Bank of America, JPMorgan Chase, Nasdaq и др., чтобы «немедленно обсудить лимит долга и разрушительные последствия для американских семей, малого бизнеса и экономики, если ненужная задержка продолжится».

Джо Байден во время встречи с гендиректорами крупнейших компаний. Вашингтон, 6 октября. Фото: Reuters

Джо Байден во время встречи с гендиректорами крупнейших компаний. Вашингтон, 6 октября. Фото: Reuters

В традициях «большого стиля» американских президентов Байден заявил: «США — это страна, которая всегда платит по своим счетам. Мы никогда не допускали дефолтов. То, за что мы платим, позволяет нам оставаться великой нацией, предоставлять социальные льготы пожилым людям и ветеранам, зарплаты храбрым военнослужащим… Республиканцы не только отказываются выполнять свою работу, они угрожают использовать власть — свою силу, чтобы помешать нам спасать экономику от катастрофического события. Я считаю, откровенно говоря, это лицемерно, опасно и позорно».

Байден призвал Республиканскую партию «прекратить играть в русскую рулетку с американской экономикой» и согласиться проголосовать за повышение потолка долга.

В свою очередь, лидер республиканского меньшинства Митч Макконнелл направил письмо президенту, в котором заявил, что не откажется от использования филибастера и что ответственность за поиск решения полностью лежит на демократах. Макконнелл напомнил, что сам Байден, будучи сенатором, трижды выступал против повышения размера долга во времена президентства Джорджа Буша-младшего. «Двухпартийность — это не выключатель света, которым спикер Пелоси и лидер Шумер могут щелкнуть, чтобы занять деньги, и щелкнуть, чтобы потратить их, — написал Макконнелл. — В течение двух с половиной месяцев мы предупреждали, что, поскольку ваша партия желает править в одиночку, она также должна самостоятельно решать вопрос о размере долга».

В Белом доме заявили, что историческая ссылка некорректна, в упомянутых случаях демократы не пользовались филибастером, умышленно не срывали голосование. Пресс-секретарь президента Джен Псаки убеждала журналистов: за время президентства Трампа долг США вырос на $7,8 трлн, а у Байдена — пока «только» на 676 млрд. Республиканцы «тратили как пьяные матросы» за годы до того, как Байден вступил в должность, и, таким образом, несут ответственность и должны голосовать, а не срывать голосование.

Сенатор, лидер большинства Чак Шумер сказал, что законопроект, повышающий потолок долга, должен лечь на стол президента в течение нескольких дней, а не недель, и пригрозил задержать сенаторов в Вашингтоне на выходные и отменить предстоящие парламентские каникулы, но закон о госдолге принять.

Октябрь для американских госслужащих — самый «веселый месяц», когда они могут остаться без зарплаты или уйти в вынужденный отпуск.

Первого октября начинается новый финансовый год, а бюджет из-за острого политического противостояния законодатели принять не успевают.

Лидер республиканцев в Сенате США Митч МакКоннелл. Фото: Reuters

Лидер республиканцев в Сенате США Митч МакКоннелл. Фото: Reuters

В последние годы все чаще мы наблюдаем «шатдаун» — вынужденную приостановку работы федерального правительства из-за недофинансирования. В этом году законодателям удалось принять программу временного государственного финансирования и отложить кризис до декабря. 15 сенаторов-республиканцев согласились проголосовать «за». Расклад в сенате — 65 на 35.

Статистика говорит за то, что решение найдется. С 1960 года Конгресс постоянно повышал, временно продлевал или пересматривал размер долга — 49 раз при президентах-республиканцах и 29 раз при президентах-демократах. «Лидеры Конгресса обеих партий признавали, что это необходимо», — говорится в сообщении на веб-сайте американского министерства финансов. Повторю, в истории США дефолта по госдолгу не было никогда.

И словно подтверждая вышесказанное, когда материал уже был готов, главное действующее лицо конфликта Митч Макконнелл выступил с предложением: республиканцы готовы на краткосрочное увеличение размера долга до декабря, если демократы укажут точную сумму, на которую они хотят поднять потолок. Часть сенаторов-демократов с ходу отвергли эту идею, усмотрев в ней «политические игры», но затем, сообщили СМИ, лидеры партии назвали предложение своей «временной победой». Сообщается, что оно будет принято. А значит, дефолт «переносится» на декабрь.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow