СюжетыОбщество

Время пить чай и петь песни

Обрывки снов из карельской сумеречной зоны (фоторассказ в шести главах)

Время пить чай и петь песни
Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Путь. Движение

Когда выезжаешь из мегаполиса, в котором прожил всю жизнь в неизвестном направлении, то появляется просто путь, но отсутствует цель. Сознание рисует образы мистического среднерусского Средневековья. В густых лесах обитает неведомая хтонь, сумасшедший дед мастерит из бревен детей и выставляет их вдоль дороги — это одна из местных легенд. На деле же мы получили русскую эклектику, соединяющую в себе голубятню и лубочный киберпанк. Что может твориться в голове у человека, украшающего нишу своего частного дома, похожего на диснеевский замок, белым алебастровым бюстом Ленина? LED-панели на кирпичных советских универмагах сообщают о скидках и призывают что-то купить, а рядом детский синтепоновый пуховик застрял в кустах крыжовника — это уже действительность, с которой мы столкнулись.

Поселок имени Морозова. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Поселок имени Морозова. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Поселок Синявино. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Поселок Синявино. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Постиндустриальный ветер перемен со стороны города, где пьют «кофе с собой» и едят «шаверму здесь», ослабевает, оставляя только high tech и low life. Электроовец нет, но есть обычные.

Путь ведет дальше на север, и даже от примитивных коммерческих технологий не остается следа. Вместо них на местность смотрят остовы древних колхозов и водонапорные башни —

триумф человека над гравитацией и уровнем моря. Ржавчина разъедает металл сельскохозяйственных монструозных агрегатов, с виду похожих на боевые машины древней войны. На их корпусах отслаивается краска, покрывая пересеченную местность. Как допотопные роботы из «Острова ржавого генерала», они гармонируют с рыжими пятнами ленивых коров.

Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Деревня Дусьево. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Деревня Дусьево. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

На горизонте дымит что-то промышленно тяжелое. Широкая река приносит гул с противоположного берега, а мы проезжаем вдоль кладбища. Надгробные плиты с выцветшими фотографиями умерших людей направлены в сторону давно закрытого продуктового магазина «День и ночь». Из-за мусорного бака появляется абиссинский кот, но мужчина в окне ларька с шашлыками просит его не кормить.

Кладбище в городе Волхове. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Кладбище в городе Волхове. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Абиссинский кот. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Абиссинский кот. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Кладбища, деревенские коты, грохочущий басом наплавной мост — все это уже позади. На берегу реки дети набирают лед в пятилитровые бутылки, а рядом дед сидит на корме моторной лодки «Митя» и чешет бороду. Впереди громадина маяка. У его подножия коровы, а неподалеку мужики играют в карты. Просят возвращаться назад. Они не принадлежат пути, они просто здесь, но хочется остаться жить вместе с ними. На побережье якорь. Еще один. Их много, но лодка всего одна — недалеко от гидрологического моста. Ее хорошо видно с деревянной лавки. Главное — сесть так, чтобы не вымазаться в помете чаек.

Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Деревня Загубье. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Деревня Загубье. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Деревня Сторожно и Стороженский Маяк. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Деревня Сторожно и Стороженский Маяк. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Проехали огромный металлический мост. После него что-то изменилось внутри. Путь превратился в цель. Мы поняли, что несвободны. Доставка еды и отпуск в Турции сделали жизнь легче, но просто спрятали за собой свободу. Она за бесконечными пользовательскими соглашениями, интерфейсами, повседневной одеждой и потребительскими кредитами. Мы забыли, что свобода есть. У нас просто слишком много забот. Но когда путь освободил поле зрения от белого шума, то поиск свободы стал целью. Она часть пути. Но где ее искать?

Объявление на закрытом магазине в городе Волхове. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Объявление на закрытом магазине в городе Волхове. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

По пути в Карелию. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

По пути в Карелию. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Обрывки новостей пробиваются через помехи бортового радио. Над темным лесом красные огни. Это стратегические бомбардировщики летят в Афганистан. Нет, это просто сотовые вышки — железные деревья, несущие сервисы туда, где бани топят по-черному. В сумеречную зону между северным побережьем Ладожского озера и Петрозаводском. Деревня Кинерма. Она принадлежит пути, и в ней есть цель.

Деревня Кинерма, Карелия, фотография начала XX века

Деревня Кинерма, Карелия, фотография начала XX века

Цель. Поиск

Кажется, что лучшее всегда где-то впереди. За тем поворотом или по следующей ссылке. Или в стране, куда еще не сделана виза. Поиск рождает путь. Цель пути — свобода. Просто она имеет разные имена. Чтобы их увидеть, нужно попасть на фронтир между мирами, где имена свободы проявляют себя. Там боги предлагают разные таблетки — синие или красные. Правильной таблетки нет, есть только ощущения от нее. Наш Бог остался где-то за огромным металлическим мостом, поэтому нужно найти нового.

Сумеречная зона находится за вышками древних сосен — через них не проходит 4G-сигнал. Когда-то здесь был ледник, а сейчас восемь домов и церковь, в которой мироточит икона. Корейский автобус высаживает туристов и потомков у церкви. Пока взрослые отдают души своему Богу, который на небе, их дети бегают по старинным надгробным плитам и стараются тихо смеяться. Люди расступаются, чтобы пропустить лесовозы — они от другого бога, который из машины. Знакомое чувство, ведь это Бог, которого мы оставили 12 часов назад.

Жители и гости Кинермы. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Жители и гости Кинермы. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Жители и гости Кинермы. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Жители и гости Кинермы. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Павел сидит за столом и пьет чай. Это его цель. Пыль в воздухе подсвечивается плотными лучами солнца, на столе стоят тарелки с надкусанными карельскими калитками.

«В Книге Бытия написано, что Бог дал человеку призвание, цель — ухаживать за райским садом. Наверное, на одном из самых базовых уровней в этом есть великий смысл для каждого человека. В глубине человек создан и призван ухаживать за творениями Бога. Для меня свобода — это когда у вас с живыми существами и соседями выстроены хорошие отношения. Когда это становится нормальным, то от этого не только начинаешь кайфовать, а приходишь к выводу, что оно так и должно быть. Думаю, что крестьянская жизнь наиболее близка к божественному».

Павель Притуп - один из жителей Кинермы. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Павель Притуп - один из жителей Кинермы. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Бог из машины построил город и освободил людей от забот. Его заповеди в уличной рекламе, а его стиль — в каталогах. Освобождение не принесло облегчения. Люди не знают друг друга, их отношения обезличенные и одноразовые, а свободу они видят в стремлении к бессмертию через самовыражение и бесконечный поиск. Они бредут от метро в лабиринт городских кварталов. В этой толпе выживут все, но кто-то будет собирать скидочные купоны у промоутеров, а кто-то поедет в булочную на такси. В учебниках по экономике это называют капитализмом. Их заботы не исчезли, они просто изменились, поменяли названия, а проблемы так и не решились.

Квартира в большом городе (первое воспоминание о начале пути). Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Квартира в большом городе (первое воспоминание о начале пути). Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Человек думает, что, оптимизировав жизнь, решив бытовые проблемы, он придет к миру внутри. У него останется время на себя, и он сможет освободить свой разум, чтобы достичь просветления — через приложение для медитации на смартфоне, где первые три занятия бесплатно, а потом за 99 рублей в месяц. Ссылка на психолога в браузере. Одна, вторая. Йога по вторникам, подписка на документальное кино, фестиваль молодых поэтов, кредитка в банковском приложении, распродажа на «черную пятницу». Вышел на проспект за крафтовым пивом — приехал в автозаке в районный отдел МВД. А там все те же четыре стены, все те же люди в рубашках по скидке. На ярком экране SMS — напоминание об оплате кредита. Они тоже служат своему Богу и ищут свободу в искусственном городе с искусственными отношениями, но думают, что это нормально, ведь у всех так. Когда человек был изгнан из Эдема, он захотел построить свой. Но у него не получилось. Райский сад стал бесконечным проектом из будущего, утопией из стекла и камня. Он будет, но не сейчас и не для тебя, как коммунизм к 80-му году.

Квартира в большом городе (второе воспоминание о начале пути). Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Квартира в большом городе (второе воспоминание о начале пути). Фото: Алексей Душутин / «Новая»

«Город — это искусственная среда, созданная человеком. Это место, где человек что-то изобретает, проявляет себя. Но это все искусственное.

Сельская местность — это природная среда. Она неподвластна человеку, не он ее создал. В силу того, что человек сам несовершенен, он своими достижениями посадил себя же в клетку, — говорит Павел, попивая чай. — Когда я в городе — я в клетке. Жизнь среди природы, там, где ты мало что можешь противопоставить ей, — здесь ты понимаешь собственные ограничения. Подул сильный ветер, началась осень, и ты ничего с этим не можешь поделать. Ты вынужден взять и спрятаться. Но в этом и есть свобода — в том, что ты ничего не можешь поделать. Что ты просто пошел, спрятался и принял это».

Свобода — прогресс/состояние

Для бога из машины прогресс — это постоянное освобождение от внешних ограничений. От забот, от страданий, от сложности выбора книги/фильма/путевки туда, где все включено. Прогресс — это не состояние, а движение. Это не момент, а цель, которую не достигнут даже дети детей. Люди ищут свободу внутри, но там пусто, а заборы и стены не дают смотреть вперед — это забота системы.

Статуя во дворе в деревне Ведлозеро. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Статуя во дворе в деревне Ведлозеро. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Бог, который на небе, — он внутри. Он создает сообщество. Это общение сегодня, завтра, через год и через десять лет. Это дети, которые выбирают университет ближе к дому, чтобы ездить на выходные к родителям. Это двухэтажный дом, где сохраняют родной язык и предлагают надеть бахилы из коробки с улыбающимся Райаном Гослингом. Это вечеринка «Сенокос пати», потому что сенокос закончился.

Чай с калитками в Доме Карельского Языка, деревня Ведлозеро, Карелия. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Чай с калитками в Доме Карельского Языка, деревня Ведлозеро, Карелия. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Саша сидит в столовой, пока на кухне варится уха. Пахнет деревом и едой. В ее светлых глазах блестит вечернее солнце, а об ноги трется кот — он ждет рыбу, которую не получит.

«Я ощущаю себя здесь на своем месте. В городе ты больше мыслишь материально. У тебя больше доступа к людям, развлечениям, комфорту. А здесь есть доступ к спокойствию. В городе много людей, там я не чувствую себя комфортно. Если в Ведлозере вы пройдете по улице, то там каждый с вами поздоровается. Люди видят друг друга. Это так уютно, что люди друг друга замечают. Ты можешь рассмотреть каждого. Здесь человек не одноразовый прохожий, у тебя с ним есть связь. В деревне больше вспоминаешь. Здесь есть время на подумать и пообщаться. Свобода в деревне — это когда ты знаешь людей и себя».

Саша, презжает в Кинерму на лето второй год подряд. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Саша, презжает в Кинерму на лето второй год подряд. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Флажками отмечены места откуда приезжали гости в деревню. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Флажками отмечены места откуда приезжали гости в деревню. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Технологии забирают у человека рутину. Предполагается, что это подарит ему золотой век, когда не нужно будет думать о таких недостойных вещах, как уход за домом, составление списка покупок, и помнить чужие дни рождения. Как будто бы это даст больше времени на развитие и прогресс, который бог из машины обещает вон там, за очередным поворотом, где сингулярность и искусственный интеллект. Но пока что там просто лесовозы, они снова везут бревна.

Вид из дома на деревенскую дорогу. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Вид из дома на деревенскую дорогу. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Где-то недалеко от дома Павла погиб цыпленок, но он об этом еще не знает. Это естественный круг жизни. В комнате, у стены, на одеяле лежит новорожденный козлик — его мама умерла при родах, дети по очереди кормят его из бутылочки с соской. Павел все еще пьет чай, а его огромная борода двигается вместе с губами.

«Иногда говорят, что в деревне скучно жить: все одно и то же. Ни фига оно не одно и то же. Каждый день отличается. Все это замечается со временем. В городе ничего не меняется, а здесь все разное. Мудрость приходит из того, что ты изо дня в день повторяешь рутину и начинаешь видеть, чувствовать, слышать такие нюансы, что это невозможно не погуглить, не скачать, этим нужно жить. Мудрость — это божественная штука. Рутина дает в какой-то степени свободу. Ты знаешь, что ты делаешь. Ты на своем месте».

В часовне. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

В часовне. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Дом семьи Павла. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Дом семьи Павла. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Семья Павла в деревне самая большая, в ней 8 детей. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Семья Павла в деревне самая большая, в ней 8 детей. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Время пить чай и петь песни

Старый ГАЗ в деревню пригнали вчера, но кажется, что он там уже вечность. В его кузове четыре квадратных метра карельского Вудстока. Рок-группа из старшеклассников играет психоделический рок из 70-х и поет псалмы под соло на балалайке. Женщина в традиционном карельском костюме гладит белого пса по покатому брюху. На сцену прыгает мужик и просит сыграть лучшую песню Цоя — «Самолет». Только эту песню никто не знает, но все соглашаются и на «Кукушку». Он двигается как Йен Кёртис под звуки перегруженных гитар. Музыка стихает: по дороге снова проехали лесовозы и Кинерму затянуло пылью.

Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Выступление деревенской рок-группы. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Выступление деревенской рок-группы. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Жизнь в райском саду — это наслаждение моментом. Крестный ход идет по деревне под знаменем Бога, который внутри. Церковный отец разбрызгивает святую воду вокруг себя. Капли падают на айфоны потомков, на ржавые пудовые гири, штанги и на блины по пять килограмм — это деревенская качалка. На людей с высоты крыльца смотрит 89-летний дядя Ваня. В его ушах стереогарнитура слухового аппарата, раньше он работал на лесопилке, а теперь в сумраке старого дома смотрит два телевизора и абсолютно счастлив. Дядя Ваня много смеется и его совершенно не беспокоит, что не вся его речь и мысли понятны окружающим.

Крестный ход по Кинерме. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Крестный ход по Кинерме. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Деда Ваня - старейший житель Кинермы. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Деда Ваня - старейший житель Кинермы. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

В деревне время течет медленно, оно похоже на что-то густое, пахнет теплым чаем. Возникает детское чувство дома.

Уход за райским садом — это и путь, и цель. Это осознание того, что ты на своем месте. Нет нужды в соревновании с другими и нет нужды лететь на Марс — зачем? Ведь на Марсе пока нет любви, там нет людей, о которых надо заботиться. Там не выкормить козленка и не спеть Цоя под грязную lo-fi-гитару. Сумеречная зона перестает быть сумеречной, потому что нет уже никаких сумерек. Есть теплое солнце, любовь и забота, а люди знают друг друга — это свобода.

Лесовозы проезжают по главной дороге деревни каждый час. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Лесовозы проезжают по главной дороге деревни каждый час. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Павел держит на руках дочь. Она обнимает его за шею и шепчет на ухо, что он очень красивый. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Павел держит на руках дочь. Она обнимает его за шею и шепчет на ухо, что он очень красивый. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Павел допивает свой чай и двигает чашку пальцем на пол-оборота.

«Вот у меня картинка такая перед глазами, что я хочу такой жизнью жить здесь, в деревне, чтобы было время пить чай с соседями и друзьями и петь песни. Потому что когда есть время пить чай и петь песни, именно тогда в деревне все хорошо. Деревня двигается куда надо. Когда поешь песни, то чуть ли не на духовном уровне общаешься».

Указатель при въезде в деревню. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Указатель при въезде в деревню. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Возвращение

Смартфон поймал 4G-сигнал, через iPod заиграла электронная музыка. Дорога ведет назад, в город вечных семи утра. Мы двигаемся обратно к богу из машины. Его ржавые артефакты выплывают из вечернего тумана. Сквозь него видны заросли борщевика. Они как пальмы из «Апокалипсиса сегодня», только без вертолетов и музыки The Doors. Тишина начинает расползаться, уступая место нарастающему шуму. Пазл реальности снова собирается, но уже в другую композицию. В ту, где есть место тишине.

Лахденпохский район, Карелия. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Лахденпохский район, Карелия. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Дорога перестала быть целью, она уже и не путь, а просто дорога назад. Человек — пересечение пути и цели. Мы искали то, что скрыто, а на самом деле ничего не скрыто. Образы мистического — их нет. Киберпанк-эклектика советской тяжелой промышленности — она есть, но это просто фон, чтобы заполнить смысловую пустоту. То, что важно, всегда на виду: сообщество, любовь, забота. Свобода — это отношения, это чувство, это Бог внутри.

Надпись по дороге из Карелии в Санкт-Петербург. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Надпись по дороге из Карелии в Санкт-Петербург. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Бога из машины придумали, чтобы найти свободу в технологической утопии, чтобы всегда был «кофе с собой». В рекламе говорят, что он дарит радость, но радость дарит человек.

Послесловие

Образ российской деревни в массовой культуре сложно назвать привлекательным. Вы наверняка видели посты в интернете, где полугнилой деревянный дом по окна врос в землю, а под ним подпись, что «это в 15 километрах от Москвы». Экономический спад, урбанизация, русская тоска — это действительно убивает деревню, превращая ее в населенный пункт курильщика. Когда мы отправились на север, то неизвестность заставляла нас играться стереотипными образами русской глубинки. Мы скрещивали лубочную романтику мультиков «Карусель» и гибсоновский киберпанк, искали в полуразрушенных совхозах следы линчевского безумия. Но в реальности нас встречали только сонные собаки, дома с пластиковым сайдингом и густые леса, где ничего нет, но так хочется, чтобы было хоть что-то мистическое. Но Кинерма оказалась совершенно особым местом.

Забор в соседней с Кинермой деревне - Ведлозеро. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Забор в соседней с Кинермой деревне - Ведлозеро. Фото: Алексей Душутин / «Новая»

Когда мы проснулись в старинном карельском доме, то с действительностью нас соединяли только скрипучие икеевские кровати — они из той, вчерашней жизни. Было непонятно, продолжаем ли мы спать или, наоборот, первый раз в жизни по-настоящему проснулись. В этом сне мы увидели невероятных людей. Они показали нам жизнь, которую мы не ожидали увидеть. Свободную в своей простоте, где не особо-то и важен образ будущего, где люди и их отношения — это и есть свобода здесь и сейчас.

Говорим спасибо всем людям, которые провели нас через свою жизнь и показали моменты счастья: Ивану и Надежде Калмыковым, Павлу и Бетси Притупам, Александре Огорчаловой, дяде Ване Ершову и его дочери Людмиле Ласениной.

Влад Чертыков, Алексей Душутин

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow