Комментарий · Общество

Ни ТО, ни сё

Реформа техосмотра привела лишь к тому, что это стало дорого для конечного потребителя

Этот материал вышел в № 111 от 4 октября 2021
Читать номер
Этот материал вышел
в № 111 от 4 октября 2021
13:12, 1 октября 2021Изольда Дробина, собкор «Новой» на Урале
views

15267

13:12, 1 октября 2021Изольда Дробина, собкор «Новой» на Урале
views

15267

Фото: DPA / TASS

Первого октября закончился срок действия отсрочки диагностических карт, а вместе с ним и растиражированная иллюзия, что техосмотр перестал быть обязательным.

Страховой агент Марина Д. расстроена — ее месячный доход ощутимо уменьшился. Весеннее нововведение с отвязкой диагностической карты от возможности оформления полиса ОСАГО больно ударило по ее карману.

— Раньше у нас были негласные договоренности со станцией техосмотра, — рассказывает она, — водителю не приходилось даже ездить туда, мы сами все оформляли. Диагностическая карта «без выезда» собственнику легкового автомобиля обходилась в 1000–1500 рублей. Агент получал из этой суммы от 200 до 1000 рублей. Полгода водители радовались, что при покупке страхового полиса не нужно платить за карту. Но 1 октября они получили новый «головняк». Тут либо реально техосмотр проходить, либо платить дороже за липовую карту.

Штраф небольшой, но ежедневный

С 22 августа законодатель отвязал диагностическую карту от полиса ОСАГО. Что это значит для рядового водителя?

— При заключении договора страхования карту больше не требуют, но во всех остальных случаях она нужна, — объясняет Александр Порубенко, заместитель начальника отдела надзорной деятельности УГИБДД Свердловской области. — У нас водители как услышали, что не нужно проходить техосмотр, обрадовались. Не нужно его проходить только в том случае, если вы полис оформляете. Но надо понимать, что страховая компания вправе отказать в выплате при ДТП, если у водителя не было диагностической карты, потому что только этот документ подтверждает, что автомобиль был технически исправным.

По словам сотрудника Госавтоинспекции, карта нужна в первую очередь такси, автобусам и грузовым автомобилям, перевозящим опасные грузы. В настоящее время за отсутствие техосмотра — штраф 500 рублей. Если транспортное средство закреплено за юридическим лицом, выписывается штраф на должностное лицо — 3 тысячи рублей. Если техосмотр не пройден у пассажирского транспорта, это будет расцениваться и как нарушение условий лицензирования, что чревато прекращением действия лицензии.

Фото: РИА Новости

— Инспектор ГИБДД может попросить водителя предъявить диагностическую карту, — продолжает наш собеседник, — но с 1 марта 2021 года проверить ее он может и в электронном виде. У нас есть доступ к базе учета проведения технических осмотров. Ее при себе иметь не обязательно. По желанию водителя карту могут выдать на руки.

С 1 марта обязательным требованием стало наличие фотографий при прохождении техосмотра в пункте диагностики. На легковой автомобиль выделяется 30 минут. Раньше сотрудники ГИБДД выявляли, что транспортные средства не приезжали в пункты техосмотра, а диагностические карты выдавались формально. С учетом новых требований данная ситуация стала практически невозможной. Может быть, из-за этого Российский союз автостраховщиков (РСА) и выступил с инициативой отвязать полис ОСАГО от диагностической карты. Фото и результаты техосмотра хранятся в базе ГИБДД, их всегда можно проверить.

Новый легковой автомобиль первые четыре года техосмотр не проходит, потом два раза — каждые два года, в последующий период — ежегодно. 

Для такси первая диагностика — тоже через четыре года, потом ежегодно. Автомобили старше 10 лет — каждые полгода.

Например, стоимость техосмотра в Свердловской области не изменилась: легковой автомобиль — 498 рублей, автобус — 900 рублей.

— Штраф за непрохождение техосмотра планируют повысить с 1 марта 2022 года до двух тысяч рублей, — говорит Александр Порубенко. — У камер фиксации дорожных правонарушений будет доступ к базе, и они смогут сразу штрафовать нарушителей, но не более одного раза в сутки. В последнее время при ДТП часто выясняется, что у водителя не было ни полиса ОСАГО, ни техосмотра.

Фото:  Гавриил Григоров / ТАСС

По данным пресс-службы УГИБДД Свердловской области, с начала года на территории региона произошло 1574 ДТП, из них 128 — по причине технической неисправности транспортного средства. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года рост 245%.

На территории Свердловской области достаточно пунктов техосмотра. Сегодня они загружены примерно на 30%, и ажиотажа не наблюдается.

Очередная кормушка

— Техосмотр никуда не передавали, он как был у страховщиков, так у них и остался, — говорит Кирилл Форманчук, председатель Комитета по защите прав автовладельцев. — В период своего президентства Дмитрий Медведев вывел техосмотр из подведомственности ГАИ. Его отдали Российскому союзу автостраховщиков. Вот с того момента и стало возможным у любого страхового агента купить диагностическую карту. Оптом бланки продаются от 150 рублей. То есть страховой агент их покупает на «оптовке», а потом продает за ту сумму, на какую хватит фантазии. В среднем цена начинается от 1000 рублей.

По словам правозащитника, в последний год правительство реформировало всю процедуру техосмотра. Но все это не работало, пока с полисом ОСАГО в любой подворотне можно было купить диагностическую карту.

— Ладно легковые машины, — размышляет Кирилл. — Но есть грузовики, которые перевозят опасные грузы. Они, как и такси, и пассажирские автобусы, обязаны проходить техосмотр раз в полгода. Получается, ради такого опасного транспорта и принимался закон о техосмотре, но и в этом случае водители без проблем покупали диагностические карты.

С 2019 года государство начало реформу техосмотра. Сначала ввели повышенные требования к диагностическим станциям, добавили фотографирование с GPS, с привязкой к местности, сделали сервер, на который эти фото нужно закачивать.

— Мы подсчитали, что каждый день около 40 тысяч автомобилей проходит в стране техосмотр, — продолжает общественник. — Зачем этот сервер, если никто никогда не посмотрит эти фотографии? Пусть даже по пять фото на каждое авто — это огромный объем информации. Все автостанции для техосмотра обязали купить дорогие фотоаппараты с ГЛОНАССом. Фотографируют в боксе, а представляете, какая погрешность при фотографировании в бетонном помещении? Потом сервер не принимает эти фотографии, потому что у них координаты не сходятся на несколько метров. Все это продолжалось два года. В итоге техосмотр временно отменили, потому что куча проблем: то станции не могли купить оборудование, то ковид, то еще что-то…

Фактически для рядового потребителя, который последние годы добросовестно проходил техосмотр, ничего не изменилось. Он так же в обозначенные сроки едет на станцию технического осмотра и получает диагностическую карту. Но мы же понимаем, что такой владелец авто — редкий экземпляр. Никто техосмотр честно не проходил, все покупали карту.

— Проблема в водителях грузовиков, особенно дальнобойщиках, — считает наш собеседник.

— Они покупали карты в среднем по тысяче рублей. Сейчас для них цена увеличилась до четырех тысяч рублей.

Фото: РИА Новости

Водитель легковушки поедет и за тысячу-полторы пройдет процедуру официально. Но если у грузовика трещина в лобовом стекле, его замена стоит от 60 тысяч. Колеса по 50–60 тысяч каждое, а их на одной только оси бывает 2–4, так что водителям большегрузов дешевле купить техосмотр, чем чинить машину. К слову, цены на «левый» техосмотр резко выросли. Теперь подделка технически стала более сложной. Вы присылаете фото своего авто, на станции «встраивают» в его данные нужные GPS-координаты — мы живем в век информационных технологий, подделка все равно возможна.

Реформа техосмотра привела лишь к тому, что это стало дорого для конечного потребителя. Дорого и для диагностических станций, потому что они на многие миллионы закупили требуемое оборудование и подключились к необходимым системам. Как и в истории с системой «Платон», очередной олигарх обогатился и на этой государственной реформе.

— Техосмотр — это доходный бизнес, — уверен Кирилл Форманчук. — Был период, когда РСА разрешил передвижные станции техосмотра. Подобные станции, аккредитованные где-нибудь в Москве, по всей стране продавали диагностические карты, словно они действительно колесили по всем уголкам России. Все про это знают — и страховщики, и гаишники. Государство само вывело эту коррупционную кормушку, из которой кормится большое количество структур.

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#техосмотр #автомобили #штрафы #техника #авто #дальнобойщики #такси

выпуск

№ 111 от 4 октября 2021

Slide 1 of 6
№ 111 от 4 октября 2021

Топ 6

1.
открытое письмо

«Настоящие голоса попали в черный ящик» Открытое письмо членов электронного избиркома Алексею Венедиктову, руководителю общественного штаба по наблюдению за выборами

views

133139

2.
Репортажи

«Спасибо, что не за Навального» Коммунисты собрали в Москве массовый митинг за отмену выборов в Госдуму

views

118657

3.
Сюжеты

«Он родится кривой и косой. Давай делай аборт» Минздрав обяжет онкобольных беременных женщин лечиться по месту регистрации. Это решение может обернуться катастрофой

views

99674

4.
Интервью

«Сильная власть не бегает за тетеньками моего возраста» Интервью самарской пенсионерки Людмилы Кузьминой, которую Минюст признал «иноагентом»

views

98044

5.
Колонка

Про Венедиктова и ненависть Абсолютно личная колонка

views

78365

6.
Интервью

Боты с правом решающего голоса Член избиркома дистанционного электронного голосования Николай Колосов — о «потемкинской деревне» для наблюдателей

views

76047

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
close

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera