Комментарий · Культура

Потрогать или дотронуться?

Какие выставки смотреть в октябре

Этот материал вышел в № 112 от 6 октября 2021
Читать номер
Этот материал вышел
в № 112 от 6 октября 2021
13:16, 30 сентября 2021
views

7846

13:16, 30 сентября 2021
views

7846

На выставке «Юрий Пименов» в Третьяковской галерее на Крымском Валу в Москве. Фото: РИА Новости

Юрий Пименов

Москва, Новая Третьяковка

Большая ретроспектива на Крымском валу продолжает цикл о мастерах советской эпохи. Но если на Фалька стояли очереди, то Пименов (1903–1977) их может и не дождаться. А зря, очередей он стоит, тем более что Третьяковка впервые показывает его так широко. Ранний Пименов — это вообще что-то невообразимое, будь то графика с характерным для 20-х дыханием или картины в духе позднего экспрессионизма. «Инвалидов войны» (1926) Третьяковка передала в 1929-м Русскому музею и сегодня наверняка об этом жалеет — мало чего в нашем искусстве можно найти равного по остроте живописного языка и силе антимилитаристского высказывания.

У картины Юрия Пименова «Новые номера» (1963 г.) в Третьяковской галерее на Крымском Валу в Москве. Фото: РИА Новости

Впрочем, в конце 20-х уже всюду царила милитаризация, войну войне объявляли лишь на словах, на деле же к ней готовились. Пафос «Инвалидов» казался лишним, потому, наверное, и отдали из столицы. В то же время у Пименова начинался уже глубокий кризис, завершившийся спасительным для житейской биографии, но в чем-то самоубийственным для искусства решением. Пименов словно забыл заветы Фаворского и Фалилеева, у которых учился графике во Вхутемасе, тихо отрекся от эстетики ОСТа, «Общества станковистов», среди основателей которого был в 1925-м, и сделался нерядовым советским художником, живописующим радости жизни в самых разных формах — от цветов до натюрморта с «Утренними покупками» (а что, для 1951 года — самое безопасное дело).

В мемуарах Лабаса встречается объяснение произошедшей перемене — дескать, Пименова укусила собака, он надолго впал в депрессию, боясь скорой смерти, а затем решил просто радоваться жизни. Кураторы версию не поддерживают, но и не опровергают, и эта отсутствующая рефлексия по поводу биографии, ее строительства и гибельной сдачи, чувствуется в общей концепции. Но и недавняя ретроспектива Фалька обошлась без размышлений на тему того, что же произошло с автором в конце 20-х, когда из яркого авангардиста он превратился в отечественного полуимпрессиониста с Пречистенки и из Зарайска. Остается довериться каталожной цитате из мемуаров дочери: все совпало — борьба с формализмом, фактический запрет на работу в графике, внутренний кризис.

Пименов поневоле работал и на пропаганду. На Крымском в отдельном зале на трех экранах показывают фильм о монументальном — девять на четырнадцать с половиной метров — полотне «Физкультурный парад», выполненном для нью-йоркской всемирной выставки 1939 года: изображенные лучатся радостью, иноагентов нет, Сталин здесь неизбежен. Саму картину из Петербурга привезти не смогли — уж слишком сложно, да и сохранность не та, и показывать невозможно. Может, оно и к лучшему.

Вместо жертвы эпохи явлен автор милых полотен из жизни настольных телефонов, новостроек и молодоженов. Это все немного сказка и немного далеко от реальности, девушки здесь занимаются переездом в туфлях на высоком каблуке, «Первые модницы нового квартала» по городскому ландшафту — вроде бы из рабочих советских окраин, но по одежде — из Парижа.

Пименов любит быт, вещи и краски, он чувствует их, словно на ощупь, взгляд обволакивает их и придает им объем, калейдоскоп не отменяет фактуры.

На выставке «Юрий Пименов» в Третьяковской галерее на Крымском Валу в Москве. Фото: РИА Новости

Но вряд художник видит и чувствует эпоху во всей или хотя бы частичной ее сложности — по крайней мере на холсте и бумаге. Письма и дневники не публикуются, многочисленные пименовские книги написаны словно на другой планете. При этом удивительным образом Пименову удается порой не просто совпасть с эпохой, но стать ее выразителем. Речь и о дивной картине «Бегом через улицу» (1963) из серии «Новые кварталы» — не зря ее выбрали для афиши недавней выставки «Оттепель»: если говорить о физиологии 60-х, вот она, в легкой пробежке трех красавиц по переходу перед разноцветными машинами. Но есть и хрестоматийная «Новая Москва» 1937 года — за рулем редкого в сталинской столице фаэтона «Линкольн», едущего по Театральному проезду, изображена жена художника, хотя злые языки называли картину «Жена наркома после дождя выезжает за покупками».

Глядя на хорошо написанную картину, поневоле спрашиваешь: что за отношения были у Пименова с действительностью? Что думал он о казнях товарищей? Встречался ли с кем из сидевших и вернувшихся, о чем с ними говорил?

Многие работы на выставке происходят из коллекции наследников, но их слов о предке-академике нет в настенных экспликациях, там в основном фрагменты книг самого Пименова. А ведь так любопытны контекст, эпоха, детали, так интересно понять, был ли он, в конце концов, укушен собакой — или это всего лишь анекдот, зубастая метафора.

Спецпроекты VI Уральской индустриальной биеннале

Тюмень, Тобольск и другие города. До декабря

На несколько месяцев художественной столицей России вновь станут Екатеринбург и города Урала. И, как обычно, еще и города вокруг Урала. Местная индустриальная биеннале современного искусства давно уже переросла границы одной города и одной области, по количеству и качеству событий она вполне способна мериться с хиреющей последнее время Московской биеннале.

Тобольск. Фото: Алексей Мокроусов

О главном проекте, еще не открывшемся к моменту написания этого текста, скоро сообщат все СМИ, теперь же время уделить внимание событиям вне Екатеринбурга. Их много — от Асбеста до Тобольска проходят вернисажи спецпроектов и показы участников арт-резиденций, приглашенных из разных городов нашей страны. Так, большая выставка «Создать новый слой», открывшаяся в библиотечно-информационном центре Тюменского университета, готовилась в год пандемии.

Художники из Москвы и Тюмени показывают, как трансформируются пространство, события и время, в котором не меняется только одно — вопрос добывания денег.

Лидер тюменской арт-группы «Космические коровы» Гоша Елаев построил и разрисовал с коллегами пять пустых бочек, отсылающих и к нефти, столь важной для Западной Сибири, и к местным образам и сказаниям, — отличная метафора к ищущим ответа на вечный вопрос о том, чем именно в Сибири будет прирастать Россия. Некоторые произведения статичны и располагают к созерцанию, как картонный, без вставленных окон и дверей дом от Алексея Корти — место, чтобы затаиться (на деле зрители в полутьме чатятся и листают соцсети) или погрузиться в безумную гонку образов и слов, выстроенных как личный дневник на фоне общественной жизни. Большая видеоинсталляция Игоря Самолета «Крик, который не получился» с фрагментами личной переписки и кадрами, запечатлевшими то асоциальных героинь, то Макрона, рассуждающего о контролируемой государством прессе в Китае и России, заставляет потратить кучу времени, но тратится оно не зря — как не зря расходуется жизнь посреди суеты и безумия современности, ее языкового мусора-шума и вроде бы ненужных речей политиков. Но другой современности нет и не будет, как не будет и других современников.

Тюмень. Фото: Алексей Мокроусов

Аудиовизуальная инсталляция Екатерины Соколовской «Невидимые прикосновения» тоже выходит за рамки привычного музейного зала и делает это еще радикальнее. «Невидимые прикосновения» доступны в здании ветеринарной клиники Тобольска. Когда-то, до революции, здесь были казенные винные склады, сегодня место вкусовых ощущений заняли ощущения визуальные и тактильные — в затемненных залах расположены большие скульптуры неясных очертаний, к ним можно прикасаться, сидеть на них и даже с них сползать. Благодаря приглушенному свету и звуковому сопровождению Павла Гражданского выложенное старым советским кафелем пространство выглядит идеальным местом для медитации на тему тела, его границ и дозволенного сегодня сокращения социальной дистанции.

Сам Тобольск хотя давно уже не столица Сибири, но многое сохранил от прежней атмосферы — не только из-за могилы умершего здесь Кюхельбекера и внушительного списка побывавших в местной тюрьме заключенных, включая Достоевского, но и благодаря особой интеллектуальной жизни города, создающейся в том числе уникальной библиотекой старинных книг в местном кремле и уникальными же музеями. Среди них — и старая тюрьма; впрочем, не такая уж она и старая — последних заключенных отсюда переселили лет тридцать назад. Камеры хоть и музеефицированы, но в них неизбежно сохраняется то невыветриваемое, с чем рано или поздно наверняка сольется и современное искусство, — где же его показывать, как не в местах, напоенных болью?

Что еще смотреть

Олег Целков. «Я не здешний, я чужой»

Москва, Мультимедиа Арт Музей, до 15 ноября

Среди представленного на Остоженке — не только живопись московско-парижского художника, но и фильм Tselkov Walk («Путь Целкова») французского режиссера Николя Идиро, снятый по мотивам эссе гонкуровского лауреата Эмманюэля Каррера.

Олег Целков. Автопортрет. Фото: mamm-mdf.ru

«Энди Уорхол и русское искусство»

Петербург, Севкабель-порт, до 24 октября

Первая попытка вместе показать творчество Уорхола и вдохновленных им русских художников — от Дмитрия Александровича Пригова до Константина Звездочетова и Олега Кулика.

Фото: instagram/warholart.ru/

Евгений Стрелков. «Третья идея»

Тюмень, «Контора пароходства», до 16 октября

Отлично сделанный проект о жизни академика Сахарова и его научных и общественных идеях. Нижегородский художник Евгений Стрелков известен своим умением говорить о сложном языком искусства — довольно доступно и наверняка красиво.

«НЭП: хлеба и зрелищ!»

Санкт-Петербург, Музей театрального и музыкального искусства, до 8 ноября

История театра и музыки 20–30-х: кабаре и сатира, цирк и кино, романсы и оперетта с джазом в эффектном оформлении. Многие экспонаты показаны впервые.

«В пруду глаза»

Москва, Доходный дом Любощинских — Вернадских, до 13 ноября

Неожиданно сделанная выставка к 100-летию Станислава Лема.

«Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» «Коллекцiонеръ клуб», Москва, галерея «Артефакт», до 23 октября

Почти полсотни произведений графики и живописи большей частью эмигрантского периода.

Алексей Камчатский, специально для «Новой»

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#выставки #картины #художники #музеи
Реклама

важно

час назад

«Комсомольская правда» объявила о закрытии белорусского представительства после ареста журналиста Можейко

важно

3 часа назад

Что произошло за день 5 октября. Коротко

важно

9 часов назад

Адвокат: МВД обосновало «нежелательность» комика Идрака Мирзализаде в России ксенофобским постом

выпуск

№ 112 от 6 октября 2021

Slide 1 of 6
№ 112 от 6 октября 2021

Топ 6

1.
Новости

В работе Facebook, Instagram и WhatsApp зафиксирован глобальный сбой. Главное

views

171742

2.
открытое письмо

«Настоящие голоса попали в черный ящик» Открытое письмо членов электронного избиркома Алексею Венедиктову, руководителю общественного штаба по наблюдению за выборами

views

142500

3.
Интервью

«Сильная власть не бегает за тетеньками моего возраста» Интервью самарской пенсионерки Людмилы Кузьминой, которую Минюст признал «иноагентом»

views

129001

4.
Расследования

Осколочные гранты Что известно о деле вице-президента Сбербанка Марины Раковой и о ней самой

views

122598

5.
Новости

Военное управление СК сообщило о предварительном следствии по делу «офицеров ГРУ», предположительно насиловавших солдат шваброй на Дальнем Востоке

views

115545

6.
Сюжеты

«Он родится кривой и косой. Давай делай аборт» Минздрав обяжет онкобольных беременных женщин лечиться по месту регистрации. Это решение может обернуться катастрофой

views

103264

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
close

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera