КомментарийСпорт

Иностранный консультант

Изменит ли Ральф Рангник российский футбол?

Иностранный консультант
Ральф Рангник. Фото: ЕРА

В начале июля московский «Локомотив» объявил о назначении известного немецкого менеджера Ральфа Рангника директором по развитию. Сегодня 63-летнего специалиста уже не воспринимают как тренера, хотя у него за плечами богатый опыт работы в крупных немецких клубах — «Шальке», «Хоффенхайме», «Лейпциге»… В последние годы Рангник зарекомендовал себя в качестве передового футбольного функционера, способного выводить клубы на принципиально новый уровень менеджмента. Именно это Ральф проделал с клубами системы «Ред Булл» — особенно с «Лейпцигом» и «Зальцбургом», которые благодаря его системному подходу к скаутингу, селекции и трансферам превратились в постоянных участников Лиги чемпионов.

«Локомотив» заключил трехлетний контракт с консалтинговым агентством Рангника, и теперь люди немца, включая его самого, рулят всеми происходящими в клубе процессами. На них — стратегия развития, селекция, трансферы, академия и все остальное, что касается футбольной жизни «Локо».

Главный вопрос, который здесь возникает: зачем все это Рангнику — человеку с мировым именем и богатейшим опытом?

Бывший директор клуба по связям с общественностью Кирилл Брейдо не видит в этой ситуации ничего удивительного. В интервью «Новой» он сказал:

— Россия для европейских специалистов — территория, свободная от рисков. Если ты здесь проваливаешься, как, например Эмери или Манчини, это никак не сказывается на твоей репутации. На Западе нас особо не смотрят или делают большие поправки. При этом, если ты сделаешь тут что-то яркое и классное, это заметить могут. И в любом случае ты заработаешь здесь очень хорошие деньги.

Взгляд в будущее

Какими бы мотивами ни руководствовался Рангник, заключая контракт с «Локомотивом», его приезд — событие для российского чемпионата. Уже очевидно, что в Черкизово немец строит нечто совершенно новое, чего в нашем футбольном менеджменте еще не бывало. Прежде всего, обращает на себя внимание летняя трансферная кампания. Все игроки, приобретенные «железнодорожниками», — не старше 25 лет, а некоторые из них приехали из ведущих футбольных держав: Англии, Франции, Голландии… Да, последние матчи (особенно в 8-м туре РПЛ с «Уралом» — 0:0) показывают, что им еще нужно адаптироваться в команде, но потенциал виден отчетливо.

Фото: РИА Новости

Фото: РИА Новости

Рангник лично договаривается с потенциальными новичками. Он общался по телефону с отцом Константина Марадишвили, летал во Францию убеждать Алексиса Бека-Бека, использовал свое влияние на главного тренера «Челси» Томаса Тухеля, чтобы заполучить Тино Анджорина.

А влияние Рангника, без преувеличения, огромно! Именно его тактическую базу сегодня использует большинство немецких и австрийских тренеров.

Футбольные идеи Рангника призваны сделать игру скоростной и заточенной на атаку. Вертикальный выход из обороны, прессинг, моментальный отбор после потери мяча — команда должна все время стремиться вперед, наращивать давление на соперника. То же самое касается и менеджерских принципов. Система Рангника напоминает монумент «Покорителям космоса»: клуб, за который отвечает немец, всегда смотрит только в будущее. Те же трансферы — это непременно инвестиции в последующую перепродажу за более солидные деньги. Именно такая бизнес-модель и выстраивается сейчас в «Локомотиве».

Важно, что новые руководители «Локо» отказались от идеи уволить главного тренера команды Марко Николича. По крайней мере, пока. А ведь это было бы вполне в духе Рангника. В «Лейпциге» и «Зальцбурге» всегда работали те, кто полностью разделял философию Ральфа: от его тезки Хазенхюттля до американца Джесси Марша. Видимо, Николич вовремя показал Рангнику, что является его единомышленником. Да и собственная роль в системе Марко вроде бы устраивает. На пресс-конференции после матча с «Крыльями Советов» (2:0) сербский тренер говорил:

— У нас пришли новые люди, которые отвечают за селекцию. Я в курсе всего того, что происходит. У нас есть коммуникация. Главный тренер отвечает за результат. Есть люди, которые отвечают за селекцию и за скаутинг. Так устроено во многих клубах. Я нормально к этому отношусь.

Главный тренер московского «Локомотива» Марко Николич. Фото: РИА Новости

Главный тренер московского «Локомотива» Марко Николич. Фото: РИА Новости

Пятна на солнце

При всем этом позитиве невозможно избавиться от смутных сомнений. Напрягает, прежде всего, то, что ни руководство клуба, ни сам менеджер никак не комментируют свое сотрудничество. Не очень понятно, кто за что отвечает, как распределены роли руководителей и что планируется достичь за те три года, на которые рассчитано соглашение.

Много вопросов вызывает фигура Томаса Цорна, занимающего в «Локо» должность технического директора. С ним связано много темных слухов, но плохим менеджером предполагаемый сын президента РПЛ Сергея Прядкина от этого не становится. По словам Кирилла Брейдо, в «Локо» Томасу отведена одна из главных ролей:

— Томас Цорн в данной структуре — важнейшая фигура. По сути, он проводник Рангника в российском футболе. Это человек, который, несмотря на должность технического директора, является фактически генеральным директором, освобожденным от хозяйственных составляющих жизнедеятельности клуба.

Технический директор ФК «Локомотив» Томас Цорн. Фото: Олег Бухарев / ТАСС

Технический директор ФК «Локомотив» Томас Цорн. Фото: Олег Бухарев / ТАСС

Некоторым кажется в каком-то смысле предательством по отношению к футболу то, что Рангник, Цорн и остальные приехали в «Локомотив» заниматься бизнесом. Развитие, основанное на чистогане, ни «Локомотиву», ни российскому чемпионату не нужно, считает бывший президент клуба Николай Наумов. В недавнем интервью «Новой» он заявил:

— Эта модель приводит только к одному — к росту финансов агентства, которое занимается всеми этими трансферами. Ничего другого за этим не стоит — я уверен. Преклоняюсь перед талантом Рангника — он нашел свою нишу и делает очень приличные деньги. Честь ему и хвала! Но нам никакой пользы от этого не будет. Поверьте: пройдет немного времени — и все эти люди уедут. Тогда-то и очнется руководство «Локомотива», руководство РЖД, поняв какие деньги затрачены.

«Локомотив» в это трансферное окно действительно потратился на славу. Нынешняя закупка стала второй самой дорогой в истории.

Первая случилась в 2013-м, в эпоху Ольги Смородской. Тогда из клубного кармана утекло 32 млн евро. Рангник и компания ограничились 30, но откуда дровишки, все равно не очень понятно. «Локо» не попал в Лигу чемпионов, никого, кроме Крыховяка и Максима Мухина не продал, от РЖД тоже вряд ли что-то получил сверх нормы… Николай Наумов расписывает довольно неприятный сценарий:

— Где их (деньги. — Ред.) взяли — это загадка для многих. Может быть, это кредиты. Может, это частные вливания в «Локомотив». Ни вы, ни я не можем наверняка сказать, откуда эти деньги. Глубоко сомневаюсь, что они от РЖД. Если это кредиты какого-то банка (ходили слухи о ВТБ) и кредит оформлен на клуб, это будет катастрофа. Такого, чтобы «Локомотив» возвращал кредит, никогда не было. Его можно реструктурировать, как-то изменить, простить, в конце концов! Но вернуть — для клуба, работающего с убытками (а у нас такие почти все) — практически невозможно. Дай бог, чтобы это были вливания каких-нибудь меценатов.

Подобные траты на новичков могут поставить под угрозу финансовую отчетность клуба, которую нужно будет подавать в УЕФА для проверки на предмет соблюдения финансового fair play. Если расходы «Локо» превысят доходы, последуют санкции, вплоть до исключения из еврокубков. Чтобы избежать лишних вопросов, «железнодорожникам» нужно будет обязательно пробиваться в групповой этап Лиги чемпионов, причем желательно несколько лет подряд. Ну, и оформлять трансферы «на выход» тоже нужно. Ради этого все и затевалось.

Бизнес-модель, нацеленная на перепродажу талантов, отчасти бьет и по академии «Локомотива». Для Рангника воспитание собственных игроков никогда не было приоритетной задачей. И «Лейпциг», и «Зальцбург» — это скорее агрегаторы, нежели производители. Будет обидно, если из-за новой стратегии развития школа «Локо» потеряет в качестве. В последние годы из нее выходят очень крутые футболисты.

Фото: РИА Новости

Фото: РИА Новости

Антиутопия

Система Рангника имеет свои недостатки. Однако до сих пор она не раз доказывала свою состоятельность. Все может измениться, когда она столкнется с другой системой — более косной и консервативной. Речь о системе российского футбола. Готова ли она к такому прорыву? Готова ли смотреть в будущее? У Кирилла Брейдо есть сомнения:

— Рангник — признанный специалист высочайшего уровня, вне всяческих сомнений. Но его достижения стали возможны в, скажем так, понятных футбольных лигах с выстроенными рыночными бизнес-процессами. В российском футболе, находящемся на пороге назревших реформ, внешних факторов и рисков гораздо больше. Поэтому для некой интеграции нашего футбола в европейское сообщество важно, чтобы у Ральфа получилось.

Внешние факторы и риски могут быть совершенно разной природы. Например, госфинансирование. «Локомотив» практически полностью содержится за счет РЖД. Сегодня железнодорожные боссы дают деньги, а завтра решат, что клуб отнимает слишком много средств. Слухи о том, что некоторые члены правления РЖД хотят избавиться от «Локо», периодически всплывают в прессе — и вряд ли они появляются на пустом месте. С другой стороны, есть мнение (его адептом является, например, политический обозреватель Станислав Белковский), что клуб выкупит Роман Абрамович, как только Рангник наведет в нем порядок.

Другая важная проблема — лимит на легионеров. После высказывания Владимира Путина на эту животрепещущую тему сторонники тепличных условий для футболистов с российским паспортом снова воспряли духом. Если лимит сохранится примерно в том виде, в котором он есть сейчас (восемь иностранцев в заявке), это будет печально. В этих условиях игроки не могут в полной мере развиваться, а вся концепция Рангника завязана на поставленном на конвейер прогрессе. К тому же чемпионат с лимитом — это прекрасная среда обитания для разного рода агентов, которые выкачивают из клубов приличные деньги, пользуясь национальным преимуществом своих клиентов.

В таком разрезе Рангник предстает в роли главного героя антиутопии, которому предстоит бороться против враждебной среды.

Впрочем, тут можно снова вернуться к началу: если вдруг у Ральфа ничего не получится, он просто уедет. И вряд ли в Европе кто-то его упрекнет за эту неудачу.

***

Известный блогер Михаил Борзыкин называет российскую премьер-лигу «лигой приколов». Мы привыкли относиться к нашему футболу с долей здорового скепсиса, а иногда даже пренебрежения. Многое мы уже давно воспринимаем иронически. Среди всего того безумия, которое порой приходится наблюдать, Ральф Рангник выглядит чрезвычайно серьезно. Хочется верить, что его работа в «Локомотиве» покажет: футбол в России тоже может быть серьезным.

Глеб Томашевский, специально для «Новой»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow