КомментарийКультура

Хэлло, итс Данила!

Среди хедлайнеров стартующего «Кинотавра» — двойная летопись о Бодрове и Балабанове

Хэлло, итс Данила!
Кадр из документального фильма «Нас других не будет». Источник: Kinopoisk

Российская киноиндустрия, как и мировая, столкнулась с кризисом производства в пандемическое время. Парадоксально, но именно этот год оказался наиболее ярким и победным в истории современного отечественного кино. Правда, в основном фильмы, путешествующие по миру, начали снимать до локдауна. Призы едва ли не всех главных фестивалей мира. Бум сериальной индустрии. На участие в конкурсе «Кинотавра» было подано рекордное число заявок — 104. Жесточайшая конкуренция, долгие и бурные дебаты отборщиков. О том, что некоторые фильмы приходилось пересматривать снова и снова, рассказала программный директор Ситора Алиева.

В итоге в конкурсе 15 работ. И даже на первый взгляд видно, что это одна из самых сильных программ за последние годы, некоторые картины уже примечены в различных секциях международных смотров.

«Медея» — современная интерпретация древнегреческой трагедии, удостоенная приза молодежного жюри международного кинофестиваля в Локарно. Картину по собственному сценарию поставил Александр Зельдович.

Формулировка приза столь хороша, что тянет на мини-рецензию: «За эффектную современную версию трагедии Еврипида, не искажающую ее поэтики. За эстетическую скрупулезность режиссуры, чистоту и отточенность изображения, суровую красоту пейзажей, которые соответствуют трагическому величию оригинального текста. В «Медее» смело сплетаются современные темы с нестареющей нитью мифа, предлагая беспрецедентный аудиовизуальный опыт».

«Медея». Источник: Kinopoisk

«Медея». Источник: Kinopoisk

«Герда» Натальи Кудряшовой также увезла приз молодежного жюри фестиваля в Локарно. А в номинации «Лучшая женская роль» победила исполнительница главной роли дебютантка Анастасия Красовская, живущая в Минске. Кудряшова нашла Анастасию в инстаграме, отсмотрев более 1000 писем непрофессиональных актрис.

«Нуучча» Владимира Мункуева — обладатель главного приза «Хрустальный глобус» конкурса «К Востоку от Запада» кинофестиваля в Карловых Варах. Картина снята по мотивам книг польского этнографа и писателя Вацлава Серошевского и рассказывает об обитателях Якутской области в конце XIX века.

Из ряда вон — показанная в Венеции фантасмагория сталинской эпохи «Капитан Волконогов бежал» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова. О раскаявшемся чекисте, живущем в заколдованной стране, написавшей на себя донос.

Среди ожидаемых фильмов мелодрама Николая Хомерики «Море волнуется раз» по сценарию Александра Родионова. Первый за долгие годы полностью авторский фильм режиссера. Со своим замыслом камерного «кино про отношения» Николай ходил к самым разным продюсерам, долго искал единомышленника. Им оказался продюсер Роман Борисевич, поддержавший когда-то первую работу в кино Хлебникова и Попогребского.

«Море волнуется раз». Источник: Kinopoisk

«Море волнуется раз». Источник: Kinopoisk

Новая картина актера и режиссера Григория Добрыгина «На близком расстоянии» про актрису, которая в разгар пандемии под своей дверью обнаружила курьера из Средней Азии без сознания. В главной роли Ксения Раппопорт.

«Дунай» — режиссерский дебют сценаристки Любови Мульменко (по ее сценариям снимали Наталья Мещанинова, Валерий Тодоровский, Нигина Сайфуллаева). Современная любовная история с сербским акцентом.

Режиссура — сильный магнит. Известный режиссер Евгений Григорьев пришел в игровое кино из дока и снял фильм «Подельники». Известный театральный режиссер, худрук «Современника» Виктор Рыжаков дебютировал в кино фильмом «День мертвых». Известный оператор Роман Васьянов, востребованный и в России («Стиляги»), и в «Голливуде («Ярость», «Отряд самоубийц»), снял игровой фильм «Общага». Это экранизация романа Алексея Иванова «Общага-на-Крови». Мировая премьера фильма состоялась на Шанхайском фестивале.

«Подельники». Источник: Kinopoisk

«Подельники». Источник: Kinopoisk

Кажется любопытной и картина «Портрет незнакомца» Сергея Осипьяна, экранизация книги петербургского писателя и ученого Бориса Вахтина, ретро из застойной эпохи СССР. Крайне любопытно увидеть вторую картину Кирилла Соколова «Оторви и выбрось». Пару лет назад его дебют, отвязная черная комедия «Папа, сдохни!» фраппировала благонравного зрителя. Тем не менее удостоилась главного приза фестиваля «Окно в Европу».

В общем, не завидую жюри под управлением Чулпан Хаматовой. В программе фильмов, достойных наград, явно больше отведенных регламентов призов. И жарче всего будет в номинации «Дебют».

Где твои крылья?

Фильмом открытия «Кинотавра» станет документальная картина Петра Шепотинника «Нас других не будет» (продюсеры и соавторы идеи — Валерий Федорович и Евгений Никишов). Петр Шепотинник и его коллега Ася Колодижнер на протяжении почти трех десятилетий ведут летопись мировых кинофестивалей, снимают фильмы, делают программы о кино для канала «Культура». За эти годы у них образовался фантастический архив. Свой документальный двойной портрет ключевых героев нового российского кино Сергея Бодрова — младшего и Алексея Балабанова они сделали на основе давних съемок и новых интервью. С продюсером Сергеем Сельяновым, с женой Балабанова художником по костюмам Надеждой Васильевой, с оператором Сергеем Астаховым, снимавшим и «Брата», «Брата-2», и «Про уродов и людей». С Дмитрием Шибневым, администратором той самой группы фильма «Связной», исчезнувшей под лавиной в Кармадонском ущелье вместе со своим режиссером Сергеем Бодровым.

«Нас других не будет». Источник: Kinopoisk

«Нас других не будет». Источник: Kinopoisk

Сыгравший себя в фильме «Брат» Вячеслав Бутусов сравнивает Бодрова с молодым богатырем, от которого исходит какая-то сила, ощущение гармонии. Очень необычным богатырем, без сказочного размаха в плечах. Во время съемок скромный богатырь писал диссертацию по истории архитекторы. Собственно, на этом они с солистом «Наутилуса», тоже по образованию архитектором, и сошлись.

Это была странная, электрическая и нежная связь — Балабанов/Бодров. И авторы фильма, и все, кто в нем снимался, пытаются рассмотреть из сегодняшнего далека ее истоки, ее природу. Но прежде всего — понять феномен гигантской народной любви к рожденному этим союзом персонажу. Даниле Багрову писали письма со всех дальних и ближних рубежей. Доверяли сокровенное. Советовались. Он стал братом всеобщим. Последней надеждой для обманутых, обнищавших. Робин Гудом, Дубровским. Нашенским — от осин — Суперменом. Вышел в своем драном балабановском свитере с экрана, стал реальным, отдельным существом, порожденным пером и режиссурой Балабанова, камерой Астахова, музыкой «Наутилуса». Мне хочется плакать от боли или забыться во сне, / Где твои крылья, которые так нравились мне?

Даже и сам Сергей Бодров говорит об отдельности реально существующего Данилы, о том, что, возможно, и для него он — «брат».

Все спрашивали, как мог этот интеллигентный мальчик, искусствовед, изучающий живопись венецианского Возрождения, так точно сыграть киллера. Надя Васильева-Балабанова объясняет, что девизом режиссуры Балабанова было совмещение несовместимого. И возможно, именно неактерская природа личности, его достоверность, сложность, подлинность и стали причиной всенародной любви. Экран почувствовал не только правду, но и объем личности. В эту глубину хотелось всматриваться.

…Сергей Бодров на съемочной площадке с разбитым лицом Данилы Багрова признается в интервью Петру Шепотиннку, что не хотел быть актером.

И правда, не хотел: роль для него была не профессией, но «поступком, который совершаешь».

Он взрослел на наших глазах. Становился режиссером. Мыслил как режиссер. И когда пришел к Сергею Сельянову с идеей своего фильма, продюсер сразу его поддержал. «Это особый образный склад режиссерского мышления, — объясняет Сельянов, — он не в голове, не в школе — на уровне спинного мозга».

«Нас других не будет». Источник: Kinopoisk

«Нас других не будет». Источник: Kinopoisk

А за год до гибели в своей любимой Венеции Сергей Бодров признается, что мучительно пытается понять направление своей единственной уникальной дороги, пытается по ней шагать твердо, отвечая за то, что делаешь. Не бояться что-то нарушить, даже если следом за тобой загремит и упадет… понимать, ради чего жертвуешь…

«Можно ли снять оптимистический фильм о Бодрове?» — спрашивают авторы. И практически все отвечают: «Да, можно», дальше про то, каким светлым был Сергей. Но в глазах у них тоска и боль, которая за эти 19 лет со дня его гибели никуда не ушла.

Не смог справиться с этой болью и Балабанов, у которого со смертью его младшего «брата» словно оторвался тромб, перекрыв ход крови.

«Мы едем или кого-то ждем?» — звучит из рации усталый голос Сергея Бодрова после долгого дня съемок… за секунду до того, как ледяная лавина со скоростью 150 км в час понесется на них.

20 сентября 2002 года. 20:08. «Нас других не будет! / Ни здесь, ни там, где все равны. / Оттого-то наши дни в этом месте сочтены».

Вот он в бейсболке adidas у камеры. Ждут вертушку. Вертолет летит над Кармадонским ущельем, вырываясь оттуда чудом в город, фланируя на титрах над развязкой дорог где-то неподалеку от Москвы. И кажется, что слышим их голоса, и что уже опытный режиссер Алексей Балабанов, увидев на «Кинотавре» в «Кавказском пленнике» этого мальчика с детским лицом, пухлыми губами и взрослым взглядом, подошел и сказал: «Давай вместе сделаем кино».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow