Рецензия · Культура

Кто контролирует Вселенную?

В российских кинотеатрах выходит мировой блокбастер года «Дюна»

Этот материал вышел в № 105 от 20 сентября 2021
Читать номер
Этот материал вышел
в № 105 от 20 сентября 2021
11:29, 16 сентября 2021Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»
views

10475

11:29, 16 сентября 2021Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»
views

10475

Кадр: Kinopoisk

За задачу высшей сложности — экранизировать космический эпос Фрэнка Герберта, после попыток классиков Алехандро Ходоровски (его 14-часовой опыт не увидел свет) и Дэвида Линча (считавшего свой фильм неудачей) — взялся канадский визионер и синефил Дени Вильнев, сочинитель психоделических триллеров («Пожары», «Прибытие», «Пленницы»), «бегущий по лезвию» между жанрами.

Поэтому понятно, что сюжетные хитросплетения, клубок запутанных отношений космических противников — благородного и неблагородного домов под тенью звезд — интересуют его во вторую очередь.

Пересказывать сюжет «Дюны» не то что глупо, невозможно.

Это настоящий science fiction: не столько история, сколько вселенная, живущая по своим дивным законам, дышащая синхронно с пульсом Вселенной.

Восстановим лишь канву, расшитую виртуальным шелком, кориолисовыми бурями, огненным дождем и болью, спрятанной в шкатулку.

Кадр: Kinopoisk

Юный герцог Пол Атрейдес (Тимоти Шаламе) после коварного убийства его отца Лето (Оскар Исаак) должен стать правителем красно-оранжевой планеты Арракис — сердца вселенной Дюна, на которой водится бесценное вещество, пряность (или спайс). По-простому говоря, наркотик, из которого можно синтезировать все — от ткани до взрывчатки, способный ускорять работу мозга, помогающий совершать сверхсветовые путешествия. Кто контролирует вещество, контролирует вселенную. Пол вместе с матерью отправляется в космическое путешествие, дабы обезопасить будущее своей семьи, завладеть меланжем и помочь борьбе Фременов, племени Свободных людей пустыни Арракис, угнетаемых фашиствующими Харконненами и циклопическими червями. По сути, он выполняет завет отца, наказывавшего: «Великий человек не стремится вести за собой; он призван к этому». Его будущее определены долгом и судьбой, как в древнегреческой трагедии.

Но все это штормовое будущее отложено и в основном осуществится во второй части монументальной дилогии. А первая глава, по сути, развернутая экспозиция — обрывается на самом интересном месте. На встрече Пола с Фременами и девушкой Чани (Зендая), той самой, что неустанно снилась ему на протяжении всего первого фильма и материализовалась лишь в его финале.

«Дюна» — великолепное гипнотическое зрелище, галактическая опера, предназначенная для большого экрана. «Я бы и не стал экранизировать роман только с одним фильмом. Это огромный мир, в котором все работает за счет внимания к деталям». Солнце плавится в песчаных дюнах Арракиса, похожих на смятое пуховое одеяло, в воздухе сверкают крупицы меланжа, носятся многокрылые железные стрекозы-орнитоптеры (что-то вроде вертолетов), гигантские межгалактические машины падают с неба и взмывают ввысь, чудовищных червей можно остановить только колотушкой, смертоносный яд спрятан в зубе, а новый Одиссей Пол (хрупкий Шаламе) летит над песчаным штормом спасать мир. Космическая сказка про силу судьбы, бросающей вызов юному принцу. Сказка про то, что разум (не без волшебства, разумеется, и не без «специй») способен подчинять время и пространство, а страх от прямого взгляда уползает в черный космос. Про то, что во все времена предательство и подлость тщатся завоевать все возможные миры.

Кадр: Kinopoisk

«Дюна» — пафосная, но предельно почтительная экранизация, артхаусный блокбастер об избранных и мессиях в духе «Бегущего по лезвию 2049».

Сплав политических, культурных слоев, кинематографических аллюзий (к «Звездным войнам», «Братству колец», например) еще менее озабоченный развлечением зрителей, коммерческой привлекательностью.

Как сказано в книге — «путешествие без движения», поиск тайны жизни, подключение к ее потоку, трип с меланжем, визуальным фейерверком, который, гипнотизируя, как факир, медленно втягивает в свое пространство и не отпускает.

Кадр: Kinopoisk

Вильнев со всем фанатизмом безумного архитектора кропотливо, кадр за кадром вместе с оператором Грейгом Фрейзером строит свою вселенную, в которой нет ничего случайного. Экранизирует сны — «послания из глубин космоса». Дает зрителю время медитировать вместе с экраном, верить в искусственно сотворенное пространство со всей его красотой и жутью. Центр боли причудливого фэнтезийного эпоса — Пол Атрейдес. Тимоти Шаламе несколько навязчиво акцентирует уязвимость наследника, его обреченность, лиричность, за которыми трудно рассмотреть мощную внутреннюю силу. И, конечно, это история о неистощимой жертвенной любви родителей Пола Леди Джессики (Ребекка Фергюсон) и герцога Лето (Оскар Айзек), главы Дома Атрейдесов.

В этой симфонии у музыки одна из главных ролей. Она участвует в действии наряду с актерами и виртуальными декорациями, создает атмосферу и заполняет ее легкие звуком. Композиции Ханса Циммера — тревожный, завораживающий и странный микс этники, медленного симфорока, с мощными партиями духовых и перкуссии. Мировая премьера «Дюны» прошла на Венецианском фестивале. Конечно, идеальный показ для фильма — IMAX. Но, как и другие блокбастеры этого сезона («На высоте», «Король Ричард», «Матрица 4», сиквел «Отряда самоубийц»…), «Дюна» выходит в США одновременно в кинотеатрах и на стриминге HBO Max, что просто обескуражило авторов фильма.

«Признаюсь честно, — говорит Дени Вильнев, — смотреть «Дюну» на телевизоре или мониторе — это как кататься на скоростном катере по своей ванне. Мне кажется, это просто смешно. Фильм задумывался как дань уважения большому экрану и большому кино».

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#рецензия #фильм #фантастика #кино

важно

9 минут назад

DDos-атака на сайт «Новой газеты» в день голосования 19 сентября продолжается. Это уже четвертая волна атак разных типов

выпуск

№ 105 от 20 сентября 2021

Slide 1 of 6
  • № 105 от 20 сентября 2021
Slide 1 of 6

Топ 6

1.
Сюжеты

Решения ЕСПЧ надо выполнять Совет Европы настоятельно призвал власти России немедленно освободить Навального, отменить оспариваемые приговоры и выплатить компенсации жертвам преследований

views

211647

2.
Репортажи

«Спросите у госпожи Сечиной» Как ФСБ и судья Менделеева закрыли от публики процесс по делу братьев Магомедовых

views

179259

3.
Новости

СК задержал дезинсектора по делу о смертельном отравлении москвичей арбузами из «Магнита»

views

174883

4.
Комментарий

Придется платить Страсбургский суд вынес три решения в пользу истцов из России

views

138684

5.
Сюжеты

«На СИЗО-6, в разработку, петушка из тебя сделаем» Тюремщиков из восставшей колонии в Ангарске перевели в соседнюю ИК-2. Теперь и там заключенные жалуются на пытки и объявляют голодовки

views

129665

6.
Репортажи

Зачищенный край Самый протестный регион России готовится отправить Михаила Дегтярева во второй тур

views

129088

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
close

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera