Колонка · Культура

Буря липкой грязи

Куда можно ступить, перейдя эстетическую границу?

Этот материал вышел в № 103 от 15 сентября 2021
Читать номер
Этот материал вышел
в № 103 от 15 сентября 2021
11:53, 13 сентября 2021Кирилл Фокин, специально для «Новой»
views

5996

11:53, 13 сентября 2021Кирилл Фокин, специально для «Новой»
views

5996

Фото: РИА Новости

Моя подруга Агния Леонова, режиссер из Литвы, решила, что одного «нормального» театра ей мало. Она пошла работать в компанию, занимающуюся созданием контента для виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальностей. Она считает, новые технологии «погружения» гораздо ближе к театру, чем к кино. В кино есть рамка: повернув голову, легко понять границу реальности с вымыслом. Монтаж подсказывает, куда смотреть, «протаскивает» нас через историю.

Даже в экспериментах с нелинейностью, вроде «Брандашмыга» (эпизода «Черного зеркала») или отечественного «#кто_ты», пространство выбора сужено — это сюжетные развилки, но не open world. А театральное представление тотально — зритель сам выбирает, куда смотреть, и в идеальном мире «сцена» у него везде вокруг. Поставить на паузу нельзя. Из зала можно выйти — но тогда все просто продолжится без вас.

Иное сравнение — видеоигра. Цифровая реальность на экране позволяет (если позволят бюджет и фантазия разработчиков) контролировать героя и выбирать — кроме действий и решений — угол обзора камеры. По сути, этот угол обзора — единственный нюанс, который доводят до совершенства VR-очки.

Стирая границу реального и цифрового, они полностью помещают вас в среду, захватывающую все пространство взгляда, лишая спасительной рамки.

Показательно, что игровой индустрии не нужно даже создавать новые игры для VR-очков, достаточно адаптировать старые. Легендарный Skyrim, вышедший в 2011-м, с самого начала ждал полноценного 360-градусного обзора для экспедиции в фэнтезийный мир, где буквально над вашей головой носятся драконы.

Дело не в «совершенной» графике. Наш мозг легко обмануть — он и сам по ночам так «обманывается», принимая сюрреалистические сновидения за реальность. Как говорит Кончаловский, камера — это точка зрения. Раз физическая рамка пропадает и вы получаете свободу взгляда, вы действительно оказываетесь в иной реальности.

Насколько она виртуальная? Это спорно. Мы и так наполовину живем в VR-среде — от соцсетей до банковских счетов. Снести последние ограждения этой, уже и без того эфемерной границы очень просто. Тестеры VR-программ, проводящие в цифровых мирах почти все рабочее время, берут отпуск и едут на природу, обниматься с деревьями. Но имитация тактильных ощущений — просто задача, и ее решения уже есть.

Что же это для нас значит?

Два года назад, еще до пандемии, молодой доктор нейронаук Эрик Хоэль опубликовал статью «Добро пожаловать в Суперсенсориум». Он писал, что сегодня видеоигры и VOD-платформы, поддержанные динамичным нарративом и алгоритмами рекомендаций, предлагают буквально «бесконечное потребление перед экраном». С развитием VR нас ждет настоящая «буря суперсенсориума с ее гипераддиктивными суперстимуляциями, когда 11 часов в день (столько средний американец тратит на потребление медиа) станут 13, 15 и т. д.» Коронавирус, самоизоляция, кома кинотеатров и взрывной рост платформ ускорили движение этой «бури».

Проблема с конвейером контента в том, что он ломает нам восприятие реальности. Он пожирает не только время и деньги, но и «креативную свободу», как выразился Павел Дуров. «Липкая грязь» основывается на создании реплик с удачных реплик. Понравился продукт А? Значит, впереди А-1, А-2… A-n. Человек, ставший заложником постоянного потребления такого фейк-контента, перестает адекватно воспринимать нецифровой мир, а значит — и принимать адекватные решения в своей настоящей жизни, которая единственная и взаимосвязана с обществом. Личный эскапизм, таким образом, становится социальной проблемой.

«Воздержание», пишет Хоэль, не выход. Оно невозможно и тоже вредно. Будущее уже здесь, и отрицать его — значит ровно так же окукливаться в выдуманном комфортном мирке. Спасение он видит в реанимации старой дихотомии: развлечения vs искусство. Это раньше провокативно было утверждать, что постмодерн стер границы между высокой и поп-культурой. Сегодня все наоборот — и как только «дискуссия теряет академичность… превращается в разговор о свободном времени, защита Искусства становится наиболее радикальной и необходимой позицией».

Цифровая гигиена и ответственное потребление невозможны, пока «фастфуд контента» лежит в одной корзине с искусством.

Со всем сложным, неоднозначным, дающим (или хоть пытающимся дать) новый опыт или точку зрения, раздвигающим границы чувственного или интеллектуального восприятия. Отделить его порой трудно, но возможно.

Критические и эстетические границы, наверное, каждому стоит проложить самому. Их можно переходить, тем более что цифровые экосистемы и VR расширяют не только доступ к развлечениям, но и «арсенал» для нормальных авторов. Важно только знать, что эти границы есть. Ну а «Матрица-4» нам скоро о них напомнит.

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#искусство #эстетика #видеоигры #виртуальная реальность

важно

2 часа назад

Что произошло за день 14 сентября. Коротко

Slide 1 of 6

выпуск

№ 103 от 15 сентября 2021

Slide 1 of 6
  • № 103 от 15 сентября 2021
Slide 1 of 6

Топ 6

1.
Сюжеты

«Оказалси сукою» Анатолий Быков избирался тем же процентом голосов, что и Владимир Путин. И почти тем же процентом представители «глубинного народа» теперь посадили Быкова на 13 лет

views

281933

2.
Комментарий

Угрозы для Путина, госпиталь для ФСБ и запрет на похороны 13 вопросов от жителей Камчатки и «Новой газеты», на которые не ответила депутат Госдумы РФ Яровая И.А.

views

207708

3.
Новости

СК задержал дезинсектора по делу о смертельном отравлении москвичей арбузами из «Магнита»

views

171253

4.
Репортажи

«Лишь бы ты умер раньше меня» Это — мечта многих любящих родителей особенных детей. Они знают, что такое ПНИ. «Новая» продолжает исследовать альтернативные сценарии жизни людей за пределами интернатов

views

143124

5.
Комментарий

Арктика забрала Сталин испытывал ужас от красноярского Севера, нынешние правители не робеют. Почему погиб глава МЧС Зиничев

views

88647

6.
Колонка

Вместе с нами — хоть в «Поток» Как Сечин сделал «Газпрому» предложение, от которого невозможно отказаться

views

78948

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
close

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera