КолонкаЭкономика

Металлический прикус

Сможет ли «Русал» сохранить свои гвинейские алюминиевые активы после военного переворота

Этот материал вышел в номере № 102 от 13 сентября 2021
Читать
Металлический прикус
Фото: Донат Сорокин / ТАСС

В мировой литературе есть классический сюжет о том, как победитель дракона со временем сам становится драконом. Ровно это произошло в далекой Гвинее, где бывший оппозиционер, политэмигрант, успевший даже несколько месяцев посидеть за свою политическую деятельность, после десяти лет на посту президента решил оставаться на нем и дальше. Для этого он провел референдум по смене Конституции, был избран президентом в третий раз… и на прошлой неделе все это закончилось военным переворотом.

Все эти «африканские страсти» не имели бы к нам ни малейшего отношения, не будь Гвинея обладателем крупнейших в мире запасов бокситов, а российский «Русал» — одним из крупнейших в мире производителей алюминия.

Командующий спецназом Гвинеи и президент хунты полковник Мамади Думбуя, 5 сентября свергнувший президента Альфа Конде. Фото: ЕРА

Командующий спецназом Гвинеи и президент хунты полковник Мамади Думбуя, 5 сентября свергнувший президента Альфа Конде. Фото: ЕРА

Теперь очень коротко — о технической стороне вопроса. Бокситы являются сырьем для выработки глинозема, из которого затем методом электролиза получают алюминий. Содержание глинозема в бокситах колеблется от 40 до 60%, из тонны глинозема получают 0,5 тонны первичного алюминия.

Более 2/3 мировых запасов бокситов приходится на пять стран: Гвинею, Австралию, Вьетнам, Бразилию и Ямайку. Австралия, Гвинея и Китай являются крупнейшими мировыми производителями бокситов. В 2020 году в Гвинее добыто 82 млн тонн бокситов, чего хватит для выработки примерно 40 млн тонн глинозема, из которого на выходе будет получено 20 млн тонн алюминия.

Т.е. почти каждая третья тонна алюминия в мире получена из гвинейских бокситов.

Крупнейшим производителем алюминия и одновременно крупнейшим его потребителем является Китай. В 2020 году Китай произвел 37,2 млн тонн алюминия — 57% мирового объема этого продукта. При этом бокситов Китай добыл всего 60 млн тонн. Таким образом, в самом лучшем случае лишь половина произведенного в Китае алюминия была получена из собственного сырья. Вторая половина — из импортных бокситов и глинозема.

Австралия, добывшая 110 млн тонн бокситов, является крупнейшим в мире экспортером, но в 2018 году отношения Китая и Австралии обострились, после того как последняя из соображений национальной безопасности отказалась допустить компанию Huawei к установке своих сетей 5G. В 2020 году австралийское правительство призвало провести международное расследование возникновения COVID-19 и найти ответственного в его распространении по всему миру, Китай в виде ответной меры прекратил закупать у Австралии уголь, медь, пиломатериалы, ячмень, сахар, вино, лобстеров…

Железную руду и бокситы крупнейший в мире производитель стали и алюминия импортировать из Австралии не прекратил. Более того — поставки австралийских бокситов в Китай в прошлом году даже выросли.

Но ясно, что при натянутых отношениях Китая и Австралии высокая зависимость от поставок австралийского сырья стальной и алюминиевой отраслей китайской экономики вряд ли радует руководство этой страны.

Теперь вернемся к Гвинее, которая покрывает 50% китайского импорта бокситов. С 2002 года «Русал» управляет, а с 2006-го является собственником расположенного в Гвинее боксито-глиноземного комплекса Friguia, состоящего из одноименного рудника, где ежегодно добывается 2,1 млн тонн бокситов, и глиноземного завода, производящего в год до 600 000 тонн глинозема высшей марки Г-00. Также в собственности «Русала» находится «Компания бокситов Киндии» с годовой добычей бокситов в 3,5 млн тонн, и месторождение Диан-Диан (3 млн тонн бокситов в год).

Тяжелая техника работает на бокситовом руднике. Фото: Eye Ubiquitous / Universal Images Group via Getty Images

Тяжелая техника работает на бокситовом руднике. Фото: Eye Ubiquitous / Universal Images Group via Getty Images

Гвинейские активы исключительно важны для «Русала» — согласно его отчетности, в этой стране российская компания добыла почти половину всех своих бокситов.

Как видите, Гвинея для «Русала» даже более важна, чем для Китая: Китай получает оттуда половину своего импорта бокситов (что покрывает примерно четверть производства алюминия в этой стране), «Русал» — половину всех своих бокситов.

Потребление алюминия в мире в ближайшие два десятилетия серьезно вырастет — его будет толкать вверх переход мирового автопарка на электродвигатель. Дело в том, что в ходе производства одного электромобиля расходуется на 2/3 больше алюминия, чем при производстве автомобиля с ДВС. Кроме того, вырастет спрос на алюминий как один из двух — наравне с медью — основных токопроводящих материалов, спрос на которые вырастет в разы из-за необходимости выстраивания инфраструктуры по обеспечению электроэнергией миллионов зарядных станций.

И тут мировым лидером является Китай — страна, чей автопарк в ближайшее время станет крупнейшим в мире и которая совсем недавно утвердила план, согласно которому в не таком уж и далеком 2035 году минимум 50% всех новых автомобилей должны быть «чистыми» электромобилями, остальные 50% — гибридами или автомобилями на топливных элементах.

Новые правители Гвинеи (в случае если они удержатся у власти) вряд ли будут подрубать экспорт бокситов и глинозема — основу гвинейской экономики и экспорта.

Что же до ходящих в отрасли слухов о том, что якобы поддерживавший ранее свергнутого президента «Русал» может потерять свои гвинейские активы и с ними лишиться трети своего производства алюминия, то с большой долей вероятности можно говорить о том, что новые власти Гвинеи займут достаточно прагматичную позицию и найдут общий язык с российским бизнесом.

Фото: Александр Колбасов / ИТАР-ТАСС

Фото: Александр Колбасов / ИТАР-ТАСС

С другой стороны, доля «Русала» в гвинейской добыче бокситов составляет порядка 10% и не слишком интересна другим крупным игрокам, абсолютное большинство которых в силу своего «происхождения» не смогут использовать активы «Русала». Для Китая 8 млн тонн бокситов, которые добывает в Гвинее «Русал» и которые составляют всего 5% его текущих потребностей в этом сырье, не являются чем-то сильно значимым.

Хотя определенную игру на усиление позиций Китая в этой стране, которая, помимо без малого половины мировых запасов бокситов, обладает еще и крупными месторождениями железной руды, исключать все же не стоит.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow