Сюжеты · Общество

Школьные политруки

Кто такие советники по воспитанию, зачем они нужны и как будут воспитывать. Вспоминая старших пионервожатых

views

17081

views

17081

Фото: Максим Кимерлинг / ТАСС

Советники по воспитанию — очень странная должность. Ее нет ни в профессиональном стандарте педагога, ни в Едином квалификационном справочнике должностей. Непонятен даже круг обязанностей педагога: разнообразные государственные чиновники, которые высказываются по этому поводу, то говорят о посещении музеев, то о школьном самоуправлении, то о спортивных состязаниях. Но все единодушны в том, что советники будут заниматься привлечением детей в Российское движение школьников (РДШ) — нечто вроде скаутской или пионерской организации — и в Юнармию, а также патриотическим воспитанием.

Новоназначенная советница из Севастополя прямо сообщила местному изданию, что ее работа — это «возвращение к истокам». Истоки не уходят вглубь веков: «Советник директора по воспитательной работе — это, наверно, возвращение к истокам. Мы все помним пионерскую организацию, которая когда-то была. Сейчас советник — это человек, который призван вернуть детей в школу. Это старший товарищ, который сможет слышать, слушать. Учителя — это все-таки учителя-предметники, а здесь можно прийти, выдохнуть, порой поделиться какими-то своими болями».

По сути, это действительно решительный шаг в прошлое. Правда, в коммунистическое воспитание входило множество компонентов: кроме патриотического воспитания было интернациональное; было воспитание идеи товарищества и взаимопомощи; воспитание идеи бережливого отношения к народной собственности, к плодам чужого труда; трудовое воспитание; воспитание уважения к старшим и помощи младшим и так далее, и так далее.

В нынешней российской идеологии (а стало быть, и в нынешней воспитательной политике, которую внедряют в школы) от всего этого остался только патриотизм, но уж в таких объемах, чтобы никому мало не показалось. Впрочем, властям все равно кажется мало — отсюда и «формирование российской идентичности», и ставки советников по воспитанию, и повсеместное внедрение новых политруков, которые должны обеспечить всенародное понимание нашей особой духовности.

Чтение методических материалов по теме показывает, что особая духовность состоит в том, что у нас наследие предков и богатая традиция, поэтому у России много врагов, но мы всегда всех побеждали и еще не раз победим, а сомневаться в этом нельзя под страхом уголовного преследования. Раньше эту особую духовность называли ура-патриотизмом, но в нынешние времена даже Вяземского цитировать опасно. Хотя, казалось бы, в 1827 году написано: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что своё. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d'antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом. Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве; в эту любовь может входить и ненависть. Какой патриот, какому народу ни принадлежал бы он, не хотел бы выдрать несколько страниц из истории отечественной, и не кипел негодованием, видя предрассудки и пороки, свойственные его согражданам? Истинная любовь ревнива и взыскательна».

Фото: рдш.рф

…С 1 марта 2021 года, после зимней волны акций протеста в поддержку Алексея Навального, Министерство просвещения ввело должность советников директоров по воспитанию в российских школах десяти регионов. Пилотный проект, представленный в начале весны, изначально был призван организовать внеурочную деятельность подростков — различные спортивные и культурные мероприятия, вовлечение детей в «Российское движение школьников» (РДШ), в работу молодежных и волонтерских организаций.

Но возникли вопросы — например, зачем это нужно, если в школах есть завучи по воспитательной работе, которые всем этим и так должны заниматься?

Отчасти ответ содержится в самом распоряжении ведомства: советники должны будут целенаправленно заниматься патриотическим воспитанием и духовно-нравственным развитием, плюс к тому — пополнением рядов Юнармии.

Документ вызвал неоднозначную реакцию: многие родители стали подозревать, что за всем этим может скрываться попытка идеологического контроля за детьми и чуть ли не совместная работа школы с правоохранительными органами по предотвращению политической активности подростков. И эти подозрения не беспочвенны: российское образование никогда не было знаменито ни политическими, ни вообще какими-либо свободами. Всегда ставили двойки за «неправильное мнение» в сочинениях по литературе, а в последнее время, например, пошла кампания запугивания детей и их родителей перед большими протестными акциями.

Но количество вовлеченных в политику школьников все равно неуклонно растет. Угрозы, комиссии по делам несовершеннолетних и прочие методы идеологического исправления детей мало работают.

Потому опасения родителей не беспочвенны. Чтобы их подтвердить или развеять, мы обратились в само министерство и к экспертам.
Минпрос на запрос «Новой» ответил следующее:

ответ министерства просвещения

«Нет, такого функционала (идеологического контроля. — «Новая») у советника не предусмотрено. Знание того, что интересно детям, позволит советнику слушать и слышать детей, быть с ними в едином информационном поле, выстраивать с ними позитивный контакт. Этот принцип и должен лечь в основу взаимодействия советника со школьниками.

Деятельность советника по воспитанию будет направлена на обеспечение взаимодействия органов школьного самоуправления, педагогического коллектива, родительской общественности и детских общественных объединений».

Также чиновники уверяют, что и взаимодействие с правоохранительными органами — не вопрос советников:

«Советник — это специалист, который поможет усилить воспитательный компонент основной образовательной программы, в том числе за счет составления и реализации рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы для конкретной школы, с учетом имеющихся инфраструктурных ресурсов и кадрового потенциала, реализуя интересные для детей форматы мероприятий».

Что касается кандидатур на должность советников, то они определяются в ходе Всероссийского конкурса «Навигаторы детства», победители которого проходили обучение на базе «Артека» по программе повышения квалификации «Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации» (106 часов).

Фото: РИА Новости

Председателя профсоюза «Учитель» Юрия Варламова заявленные Минпросом цели не убедили:

«Появление советников по воспитательной работе в школе, очевидно, вызвано политическими причинами, в частности, протестными акциями, которые проходили зимой 2020–2021 гг. и ранее, а также активным участием в них молодежи. Поэтому логично было бы предположить, что их основными задачами станут не организация воспитательной деятельности как таковой (внеклассная работа, походы, экскурсии, иные мероприятия), а именно работа с теми школьниками, которые принимают участие в протестных акциях.

Думаю, что на практике многое будет зависеть от руководства школы и его реальной заинтересованности в том, чтобы идеологическая работа в школе велась. Скорее всего, администрация части образовательных учреждений сможет использовать эту возможность во благо и потратить появившийся человеческий ресурс на реальную внеклассную работу. В других же школах такой работник заменит комсорга и будет читать детям лекции о недопустимости выражения своей политической позиции публично».

Должность советников представляется неким «завершением» идеологической монополизации и консервации общественной жизни школьников. Государство долго боролось с молодежным активизмом, но школьников арестовать невозможно, и в ход пошли другие методы: инспекторы и комиссии по делам несовершеннолетних (на которой оказался и я в 2018 году), запугивания, нравоучения, словно по методичкам из телевизора. На учителей, завучей, директоров и социальных педагогов лег груз политического контроля за детьми, с которым многие не справлялись, поскольку не было никаких четких инструкций, у каждого были свои позиция и мнение, и далеко не всегда они соответствовали «нужным».

Мало того, машина репрессий работает не только против школьников, но и против учителей и даже руководителей образовательных учреждений.

Например, директора нижегородской «Школы диалога» уволили после 21 года руководства. Причиной увольнения называют ее отказ контролировать голосование сотрудников в пользу определенных кандидатов.

Если перед акциями 23 и 31 января были проведены классные часы во многих школах страны, то можно представить, чем будут заниматься советники по воспитанию в период накала политической обстановки. А «досуг» во многих школах будет планироваться в дни и часы акций протеста, и посещение его будет отнюдь не добровольным.

Главная проблема, с которой могут столкнуться инициаторы, — сопротивление со стороны самих школьников. Но вряд ли аналоги политруков смогут привлечь школьников на свою сторону, вытащив их из интернета, куда сейчас переместилась вся политическая активность.

Фото: РИА Новости

Комментарий

«Всему свету га-ла-ва!»

Татьяна М., учитель, завуч по воспитательной работе: «В том, что государство пытается привнести идеологический элемент в школу, нет ничего нового. В советской школе были завучи по воспитательной работе и старшие пионервожатые. Завуч по воспитательной работе отвечал за классные часы по юбилейным датам, уроки мужества, идеологические праздники вроде 7 Ноября и Дня победы, за политинформацию, агитбригады, смотры строя и песни, конкурсы политпесни и политплаката, ярмарки солидарности, клубы интернациональной дружбы, школьный музей — словом, работы у него хватало. В некоторых школах он отвечал и за работу со сложными детьми и неблагополучными семьями — это сейчас функция социального педагога.

Пионервожатые занимались жизнью пионерской дружины, куда входило большинство школьников с 4-го по 8-й классы. Это и отрядные сборы, и соревнования по сбору макулатуры и металлолома, и борьба отрядов за то, чтобы носить имя пионера-героя. Они отвечали за внеклассную движуху вроде зарниц, походов, костров, за выпуск стенгазет, за отрядные сборы, тимуровцев и тому подобное. Следили за тем, как пионеры шефствуют над октябрятами. Организовывали помощь отстающим. Значительная часть этой работы тоже была связана с идеологией.

Потом идеология из школы ушла. Сейчас нам пытаются внушить, что у нынешней власти тоже есть идеология, но ее нет: пытаются воспроизвести хоть что-то из советского опыта, но получается плохо. Так что задачей завуча по воспитательной работе стала организация досуга школьников — чтобы они не болтались по дворам, а занимались чем-то осмысленным, что потом оставит у них теплые приятные воспоминания о школе и поможет им освоить какие-то важные навыки.

Когда я стала завучем по воспитательной работе, сразу сказала, что не буду строить детей и проводить с ними бессмысленные классные часы о том, что такое хорошо и что такое плохо. Сказала, что буду заниматься праздниками. Всякое внешкольное мероприятие — это дело, вокруг которого можно сплотить детей; это единственный способ их воспитывать. Если их загонять в класс и пилить тупой пилой — это вызывает только отторжение.

Мы со школьниками готовили спектакль на День учителя, придумали прекрасный Новый год, викторину на День святого Валентина, флешмобы, у нас был очень сердечный и продуманный День Победы. Когда школьник взаимодействует с другими — он учится понимать их, терпеть их, сдерживаться, договариваться. Это и есть воспитание. Человек старается быть человеком, боится подвести, берет на себя ответственность и участвует в созидании чего-то нового. Это единственное, что может сделать завуч по воспитательной работе.

А советники эти — это не просто профанация идеи, это очень вредно, потому что вызовет отторжение и взрослых, и детей, и родителей. Мне жалко людей, которые пойдут на эти должности.

От всего советского идеологического наследия сейчас осталось только патриотическое воспитание. И оно превратилось в бесконечное заклинание «мы победили в войне». Мне кажется, если мы с детьми ездим по России, учимся ее любить, помогаем старикам и инвалидам в доме престарелых, занимаемся волонтерством, даем концерты — разве это не патриотическое воспитание? Неужели оно только в том состоит, чтобы внушить детям, что 9 мая весь мир должен встать перед Россией на колени? Так это антипатриотично.

Для меня День Победы — очень важный день, у меня фотография деда, который воевал, всегда на видном месте стоит. Но когда начинается бесконечное муссирование темы «Мы победили, мы победители, мы всех победим», я вспоминаю фрагмент из «Степи» Чехова, где Егорушка слышит: «Наша матушка Расия всему свету га-ла-ва!» — запел вдруг диким голосом Кирюха, поперхнулся и умолк. Степное эхо подхватило его голос, понесло, и, казалось, по степи на тяжелых колесах покатила сама глупость».

Понятно, чего хочет власть: все формализовать, ввести единомыслие, заполировать детям мозги, чтобы они были уверены, что у нас все хорошо. Вот как раз внушать, что у нас и так все отлично и ничего изменять не надо, — это именно антипатриотично».

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#учителя #школы #ученики #педагоги

важно

4 часа назад

Путин ушел на самоизоляцию. В Кремле это объяснили случаями COVID-19 «в окружении» президента

Slide 1 of 6

выпуск

№ 102 от 13 сентября 2021

Slide 1 of 6
  • № 102 от 13 сентября 2021
Slide 1 of 6

Топ 6

1.
Сюжеты

«Оказалси сукою» Анатолий Быков избирался тем же процентом голосов, что и Владимир Путин. И почти тем же процентом представители «глубинного народа» теперь посадили Быкова на 13 лет

views

281646

2.
Комментарий

Угрозы для Путина, госпиталь для ФСБ и запрет на похороны 13 вопросов от жителей Камчатки и «Новой газеты», на которые не ответила депутат Госдумы РФ Яровая И.А.

views

207430

3.
Новости

СК задержал дезинсектора по делу о смертельном отравлении москвичей арбузами из «Магнита»

views

169519

4.
Репортажи

«Лишь бы ты умер раньше меня» Это — мечта многих любящих родителей особенных детей. Они знают, что такое ПНИ. «Новая» продолжает исследовать альтернативные сценарии жизни людей за пределами интернатов

views

142421

5.
Комментарий

Арктика забрала Сталин испытывал ужас от красноярского Севера, нынешние правители не робеют. Почему погиб глава МЧС Зиничев

views

88304

6.
Колонка

Вместе с нами — хоть в «Поток» Как Сечин сделал «Газпрому» предложение, от которого невозможно отказаться

views

78809

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
close

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera