СюжетыОбщество

Школьные политруки

Кто такие советники по воспитанию, зачем они нужны и как будут воспитывать. Вспоминая старших пионервожатых

Школьные политруки
Фото: Максим Кимерлинг / ТАСС

Советники по воспитанию — очень странная должность. Ее нет ни в профессиональном стандарте педагога, ни в Едином квалификационном справочнике должностей. Непонятен даже круг обязанностей педагога: разнообразные государственные чиновники, которые высказываются по этому поводу, то говорят о посещении музеев, то о школьном самоуправлении, то о спортивных состязаниях. Но все единодушны в том, что советники будут заниматься привлечением детей в Российское движение школьников (РДШ) — нечто вроде скаутской или пионерской организации — и в Юнармию, а также патриотическим воспитанием.

Новоназначенная советница из Севастополя прямо сообщила местному изданию, что ее работа — это «возвращение к истокам». Истоки не уходят вглубь веков: «Советник директора по воспитательной работе — это, наверно, возвращение к истокам. Мы все помним пионерскую организацию, которая когда-то была. Сейчас советник — это человек, который призван вернуть детей в школу. Это старший товарищ, который сможет слышать, слушать. Учителя — это все-таки учителя-предметники, а здесь можно прийти, выдохнуть, порой поделиться какими-то своими болями».

По сути, это действительно решительный шаг в прошлое. Правда, в коммунистическое воспитание входило множество компонентов: кроме патриотического воспитания было интернациональное; было воспитание идеи товарищества и взаимопомощи; воспитание идеи бережливого отношения к народной собственности, к плодам чужого труда; трудовое воспитание; воспитание уважения к старшим и помощи младшим и так далее, и так далее.

В нынешней российской идеологии (а стало быть, и в нынешней воспитательной политике, которую внедряют в школы) от всего этого остался только патриотизм, но уж в таких объемах, чтобы никому мало не показалось. Впрочем, властям все равно кажется мало — отсюда и «формирование российской идентичности», и ставки советников по воспитанию, и повсеместное внедрение новых политруков, которые должны обеспечить всенародное понимание нашей особой духовности.

Чтение методических материалов по теме показывает, что особая духовность состоит в том, что у нас наследие предков и богатая традиция, поэтому у России много врагов, но мы всегда всех побеждали и еще не раз победим, а сомневаться в этом нельзя под страхом уголовного преследования. Раньше эту особую духовность называли ура-патриотизмом, но в нынешние времена даже Вяземского цитировать опасно. Хотя, казалось бы, в 1827 году написано: «Многие признают за патриотизм безусловную похвалу всему, что своё. Тюрго называл это лакейским патриотизмом, du patriotisme d'antichambre. У нас можно бы его назвать квасным патриотизмом. Я полагаю, что любовь к отечеству должна быть слепа в пожертвованиях ему, но не в тщеславном самодовольстве; в эту любовь может входить и ненависть. Какой патриот, какому народу ни принадлежал бы он, не хотел бы выдрать несколько страниц из истории отечественной, и не кипел негодованием, видя предрассудки и пороки, свойственные его согражданам? Истинная любовь ревнива и взыскательна».

Фото: рдш.рф

Фото: рдш.рф

…С 1 марта 2021 года, после зимней волны акций протеста в поддержку Алексея Навального, Министерство просвещения ввело должность советников директоров по воспитанию в российских школах десяти регионов. Пилотный проект, представленный в начале весны, изначально был призван организовать внеурочную деятельность подростков — различные спортивные и культурные мероприятия, вовлечение детей в «Российское движение школьников» (РДШ), в работу молодежных и волонтерских организаций.

Но возникли вопросы — например, зачем это нужно, если в школах есть завучи по воспитательной работе, которые всем этим и так должны заниматься?

Отчасти ответ содержится в самом распоряжении ведомства: советники должны будут целенаправленно заниматься патриотическим воспитанием и духовно-нравственным развитием, плюс к тому — пополнением рядов Юнармии.

Документ вызвал неоднозначную реакцию: многие родители стали подозревать, что за всем этим может скрываться попытка идеологического контроля за детьми и чуть ли не совместная работа школы с правоохранительными органами по предотвращению политической активности подростков. И эти подозрения не беспочвенны: российское образование никогда не было знаменито ни политическими, ни вообще какими-либо свободами. Всегда ставили двойки за «неправильное мнение» в сочинениях по литературе, а в последнее время, например, пошла кампания запугивания детей и их родителей перед большими протестными акциями.

Но количество вовлеченных в политику школьников все равно неуклонно растет. Угрозы, комиссии по делам несовершеннолетних и прочие методы идеологического исправления детей мало работают.

Потому опасения родителей не беспочвенны. Чтобы их подтвердить или развеять, мы обратились в само министерство и к экспертам.
Минпрос на запрос «Новой» ответил следующее:

ответ министерства просвещения

«Нет, такого функционала (идеологического контроля. — «Новая») у советника не предусмотрено. Знание того, что интересно детям, позволит советнику слушать и слышать детей, быть с ними в едином информационном поле, выстраивать с ними позитивный контакт. Этот принцип и должен лечь в основу взаимодействия советника со школьниками.

Деятельность советника по воспитанию будет направлена на обеспечение взаимодействия органов школьного самоуправления, педагогического коллектива, родительской общественности и детских общественных объединений».

Также чиновники уверяют, что и взаимодействие с правоохранительными органами — не вопрос советников:

«Советник — это специалист, который поможет усилить воспитательный компонент основной образовательной программы, в том числе за счет составления и реализации рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы для конкретной школы, с учетом имеющихся инфраструктурных ресурсов и кадрового потенциала, реализуя интересные для детей форматы мероприятий».

Что касается кандидатур на должность советников, то они определяются в ходе Всероссийского конкурса «Навигаторы детства», победители которого проходили обучение на базе «Артека» по программе повышения квалификации «Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации» (106 часов).

Фото: РИА Новости

Фото: РИА Новости

Председателя профсоюза «Учитель» Юрия Варламова заявленные Минпросом цели не убедили:

«Появление советников по воспитательной работе в школе, очевидно, вызвано политическими причинами, в частности, протестными акциями, которые проходили зимой 2020–2021 гг. и ранее, а также активным участием в них молодежи. Поэтому логично было бы предположить, что их основными задачами станут не организация воспитательной деятельности как таковой (внеклассная работа, походы, экскурсии, иные мероприятия), а именно работа с теми школьниками, которые принимают участие в протестных акциях.

Думаю, что на практике многое будет зависеть от руководства школы и его реальной заинтересованности в том, чтобы идеологическая работа в школе велась. Скорее всего, администрация части образовательных учреждений сможет использовать эту возможность во благо и потратить появившийся человеческий ресурс на реальную внеклассную работу. В других же школах такой работник заменит комсорга и будет читать детям лекции о недопустимости выражения своей политической позиции публично».

Должность советников представляется неким «завершением» идеологической монополизации и консервации общественной жизни школьников. Государство долго боролось с молодежным активизмом, но школьников арестовать невозможно, и в ход пошли другие методы: инспекторы и комиссии по делам несовершеннолетних (на которой оказался и я в 2018 году), запугивания, нравоучения, словно по методичкам из телевизора. На учителей, завучей, директоров и социальных педагогов лег груз политического контроля за детьми, с которым многие не справлялись, поскольку не было никаких четких инструкций, у каждого были свои позиция и мнение, и далеко не всегда они соответствовали «нужным».

Мало того, машина репрессий работает не только против школьников, но и против учителей и даже руководителей образовательных учреждений.

Например, директора нижегородской «Школы диалога» уволили после 21 года руководства. Причиной увольнения называют ее отказ контролировать голосование сотрудников в пользу определенных кандидатов.

Если перед акциями 23 и 31 января были проведены классные часы во многих школах страны, то можно представить, чем будут заниматься советники по воспитанию в период накала политической обстановки. А «досуг» во многих школах будет планироваться в дни и часы акций протеста, и посещение его будет отнюдь не добровольным.

Главная проблема, с которой могут столкнуться инициаторы, — сопротивление со стороны самих школьников. Но вряд ли аналоги политруков смогут привлечь школьников на свою сторону, вытащив их из интернета, куда сейчас переместилась вся политическая активность.

Фото: РИА Новости

Фото: РИА Новости

Комментарий

«Всему свету га-ла-ва!»

Татьяна М., учитель, завуч по воспитательной работе: «В том, что государство пытается привнести идеологический элемент в школу, нет ничего нового. В советской школе были завучи по воспитательной работе и старшие пионервожатые. Завуч по воспитательной работе отвечал за классные часы по юбилейным датам, уроки мужества, идеологические праздники вроде 7 Ноября и Дня победы, за политинформацию, агитбригады, смотры строя и песни, конкурсы политпесни и политплаката, ярмарки солидарности, клубы интернациональной дружбы, школьный музей — словом, работы у него хватало. В некоторых школах он отвечал и за работу со сложными детьми и неблагополучными семьями — это сейчас функция социального педагога.

Пионервожатые занимались жизнью пионерской дружины, куда входило большинство школьников с 4-го по 8-й классы. Это и отрядные сборы, и соревнования по сбору макулатуры и металлолома, и борьба отрядов за то, чтобы носить имя пионера-героя. Они отвечали за внеклассную движуху вроде зарниц, походов, костров, за выпуск стенгазет, за отрядные сборы, тимуровцев и тому подобное. Следили за тем, как пионеры шефствуют над октябрятами. Организовывали помощь отстающим. Значительная часть этой работы тоже была связана с идеологией.

Потом идеология из школы ушла. Сейчас нам пытаются внушить, что у нынешней власти тоже есть идеология, но ее нет: пытаются воспроизвести хоть что-то из советского опыта, но получается плохо. Так что задачей завуча по воспитательной работе стала организация досуга школьников — чтобы они не болтались по дворам, а занимались чем-то осмысленным, что потом оставит у них теплые приятные воспоминания о школе и поможет им освоить какие-то важные навыки.

Когда я стала завучем по воспитательной работе, сразу сказала, что не буду строить детей и проводить с ними бессмысленные классные часы о том, что такое хорошо и что такое плохо. Сказала, что буду заниматься праздниками. Всякое внешкольное мероприятие — это дело, вокруг которого можно сплотить детей; это единственный способ их воспитывать. Если их загонять в класс и пилить тупой пилой — это вызывает только отторжение.

Мы со школьниками готовили спектакль на День учителя, придумали прекрасный Новый год, викторину на День святого Валентина, флешмобы, у нас был очень сердечный и продуманный День Победы. Когда школьник взаимодействует с другими — он учится понимать их, терпеть их, сдерживаться, договариваться. Это и есть воспитание. Человек старается быть человеком, боится подвести, берет на себя ответственность и участвует в созидании чего-то нового. Это единственное, что может сделать завуч по воспитательной работе.

А советники эти — это не просто профанация идеи, это очень вредно, потому что вызовет отторжение и взрослых, и детей, и родителей. Мне жалко людей, которые пойдут на эти должности.

От всего советского идеологического наследия сейчас осталось только патриотическое воспитание. И оно превратилось в бесконечное заклинание «мы победили в войне». Мне кажется, если мы с детьми ездим по России, учимся ее любить, помогаем старикам и инвалидам в доме престарелых, занимаемся волонтерством, даем концерты — разве это не патриотическое воспитание? Неужели оно только в том состоит, чтобы внушить детям, что 9 мая весь мир должен встать перед Россией на колени? Так это антипатриотично.

Для меня День Победы — очень важный день, у меня фотография деда, который воевал, всегда на видном месте стоит. Но когда начинается бесконечное муссирование темы «Мы победили, мы победители, мы всех победим», я вспоминаю фрагмент из «Степи» Чехова, где Егорушка слышит: «Наша матушка Расия всему свету га-ла-ва!» — запел вдруг диким голосом Кирюха, поперхнулся и умолк. Степное эхо подхватило его голос, понесло, и, казалось, по степи на тяжелых колесах покатила сама глупость».

Понятно, чего хочет власть: все формализовать, ввести единомыслие, заполировать детям мозги, чтобы они были уверены, что у нас все хорошо. Вот как раз внушать, что у нас и так все отлично и ничего изменять не надо, — это именно антипатриотично».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow