Комментарий · Культура

Ноты для Марии Колесниковой

Карьера лидера белорусской оппозиции: от концертов в Германии до Моцарта и Баха в тюремной камере

06:38, 6 сентября 2021Ян Шенкман, обозреватель
views

5594

06:38, 6 сентября 2021Ян Шенкман, обозреватель
views

5594

11 лет колонии общего режима. К такому сроку приговорил сегодня Минский областной суд политика Марию Колесникову. В чем ее только не обвиняли: экстремизм, заговор, призывы к захвату власти, угроза национальной безопасности. А ведь все, чего она хотела — свободы. Но, видимо, свобода угрожает национальной безопасности Беларуси.

Мария Колесникова. Фото из соцсетей

Говоря о Марии Колесниковой, обычно упоминают ее упорство, мужество, лидерские качества, но часто забывают, что она музыкант, а ведь именно музыка привела ее в белорусскую политику и протест. И став политиком, она не перестала быть музыкантом. В России таких примеров почти нет. Можно вспомнить Ростроповича, поддержавшего Ельцина, вспомнить Курехина, участвовавшего в избирательной кампании запрещенной сейчас НБП, но вот, пожалуй, и все.

Большие музыканты у нас в основном или аполитичны, или поддерживают действующую власть, едят у нее с руки.

В 2017 году, когда Колесникова возглавила минское культурное пространство Ок16, она была успешным академическим музыкантом, флейтистом европейского класса, теоретиком музыки. Было масса проектов, планов. И так совпало, что помещения, в которых находилось Ок16, принадлежали банку Виктора Бабарико, впоследствии оппозиционного кандидата на президентских выборах. Так они познакомились, политика началась.

В интервью тогда еще не «иностранному агенту» «Медузе» она говорила: «Существует совершенно очевидная связь между режимом и тем, насколько свободно я могу заниматься культурой и международными проектами в области современного искусства. В Беларуси существует цензура, которая не позволяет ни одному из музыкантов, художников, режиссеров заниматься тем, чем ему по-настоящему хочется. В Беларуси существует разрешительная система мероприятий — ты не можешь провести концерт без согласования с каким-то там органом, ты обязательно должен получить разрешение. Все государственные коллективы, будь то симфонический оркестр или оперный театр, получают мизерные, абсолютно унизительные зарплаты. И когда люди поймут, что это финансовое унижение связано с государством, многое изменится».

Беларусь Лукашенко — страна довольно закрытая, с культурным обменом там, мягко говоря, не все хорошо. Минские художники рассказывали мне, какое колоссальное впечатление произвело на них то, что Бабарико стал организовывать международные художественные проекты, привез коллекцию художников Парижской школы, создал галерею, стал проводить салон молодых художников. И все это без цензуры. Тут-то и появилась Колесникова со своей международной музыкальной карьерой.

Помимо музыкального таланта, у нее, что немаловажно для политика, яркий педагогический дар. Еще в юности, едва окончив Академию музыки по классу флейты и дирижирования, она стала преподавать игру на флейте в гимназиях. Училась и жила в Германии. Много выступала, но постепенно сама стала организатором культурных проектов.

Там, где она появлялась, всегда начиналась какая-то интересная движуха, что-то новое, необычное.

Читайте также

Читайте также

Незабытая мелодия для флейты

Марию Колесникову и Максима Знака отправили в колонию на 11 и 10 лет. Обновлено

Вернувшись в Беларусь, она создала цикл лекций «Уроки музыки для взрослых». А потом сделала вообще невероятный проект — «Оркестр роботов», где школьников учили программированию роботов-музыкантов.

Когда 7 сентября 2020 года Колесникову задержали (а вернее похитили), сестра пыталась передать ей в СИЗО блок-флейту, маленький деревянный инструмент, но ее, конечно, не пропустили. Зато иногда пропускали ноты. Она писала из тюрьмы: «Меня накрыло волной любви и радости… Кто-то прислал в письме ноты Моцарта и это суперидея! Мне можно присылать ноты и они так классно звучат в голове». И еще цитата из писем: «Мир звуков, в котором я живу последние 30 лет, сильно отличается от того, что я слышу здесь. Отсутствие музыки и есть пытка. Спасает память, когда я закрываю глаза и слушаю внутри себя Баха, Моцарта и то, что я играла сама».

По предъявленному судом обвинению ей грозит до 12 лет лишения свободы. Но держится она прекрасно. То ли музыка помогает, то ли просто такой человек, жизнелюбивый, неунывающий, смелый. Когда в другой жизни, еще на воле, журналисты спросили ее, что она посоветует начинающим музыкантам, она сказала всего три слова: «Главное — не бояться».

Полина Осетинская

пианистка

— У людей, которые имеют дело с музыкой, довольно часто обостренное чувство справедливости и вообще обнаженная эмоциональная сфера. Музыкант работает с разными эмоциональными состояниями, он способен понять многих и многое и гораздо ближе к сердцу и тоньше воспринимает происходящее. Меня поэтому не удивляет, что Колесникова ведет себя так, как ведет. Она человек очень смелый, мужественный. То, что происходит с ней сейчас, вызывает огромное сочувствие. Надеюсь, ее выпустят, хотя мы знаем, что в таких странах, как Беларусь, людей, которые занимаются протестной деятельностью, легко не выпускают. Но мы будем надеяться.

Мария Алиханова

флейтистка


— Мы познакомились в 2016 году. Мне порекомендовали к ней обратиться за советом по поводу того, как найти жилье в немецком городе Дармштадт, куда я собиралась ехать. Маша очень мне помогла. Помню, что я ужасно бомбила ее вопросами и сообщениями, и она мне, тогда еще незнакомой коллеге, всегда отвечала. Она очень отзывчивый человек, всегда готовый помочь.

Когда мы встретились в Дармштадте, бросалась в глаза ее чрезвычайная общительность, улыбчивость и доброжелательность. Мне показалось, что она знала там абсолютно всех, всем улыбалась, со всеми общалась, обсуждала какие-то проекты. Много рассказывала о ситуации в Белоруссии, было видно, что она очень переживает. Маша не из тех, кто уехал и жил исключительно немецкой жизнью, вычеркнув свою прошлую жизнь и стараясь приспособиться к новой.

Следующий раз мы встретились в Минске в апреле 2019, Маша была на концерте, в котором я принимала участие, это было в зале белорусской филармонии, и в антракте мы увиделись. И опять море радости, улыбок и доброжелательности. В тот раз она приезжала в Минск на свой день рождения, а так же организовывала независимый композиторский семинар в культурном пространстве под названием ОК16. Она ведь стала арт-директором ОК16 и пыталась расшевелить в Минске современную культуру.

Маша невероятно открыта всем музыкальным стилям и направлениям (от старинной музыки и игры на флейте траверсо до ультрасовременной музыки), она чрезвычайно разносторонний музыкант, способна быстро выучить сложнейшую современную музыку, а для этого требуется много знаний, терпения и концентрации. Был случай, когда мы с ней одновременно учили чудовищно сложную пьесу, это пьеса современного швейцарско-австрийского композитора Беата Фуррера Invоcation VI для сопрано и басовой флейты. Она мне написала потом, сколько ей понадобилось репетиций. Так вот, мне понадобилось больше. Маша тогда помогла мне с разбором, научила некоторым приемам. Я поняла, что она профессионал высокого уровня. Мельчайшие детали она разбирала очень подробно, проверяя каждый звук по записи.

А сейчас мне страшно за нее, но, по-моему, сама она не боится совсем. Это единственное, что радует. Я понимаю, что она не выйдет на свободу при нынешней власти, и от этого чувствую какую-то безысходность.

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#беларусь #колесникова #музыканты #протесты #приговор #минск #сизо

важно

4 часа назад

«Издевательство над избирателями»: Памфилова — о выдвижении двойников депутата петербургского ЗакСа Вишневского

важно

день назад

Суд запретил Google и «Яндексу» показывать словосочетание «Умное голосование» в поисковой выдаче

важно

2 дня назад

В Симферополе полиция задержала как минимум 40 крымских татар. Они вышли к зданию ФСБ в поддержку земляков

выпуск

№ 99 от 6 сентября 2021

Slide 1 of 6
  • № 99 от 6 сентября 2021

Топ 6

1.
Исследование

Не ровня по линейке Страна не знает, что делать с детьми мигрантов в российских школах — поэтому предпочитает их бояться. Исследование Ирины Лукьяновой

views

428211

2.
Исследование

Нами правят какие-то супчики Подачки от государства для пенсионеров покроют только подорожание «борщевого набора». А больше никто давать и не собирается

views

266045

3.
Комментарий

Бдуны В школы занесли бандитскую культуру публичных извинений. Об учителях в купальниках и восточных танцах в Хабаровске

views

230632

4.
Расследования

Фокус-группа «Новая газета» передала в ЦИК запись секретного тренинга, на котором решалось, кто и с каким результатом победит на выборах в Подмосковье: АУДИО

views

205951

5.
Сюжеты

Перепутали ущерб с расходами В регионах МВД подало многомиллионные иски к участникам январских акций протеста. Требуют оплатить бензин и «сверхурочные»

views

127454

6.
Комментарий

Первая ступень отъехала Дмитрий Рогозин обозвал орудием Пентагона корабль своего дорогого гостя

views

126475

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
close

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera