РепортажиОбщество

ВЭФ уехал, сэндвичи остались

Во Владивостоке закончился Восточный экономический форум, объединивший очень больших политиков и очень богатых

ВЭФ уехал, сэндвичи остались
Участники Восточного экономического форума. Фото: Елена Афонина / ТАСС

Владивостокский сантехник Саня в четверг купался. В целом это нормально, но пока Саня плыл по теплому морю, по тому же самому морю совсем недалеко тоже плыл, но на катере Владимир Владимирович Путин. Путин и Саня, конечно, разминулись, но последний горд, что «повидал президента», рассказывает об этом в пятницу в баре и удивляется: «Я, — говорит, — думал, *** [докопаются] и на сушу выгонят. Но ничего. Только на берегу сидели два чувака в штатском, рыбаков изображали. Хоть бы кто им удочки дал… Он же эту хрень смотрел с тренажерами…» Путин — «хозяин» Восточного экономического форума, что завершился 4 сентября.

Официальные итоги ВЭФ — обычно это несметная тьма соглашений на триллионы рублей — подведут лишь в понедельник. А о том, какими выдались 2‒4 сентября, не считая официоза, и какое осталось послевкусие, рассказывает корреспондент «Новой».

Посторонись-ка!

…Пока Саня радовался, что президент не лишил его моря, экологическая активистка Ольга Дымникова стояла в пробке по случаю проезда кортежа со свитой. Важные гости пожелали осмотреть тренажерный центр МГУ имени адмирала Г.И. Невельского и пообщаться с курсантами, которые задавали «первому лицу» прилизанные вопросы про перспективы развития Севморпути и перспективы строительства нового российского флота (видимо, слово «перспективы» звучит очень оптимистично и по-деловому). В обоих случаях — все прекрасно, объяснил будущим штурманам и радистам Путин.

«Вчера попала в кортежную остановку транспорта для проезда вельмож. Видела, как он пронесся, и пустили движение по дороге, в которую должен был влиться наш поток. Но менты тупили и нас не пускали. В таком положении мы стояли минут 10. Из всего потока, прекрасно видящего ситуацию, никто не возмутился, кроме меня. Никто не нажимал на сигнал, кроме меня… Раньше, когда это было возможно, на важные для города митинги ходили 100‒200 человек… Владивосток, как тебе не повезло…» — написала в соцсетях Дымникова, недовольная особенностями передвижения народных, а значит, и своих слуг.

В «эти дни» во Владивостоке весьма некомфортно быть автомобилистом. Дороги перекрывают ненадолго, на время движения колонны. Но через каждые метров 500 стоят экипажи ГИБДД, на машинах включены мигалки. Даже если у тебя три огнетушителя и пять аптечек, чувствуешь себя так, словно что-то натворил.

Сантехник Саня, к слову, опасался не зря. Тех, кто катался на сапах на Русском, выгоняли на берег. А 2 сентября по Владивостоку разошелся видеоролик, как серый катер (говорят, что ФСО, но похоже на береговую охрану) гонится за удирающим на всех парах аквабайкером.

О запрете движения судов с 14.00 до 19.00 в проливе Босфор Восточный и прилегающих к нему акваториях, впрочем, объявляли заранее.

Самое безопасное место в Приморье

Утро 2 сентября. Пробка на въезде в кампус Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Машины пускают по одной. Проверяют пропуска на авто и на людей, измеряют температуру у всех пассажиров. Потом — уже другие полицейские — тоже смотрят пропуск, «проходят» металлоискателем днище, осматривают салон, просят открыть багажник и капот. Горюче-смазочные материалы, колющие и режущие предметы — нельзя. Их оставляют на КПП и на выезде забирают.

В еще одном шатре тебя после очереди снова проверяют, как при посадке на самолет. И всё, ты официально на ВЭФ.

Уже 13 сентября в ДВФУ начнется учебный год. Зазвучат звонкие голоса студентов, забегают бесплатные шаттлы по всему кампусу, на набережную в выходные снова приедут сотни и сотни горожан, чтобы поймать уходящее лето. Но пока Русский — это территория серьезных людей, которых надо усиленно охранять.

Безопасников на форуме много. Они сидят в штабе, ходят парами по периметру кампуса и на территории. Большинство — в гражданском, и если бы не характерное выражение лиц, вообще бы слились с пейзажем. Но в этом году им раздали бордовые зонтики с символикой оператора форума, Росконгресса, так что служба все еще и опасна, и трудна, но теперь даже на первый взгляд еще как видна. Зонтики нужны от солнца — во Владивостоке в начале сентября или страшные тайфуны, что смывают уложенный к ВЭФ асфальт, или жара. В этом году повезло.

Фото: Валерия Федоренко / «Новая газета»

Фото: Валерия Федоренко / «Новая газета»

— Прикол хочешь? — хихикает друг. Он на форуме работает от правительства, так что сам это нигде написать не может, но показывает взглядом, пока мы шагаем мимо припаркованной между корпусами тяжелой техники с черными номерами. — Вон, видишь центральный корпус, «стеклянный», а около него еще.

Вот там, на крыше, справа сидели три снайпера. Они вроде невидимые, но три зонтика: тык-тык-тык…

Логистика в кампусе и в обычные-то дни с непривычки сложная. А тут из-за ВЭФ все огородили заборами. Нашлись те, кто не понял, как добраться до нужной парковки, и психанул. Как показывает практика, если оставить машину на улице около какой-нибудь из гостиниц, ничего тебе за это не будет. К слову, если вы не СМИ, не модератор или не высокопоставленный политик, а простой участник, то въезд на многоуровневую парковку ДВФУ стоит 70 тысяч рублей. Так что многие предпочитают выходить за пределами кампуса (это только если есть водитель — в этом году даже оборудованные парковочные площадки на трассе вдоль университета почему-то перекрыли), или пользоваться бесплатными шаттлами до 20.00, или вызывать такси, которые вдруг стали стоить, как полквартиры на том же Русском.

Зато курить можно в куда большем количестве мест — в прошлые годы даже депутатов и чиновников гоняли простые университетские охранники (это был их, охранников, звездный час), когда те стояли около корпусов с сигаретами. А сейчас идешь — о, запах необычный! А это вице-президент «Роснефти» Шишкин и еще два, как бы сказали англичане, «толстых кота» стоят, обсуждают большие деньги и неспешно курят сигары.

Вполуживую

У нас не Петербургский экономический форум, повестка пожиже, цена пониже — всего-то 300 тысяч рублей, рассказывает знакомый бизнесмен. Но это без банкета, пленарки с Путиным и допуслуг типа парковки или гостиницы. Писали, что в 2019 году базовый пакет участника стоил всего-то 215 тысяч. Инфляция, однако.

На сессиях обсуждают инновации, ответственное потребление, «зеленую экономику» и переход от угля (Чубайс даже больно уколол СУЭК, напомнив, что Китай переходит к углеродной нейтральности и отказывается от черного топлива), недропользование, перспективы IT-хаба на Дальнем Востоке, строительство киностудии, цифровой суверенитет, малое и среднее предпринимательство в контексте развития городов. Вечная классика — дальневосточный гектар, льготная ипотека. Из нового появился, словно черт из табакерки, миллионный город-спутник — или уже Спутник? Вроде бы темпы оттока населения снизились, констатирует президент (еще бы, скажем от себя, они не снизились — весь мир закрыт уже полтора года). И поэтому, твердят все, надо строить рабочие места, жилье, инфраструктуру, благоустраивать среду. Собственно, ничего нового, об этом уже сколько говорится, а люди все равно уезжают. Ситуация, извините, напоминает старый анекдот про изменение интерьера в публичном доме.

«Вживую!» — гордо красовалось на рекламных щитах форума, развешанных по Владивостоку задолго до начала ВЭФ. В прошлом году мы всё пропустили из-за пандемии. На самом деле, многие спикеры участвуют в онлайн-режиме, от этого дискуссия не особенно теряет. Сессии транслируются на сайте форума, и это даже неплохо: там-то все в порядке с картинкой и звуком, не придется толпиться у входа, потому что тебе места не хватило. Все-таки в крае под 250 человек в день заболевают ковидом. Даже президенты, кроме Путина, и премьер-министры на пленарное заседание «являются» в виде говорящих картинок на экране. Причем в видеоконференции лично участвуют только главы Казахстана Касым-Жомарт Токаев и Монголии Ухнаагийн Хурэлсух (его журналисты-завсегдатаи форума сравнивают с предшественником Халтмаагийном Баттулгой, который до этого ездил три года). Си Цзиньпин выступил с видеообращением.

На пленарное заседание даже с одним Путиным и ведущим Сергеем Брилевым просто так не попасть. Надо получить приглашение и сдать дополнительный ПЦР (первый сдавали все до 1 августа) в специальной лаборатории, аккредитованной на форуме. Приглашение дают оплатившим его участникам, избранным или по договоренности. В этом году президентский пул журналистов — и тот не пустили. Другой вопрос, делать там решительно нечего. Разве что попытаться с кем-нибудь познакомиться (это вряд ли) или просто посидеть с умным видом (это запросто).

Путин на мероприятие опаздывает каждый раз и надолго, в пятницу вот часа на полтора припозднился.

И длится мероприятие тоже часа три. И вот все это время ни выйти, ни потянуться, ни поболтать. А так — Росконгресс все равно ведет трансляции абсолютно со всех сессий. Смотри — не хочу. В пресс-центре умные ответы президента про «зеленый водород», поддержку медицины, вакцинацию, Афганистан и запрещенное в России террористическое движение (без указания об этом его недостатке, конечно), США, благоустройство городской среды, демографию и т.д., и т.п. — слушают десятки журналистов. Некоторые селфятся на фоне экрана с вождем. Особый ажиотаж вызывают ответы на вопросы про мальчика Никанора (Путин на него не в обиде) и про возможность Олимпиады во Владивостоке (Путин ее не исключает, но не надо политизировать Игры).

Фото: Валерия Федоренко / «Новая газета»

Фото: Валерия Федоренко / «Новая газета»

На форуме есть две категории людей с желтыми бейджами СМИ. Первые на суете, пытаются все успеть и ничего не успевают.

— Прикинь, мы на пять минут сели в массажные кресла внизу, а тут начальство наше идет! — рассказывают «ужастик» сотрудницы одного из федеральных информагентств.

Вторые часто вообще не журналисты — они или тусуются, или пытаются найти контакты, или ходят с важным видом и светят лицами. Но почти всех объединяет желание получить какой-нибудь вэфовский мерч: в прошлые разы дарили рюкзаки, блокноты, ручки, что-то еще. В этом году нет вообще ничего. Хотя участников меньше почти вдвое — 4000 человек.

Зрелища…

После окончания пленарки журналисты сперва собираются около корпуса S (обычно это спортзал, но во время ВЭФ его переоборудуют под пленарное заседание) в надежде сделать снимки с выходящим Путиным. А потом, стремглав, бегут на Улицу Дальнего Востока. Ее сначала открывают специально для высоких гостей — а 5‒6-го числа сюда могут приехать все желающие, 7-го — организованные группы.

На Улице каждый из 11 регионов Дальнего Востока представляет себя. Еврейская «Хава Нагила» под скрипичный ансамбль. Бурятские игры в кости, национальные чукотские танцы с бубнами. Настоящий вертолет Ка-62, построенный в приморском городе Арсеньеве. Камчатка с ее великолепной природой (всё на экранах!). Жестяной осьминог с говорящим прозвищем Дофлейн Сахалиныч, ползущий то ли из моря, то ли в море подальше от своей малой родины — но зато с аккредитационным бейджем. И многие другие симпатичные вещи. Поражает, конечно, количество «макулатуры» — дорогущих глянцевых журналов и буклетов, которые раздаются посетителям в больших количествах и надеждах на инвестиции.

Приморье кроме вертолета отожгло, конечно, и тем, что в экспозиции с белыми шарами, символизирующими города края, Дальнегорск решили представить не добычей полезных ископаемых, а… летающей тарелкой. Там 25 лет назад якобы упал НЛО.

Есть на что поглядеть и в зданиях. Выставки обычно не привлекают посетителей — например, мимо стендов с информацией о 100-летии дипломатических отношений с Монголией все даже не идут, а бегут… А вот роботы стали звездами форума. Зеленый Спецкор от НТВ (милаха с улыбкой на экране, не в пример контенту титульного канала), белый Егор из РусГидро, почти человечный Алекс. Все трое сделаны в Перми, но они разные. Алекс, например, очень милый и умеет делать руками сердечко, но очень тупой, и не отрицает, что роботы придут к власти. Еще у него голова человека и искусственные глаза, поэтому он похож на оживший труп в инвалидной коляске.

Фото: Валерия Федоренко / «Новая газета»

Фото: Валерия Федоренко / «Новая газета»

Кроме искусственного интеллекта можно еще поглядеть на стенды разных медиахолдингов. Там губернаторы и богачи за стеклами рассказывают, как хороша страна моя родная… Одним из первых таких стал, например, глава Сахалинской области Валерий Лимаренко. Пока в одном из крупных по меркам региона населенных пунктов, Углегорске, из кранов течет бурая вода, которой даже полы мыть невозможно, он вещает про инновационное развитие, новый бетонный завод, городскую среду и прочие космопорты.

Самое интересное, конечно, не на подписаниях бесконечных соглашений и не на сессиях, а на тех стендах, где молодые ученые представляют свои разработки. Тут тебе и анализ изменений климата на основе Big Data (в ДВФУ в прошлом году запустили вышку 5G, и студентам стало проще оперировать огромным массивом информации), и цифровой двойник региона, и эксперимент с самоочищающимся и антибактериальным покрытием для любых поверхностей, и самое настоящее чипирование людей, и лед из Арктики, и очки VR для образования и лечения, например, болезни Паркинсона.

Как бы то ни было, ВЭФ — это больше не про науку, а про понты, которые смотрятся весьма странно.

По акватории гоняет большой катер с громкой светомузыкой. А по Светланской мимо ресторанов — высокие каблуки, дорогие пиджаки, кутеж прямо на улице, гуляющие по дороге люди. Удивленные бомжи у ближней столовки глядят на это дело с древнерусской тоской. И пробка из-за припаркованных вкривь и вкось вторым рядом старых-добрых «крузаков» и корейских Genesis, официальных авто форума. Проезжаешь «сладкую жизнь» и тут же попадаешь в колдобину.

Вечеринки гремят, а вот читки пьес в местном театре молодежи отменяются. То ли из-за Путина (кто-то из местного минкульта чего-то напугался), то ли из-за ужасного и пошлого анонса в соцсетях театра, то ли, если верить сотрудникам театра, и впрямь «название не понравилось» — «Как эстонские хиппи разрушили Советский Союз». Кому такое перед выборами надо? В итоге отменили весь фестиваль «Читка в четверг».

Зато в субботу на центральной площади ВЭФ провожали большим концертом с участием групп «Наутилус Помпилиус» и «Земляне», а также Димы Билана.

Изображение

И хлеб

Последний день форума. Улетел Путин, а вместе с ним пропал нерв. Робот Алекс обернут пленкой, а соглашения остались в основном местные. Хоть и довольно симпатичные, вроде аквапарка с шале, бунгало, фудкортом, гостиницами, торговой улицей на популярнейшей у приморцев бухте Лазурной, она же Шамора. Или IT-парк с апарт-отелем и коворкингом на Русском (вообще-то на острове уже столько всего «построили», что теперь только коворкинга не хватает). Корпуса еще больше пустеют, в холодильниках кончается мороженое и стандартная кола, журналисты уже не бегают, как ужаленные, а обнимаются и судачат на отвлеченные темы. Все происходящее напоминает песню недавно воскресшего квартета ABBA — Happy New Year: «Шампанское кончилось, догорели фейерверки…» Ну как догорели — реклама ВЭФ на здоровенном экране торгового центра почти напротив моих окон еще пару недель будет вечерами напоминать об опережающем развитии и столичном статусе Владивостока.

В столовой пресс-центра напоследок предлагают забрать еду с собой.

— Наготовили на тысячу человек, а пришло всего ничего. Пропадет… — сетует один из поваров. А ведь сегодня булгур, окунь, индейка, рисовая лапша — и все действительно очень вкусно. Контейнеров, правда, нет.

Но это нас, журналистов, так балуют. Со всех сторон доносится недовольство условиями работы на ВЭФ. Например, силовиков, как они говорят, кормят не такими прекрасными названиями (и, кстати, даже места на парковке дали только единицам — чего было жадничать, все равно ж пустые стоят). Дети-волонтеры и их родители боятся говорить под своими именами, но неофициально делятся, что волонтерствовать непросто. И не только из-за плохого отношения. То в 23 часа их «радуют» завтрашним выездом к 6 утра. То смены по 12 часов.

Некоторых девчонок-волонтеров заставляли ходить на каблуках — на второй день они отказались, конечно, заниматься такими глупостями.

То не кормят. Питание есть только в те дни, что они работают, объяснил источник, знакомый с организацией работы. «Питание им предоставлялось и предоставляется. Три раза. Но лишь в дни работы. Первые волонтеры приступили к своим обязанностям еще 7 августа, но им, помимо прочего, надо было пройти обучение. На это время, чтобы не ездить на остров, детям предоставили общежитие в кампусе. Но родители решили, что пока ребят учат, их и кормить обязаны — это не так. Всего у нас около 600 волонтеров и из Москвы, и из других частей света».

— Хотите, фотку покажу? — говорит девушка — работница одной из многочисленных точек питания.

На снимке молодежь спит прямо на полу, подстелив картонки. Свалились от усталости. К концу дня некоторые едва ходят. Смена длится по 15‒16 часов, а работа началась задолго до официального начала форума. И закончилась не 4 сентября, ведь предстоит еще все убрать, почистить, сложить.

— А вы заберите еду! Давайте, мы вам кофе сварим. И берите всё, не стесняйтесь: тут сэндвичи, улитки, круассаны. Жалко же выбрасывать, все свежее, сегодня приготовленное, — тоже предлагают припозднившимся посетителям ребята. И протягивают пакет…

В 2019 году на Восточном экономическом форуме подписано 270 соглашений на сумму 3,4 триллиона рублей. В 2020 году его отменили из-за ковида. В 2021 году экономисты называли планы в 4,5 триллиона.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow