КомментарийКультура

Читатель в тюрьме: Никита Белых

Какие книги выбирают известные заключенные? На вопросы «Новой газеты» отвечает экс-губернатор Кировской области

Этот материал вышел в номере № 90 от 16 августа 2021
Читать
Читатель в тюрьме: Никита Белых
Фото: Виктория Одиссонова / «Новая»

Бывший губернатор Кировской области Никита Белых отбывает срок четвертый год. Формально за взятку, но в подтексте — политика. В свое время он был активным деятелем СПС, работал с Немцовым, с Навальным. Пост губернатора занял при президенте Медведеве. Уже отсижено достаточно, чтобы подавать прошение об УДО, условно-досрочном освобождении. Но как раз в этот момент, совсем недавно, против Белых было выдвинуто новое обвинение — в превышении должностных полномочий. Не в тюрьме, естественно, какие у него там полномочия, а тогда же, в середине десятых годов, в пору его активной государственной деятельности. Не хотят отпускать Белых.

Интересно, что кандидатскую диссертацию он защищал в свое время ровно по той же теме, с которой столкнулся впоследствии: «Особенности формирования и функционирования лагерной экономики в 1938–1953 годах (на материалах ВятЛага НКВД-МВД СССР)». И хотя сидит он не в ВятЛаге, а в рязанской колонии, суть от этого не меняется. Лагерную экономику он уже успел изучить на практике. Работал на швейном производстве, шил детские игрушки, одно время был библиотекарем.

Читает Никита Белых по-прежнему много. Вот что он написал «Новой» о своем круге чтения:

В период активной и насыщенной работы времени для чтения оставалось немного: периодика, аналитика, информационные материалы, редко удавалось познакомиться с новинками, в основном по рекомендациям знакомых. В заключении времени значительно больше, есть возможность и читать, и перечитывать. Однако круг интересов меняется не сильно. Это и классика, и современная литература, и учебники — в зависимости от настроения и желания. Иногда вспоминаешь, что хотел изучить подробнее из разных сфер знаний, и восполняешь пробелы. Так, прочитал достаточно учебно-научной литературы (еще советской — современной не нашлось) по добыче торфа, по животноводству и растениеводству (здесь удалось найти и более актуальные материалы) и т. д. Из современной литературы, благодаря рекомендациям в разных изданиях (я выписываю достаточно много газет и журналов, в т. ч. «Новую газету», «Читаем вместе», «Дилетант», Ex Libris «Независимой газеты» и пр.), удается читать многие новинки, практически все — от Евгения Водолазкина, Дмитрия Быкова, Гузель Яхиной до многих других.

Мне кажется, что для людей уже сформировавшихся, со своими убеждениями и мировоззрением (таких в колониях не так уж много — контингент сильно помолодел, в т. ч. за счет ст. 228 УК) главная цель чтения — поддержание некоторого образовательного и культурного уровня и отвлечение от окружающей действительности.

В соответствии с правилами, есть литература, которая не может быть допущена в пенитенциарные заведения: содержащая экстремистские, порнографические материалы, материалы, пропагандирующие насилие и разжигающие религиозную, национальную рознь. Плюс ряд специфических тем — типа служебного собаководства. Но такого рода литература и для меня интереса не представляет. Посылки с письмами могут поступать в колонию без ограничений (кроме указанных выше), поэтому я практически каждую неделю получаю посылки с заказанной литературой (спасибо друзьям и родственникам) и передаю их в библиотеку. За три года нахождения в колонии (с 2018 по 2021 г.) пополнил фонды более чем на 4 тысячи экземпляров. Естественно, и сам читаю присланные книги в первую очередь.

В зависимости от настроения иногда перечитываю, иногда читаю новые книги. Даже с точки зрения восприятия текстов полезно переключаться с литературы о современных левых идеях в экономике (безусловный базовый доход, социальное предпринимательство) на современные скандинавские детективы Ю. Несбё, С. Ларсона и др., с исторических исследований о положении разных стран в годы Второй мировой войны — на Достоевского или Куприна.

Как я сказал, контингент в колонии очень помолодел, много людей, год рождения которых начинается с 200…, с соответствующим уровнем образования — с ними как раз приходится выступать в роли наставника, что-то советовать: они, к сожалению, если и читают, то популярную фантастику, фэнтези и т. п. Самая возрастная категория, 60+, предпочитает отечественную классику: тут и Тургенев, и Горький, и Толстой, и Мережковский, и Гоголь. Есть несколько человек, которые имеют сходный круг интересов, естественно, мы общаемся, но скорее в формате рекомендаций, на что стоит обратить внимание.

В будущем надеюсь самостоятельно приобретать и выбирать литературу по своим потребностям в условиях свободы.

С уважением, Н.Ю. Белых

Читайте также

Читатель в тюрьме

Сегодня на вопрос «Новой»: что читают известные заключенные — отвечает Иван Сафронов из СИЗО «Лефортово»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow