Видеонаблюдение на выборах. Фото: РИА Новости
Выборы последних лет показали, что избирательные комиссии осуществляли массовые фальсификации даже в присутствии наблюдателей. Однако в этих случаях была возможность фиксации и обжалования нарушений законодательства.
На предстоящих думских выборах бюллетени будут находиться в полном распоряжении избиркомов в течение двух ночей без какого бы то ни было визуального контроля со стороны общества.
Тотальное видеонаблюдение и свободный доступ граждан к нему могли бы решить эту проблему, но…
На круглом столе, прошедшем в ЦИК 16 июня 2021 года, электоральные эксперты, призывая не вводить трехдневное голосование, говорили о неготовности к нему избирательной системы и об отсутствии материально-технических ресурсов для проведения выборов на уровне, вызывающем доверие.
Э.А. Памфилова попыталась развеять все опасения, уверяя, что все пройдет без сучка и задоринки, а масштабное видеонаблюдение обеспечит полные гарантии честного определения итогов выборов.
Решение о трехдневке принято, а обещания так и остались лишь обещаниями.
5 августа в ЦИК были презентованы новые правила видеонаблюдения на выборах депутатов Государственной думы ФС РФ восьмого созыва. Иначе как издевательством над правами избирателей и кандидатов в депутаты эти правила не назовешь.
Теперь уже сама ЦИК, оправдывая провалы в своей работе, приводит в качестве главного аргумента недостаток средств. И здесь доводы об отсутствии финансирования выглядят крайне неубедительными. Глава ЦИК заявила, что видеоконтроль достиг небывалого уровня — 98% участков, но в столь трудное для страны время государство не может себе позволить тратить десятки миллиардов рублей на обеспечение трансляций. То есть мы всё снимем, но вам не покажем.
Каждой политической партии обещана возможность наблюдать за 20 избирательными участками на федеральном уровне и за четырьмя участками в регионах. В сумме это составляет 360 (менее 0,4%) из более чем 97 тысяч участков, на которых будет идти голосование. Кандидатам-одномандатникам будет дана возможность видеоконтроля за 4 (четырьмя!) УИК (около 1%) из в среднем 431 на их округах. Совокупно все партии и кандидаты смогут получить доступ примерно к 15% участков (после окончания регистрации одномандатников можно будет посчитать эту цифру точно), но совершенно очевидно, что координация между ними в распределении видеонаблюдателей по УИК невозможна, а большинство участников выборов вообще не собираются отстаивать голоса избирателей.
При этом «общественным палатам» были даны эксклюзивные права по предоставлению доступа к НЕОГРАНИЧЕННОМУ количеству трансляций.
Во-первых, непонятно, как в рамках одной логики совмещается отсутствие денег для видеоконтроля за выборами для представителей партий и кандидатов и приглашение неограниченного числа желающих для получения доступа через общественные палаты. (Так есть деньги или нет?)
Во-вторых, совершенно неприемлема передача псевдообщественной организации распорядительных прав при проведении выборов. Напомню, в большинстве регионов РФ одну треть членов ОП назначает высшее должностное лицо субъекта, одну треть назначает законодательный орган субъекта, одну треть избирают представители общественных объединений региона. Большинство реально действующих общественных организаций в этом органе не представлены.
Намного больше логики в предоставлении неограниченного доступа к трансляциям непосредственным участникам выборов — кандидатам и политическим партиям.
И наконец, абсолютное недоумение вызвали цифры о затратах, необходимых для осуществления свободного доступа граждан к видеонаблюдению, и показушные реляции о 98% якобы покрытых камерами участков.
Впервые видеонаблюдение было применено на выборах президента в 2012 году. Прямая трансляция шла с более чем 80 тысяч избирательных участков, количество видеонаблюдателей составило около 3,5 миллиона человек, а сумма затрат по разным источникам составила до 25 миллиардов рублей. Тогда же были созданы мощная материально-техническая база и программное обеспечение, позволившее в 2018 году обеспечить видеонаблюдение с 40 тысяч УИК за 2,8 миллиарда рублей.
И вот сегодня мы слышим от ЦИК, что покрытие камерами будет на 50 тысячах участков, но видеозаписи нам не покажут, так как это дополнительные затраты в десятки! миллиардов рублей.
Независимые эксперты движения «Голос» сделали свои расчеты и выдали сумму затрат на трансляцию меньшую на порядок — не более полумиллиарда рублей.
Сегодня в заголовках большого количества СМИ звучит информация о 98% покрытых видеонаблюдением участков для голосования. Если разобраться, из чего состоит эта цифра, то становится очевидным симулятивный характер этого «достижения». Как можно приравнять к общедоступному видео с президентских выборов 2012 года записи с 36,2 тысячи стационарных камер (обычно используются древние школьные ноутбуки), к которым на моей памяти ни один наблюдатель, кандидат или партия ни разу не получили доступа?
Напомню, иезуитская логика действующего законодательства требует перед обращением в суд или избирательную комиссию за видеофиксацией нарушений камерами предоставить убедительные доказательства их наличия. Как это сделать в отношении подмены бюллетеней ночью, когда наблюдатели не присутствуют на участках, остается загадкой.
За последние выборные кампании мы привыкли к итогам голосования в протоколах, в разы отличающимся от реального волеизъявления граждан, но столь вольное обращение ЦИК с цифрами вызвало удивление у всех. Как же они собираются считать наши голоса, если не умеют считать деньги?
И, конечно же, также одной из основных причин отсутствия видеонаблюдения объявлены «элементы национальной безопасности». Россияне не смогут следить за нарушениями на выборах, чтобы их не увидели враги России. С этим, как говорится, не поспоришь.
Напомню, что записаться в наблюдатели ОКЦ «Гражданский контроль 2021», объединений «Голос» и «Гражданин наблюдатель» можно по ссылке.
Александр Ефимов, координатор наблюдателей «Яблока»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68