ИнтервьюКультура

Легко ли быть Летовым?

Актер и музыкант Максим Козлов — о фильме про Янку, драках с гопниками и русском Манчестере

Этот материал вышел в номере № 88 от 11 августа 2021
Читать

Он играет Егора Летова в фильме Игоря Поплаухина «На тебе сошелся клином белый свет», который скоро выходит. Фильм — о последнем дне жизни Янки Дягилевой, это все, что пока известно. Максим Козлов — музыкант, лидер московской андерграундной группы «Аминь». У «Мумий Тролля» есть такое словечко в одной из песен — неприостановленный. Это в точности про него. Крепко сбитый парень, темные очки, очень короткая стрижка… На Летова не похож совершенно.

Максим Козлов на сцене. Фото предоставлено группой «Аминь»

Максим Козлов на сцене. Фото предоставлено группой «Аминь»

— Как ты оказался в съемочной группе фильма?

— Случайно. Снимал альтернативное кино со своими друзьями Юрате Шунявичуте и Ринатом Бекчентаевым, а они сокурсники Поплаухина. И как-то он говорит: «Хочу тебя позвать в фильм про Янку». Я дико волновался на кастинге, мне казалось, что ничего не выходит. А они сказали: «У вас какая-то магия с Кирой в кадре». Кира Пиевская — это девочка, которая Янку играет. Я поехал к другу, начал пить, потому что не мог справиться с состоянием, это правда очень волнительно. Вернулся домой, и в ночи звонок: «Для меня большая честь сообщить тебе, что ты в команде, твое участие в фильме утверждено». И я разрыдался, так меня это тронуло. Потом ко мне на площадке подходили: «Максим, а вы в каком театре трудитесь?» Я говорю: «Я здесь совершенно случайно». У них у всех актерское образование, а у меня — бухучет, анализ и аудит.

— И внешнего сходства с Летовым никакого.

— Вообще. Вот Кира действительно на Янку похожа. А я пришел бритый наголо и в такой одежде, в какой на рейвы в клуб «Мутабор» ходят.

— Загримировать же можно.

— Можно, но они искали человека, подходящего по темпераменту, а не внешне.

А я врубаюсь, я на таких же противоречиях и головняках, как герой. И я знаю, как люди ведут себя в таких ситуациях. На взводе, на чувствах.

— То есть фактически взяли рок-музыканта на роль рок-музыканта. Это собирательный образ или именно Летов?

— Имя Егор звучит там где-то, но это вообще неважно. И я точно не думал о том, что играю Летова. Откуда я знаю, например, как Летов дрался? В фильме есть сцена разборок, и я вел себя в кадре так, как веду обычно, со всеми пацанскими фишечками. Ну и получил в нос, естественно.

— Любишь драться?

— Не особо, но приходилось, а что поделать. Вокруг меня по жизни такая среда была: фанаты, панки, неформалы. Заработал перелом лицевой кости, видишь? Это я упал, меня лежачего били. В детстве я был хорошим ребенком, а потом перекипел и стал вот такой. Помню, защищал брата и получил ногой в грудь. В такие минуты во мне что-то включается. Раз, раз. Пришел в себя, сижу плачу, истерика. Думаю: «Да, правда на моей стороне, я победил, но это неправильно, этого не должно быть. Ну что за идиотизм. Еще и парней покалечил». Вот такой я чувствительный дурачок.

— Твое отношение к Летову и к Янке?

— Я не сразу воткнул во все это, долго на каком-то отрицании был. Просек позже, уже в сознательном возрасте. Сибирский суицидальный панк — это, конечно, жемчужина.

— Как относишься к песне «Вижу, поднимается с колен моя Родина»?

— Как к мечте, как к описанию какого-то далекого будущего. Я тебе расскажу историю из моего детства, и ты поймешь, откуда мы поднимаемся и куда. Я родился на Севере. Поселок Батагай Верхоянского района Якутской АССР. Батя летчиком был, и маманька от большой любви туда к нему переехала. Жили в бараке. Барак такой покосившийся, деревянный. Длинный коридор, общая кухня. И вот однажды, мне было года четыре, я на эту кухню забрел. И спрашиваю маму: «А что это за оранжевая палочка на столе?» Это оказалась морковка, кто-то ее привез. Мать в слезы, говорит: «Все, хватит, ребенок до четырех лет моркови в глаза не видел». И мы уехали через какое-то время.

— В Москву?

— В Лыткарино. Московская область, Люберецкий район.

Максим Козлов на съемочной площадке. Фото предоставлено группой «Аминь»

Максим Козлов на съемочной площадке. Фото предоставлено группой «Аминь»

— Сколько твоя группа сейчас получает за выступление? Тыщ 30–40?

— Это вышак вообще. Нет, чаще всего играем за проезд и жилье. Но мы все равно любим ездить. Гоняли как-то в Брянск, там целый бар набился, человек, может быть, пятьдесят. После концерта пошли гулять. Идем такие, я в плаще, кепка у меня, Леха тоже в чем-то таком. И тут местные: «Е-моё, Шерлок Холмс!» Это на меня. А потом на Леху: «И доктор Ватсон!» Ну как на это реагировать? У меня закалка люберецкая, я мог их легко одернуть. Но мы просто стояли и ржали, так это было смешно. Приезжаем обратно, заходим в метро, и мне моя девушка говорит: «Добро пожаловать в Москву. Там ты был Шерлоком Холмсом, а здесь ты опять никто».

— Надоела такая жизнь?

— Мне страдать надоело. Был момент, когда я попал на восемь месяцев в реабилитационный центр. Ну просто устал. Я понял вдруг, что жизнь не может состоять из страдания.

Это сейчас я веселенький, а раньше — сидишь в подъезде под тусклой лампочкой и думаешь: «Разве к этому ты стремился? И это вот ты? Таким ты хочешь быть?» Короче, дошел до края. Я был единственным из 30 человек, кого привезли в центр без уколов и не в наручниках. Там жестко, решетки стоят на окнах. Я-то думал, что еду туда, где теннисные поля, бассейн, а это как армия плюс тюрьма. Но в этом центре я познакомился сам с собой, каждый день расчехлял себя, снимал шкурку.

Потом песню написал: «О, эти дни в коматозе! О, эти ночи без сна! Тюрьма, тело бестолковое…» Там вообще много материала у меня родилось. И название группы «Аминь» тоже там же придумано. А потом еще клип сумасшедший сделали на «Ночи без сна». Нас девчонки оставили в квартире одних, пошли прогуляться по магазинам. Мы накидались, ну и я там исполнил: валялся, куролесил на беговой дорожке с ножом, Леха в дубленке, десять перстней на пальцах, все в таком роде. Отсылаем продюсеру, он говорит: «Вы охренели. Это пропаганда нездорового образа жизни, АУЕ* и политика. Так нельзя».

— А сейчас вообще ничего нельзя. Мат, религия, гомосексуализм, наркотики, ну и политика, разумеется.

— Все это у нас есть. Да докопаться до чего угодно при желании могут. Но даже в этой ситуации я не буду выбирать выражения. Их, запрещающих, можно легко обмануть, а от себя-то куда деваться?

— У вас и политика есть?

— А как же: «Царь устал и практически не дышит, царь устал, но слышит все, слышит…»

— Ну, это довольно лайтово по теперешним временам.

— А и не хочется в лоб. Точнее, не получается, это будет неправдой. Будь я другого склада, я бы с удовольствием писал что-то вроде: «Все на баррикады, вперед-вперед!» Но я не могу.

— Ты себя считаешь поэтом?

— Конечно нет! Прихожу в гости, меня представляют: «Вот Максим, он поэт, актер…» Начинаешь шутить, зажигать, и они такие: «А, ну ясно». Поэт… Ничего себе. Слишком громкое слово. Классе в девятом меня переклинило, и с тех пор пишу каждый день. Блокнотики у меня, бумажки сыплются отовсюду. Но это же не значит, что я поэт. И с рок-н-роллом, кстати, та же фигня. Это же не работа. Поплаухин говорит: «Сейчас выйдет фильм, и у тебя отбоя не будет от предложений, телефон оборвут». А я не особо хочу с этим связываться. Хотелось бы в чем-то интересном участвовать, а не так, что пришел, сделал свою работу, ушел. Вот на «Белом свете» было реально прикольно. И монет подкинули, и люди хорошие, и отношение такое: почувствуй себя звездой. Это приятно, конечно.

— В «Белом свете» тот же продюсер, что и в «Лете» Серебренникова, Илья Стюарт. И все, конечно, ждут, что это будет «Лето-2», только про Янку и Летова, а не про Майка и Цоя.

— Я не видел финальную версию, но по ощущениям — ничего общего. «Лето» в моем понимании — комикс, ты уж прости. А «Белый свет», он трагический. Я б, наверно, иначе не стал сниматься.

После интервью он часа три играл в баре на ударной установке и был совершенно счастлив. Я вспомнил, на кого он похож. На Шона Райдера из Happy Mondays, и по музыке много общего. Это русский Манчестер, русская манчестерская волна. Манчестер 80-х — жуткий индустриальный город, типа Новокузнецка. Хулиганы, безработные, наркоманы. И очень много воли к жизни, желания веселиться, несмотря ни на что. Манчестер — место силы. Но Лыткарино, видимо, тоже не промах.

*признано экстремистским и запрещено в России

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow