СюжетыОбществоПри поддержке соучастниковПри поддержке соучастников

Лечитесь сами

Минздрав официально разрешил медучреждениям использовать препараты, купленные благотворительными фондами или самими пациентами. Тысячи человек ждали этого годами

Фото: Светлана Виданова / «Новая газета»

Фото: Светлана Виданова / «Новая газета» 

Министерство здравоохранения РФ наконец-то официально разрешило больницам и другим медицинским учреждениям использовать препараты, закупаемые благотворительными фондами или самим пациентами. До этого врачам, использовавшим лекарства, купленные на личные средства больного или предоставленные благотворительными организациями, грозил штраф. Он составлял 50% стоимости оказанной медицинской помощи.

Финансирование расходов на здравоохранение в России устроено таким образом, что при госпитализации в больницу вам может не хватить всего: от катетера до антибиотика последнего поколения.

В региональных медучреждениях обеспечение выглядит особенно плачевно.

Когда человека госпитализируют, его лечение финансируется через ОМС. По страховке оплачивают лекарства из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНЛВП).

До 2014 года в медицинских учреждениях Москвы и Санкт-Петербурга, а также некоторых городов миллионников у пациентов был шанс получить необходимое лечение качественными препаратами. Но с принятием Федерального закона № 44 из аптек стали постепенно исчезать препараты с доказанной эффективностью — производители оригинальных лекарств были выдавлены с рынка ценовой политикой удешевления и импортозамещением, тендерным правилом «третий лишний».

Этот закон регулирует государственные закупки, в том числе — лекарств из перечня ЖНЛВП. Он фактически лишает врачей права выписывать препараты с доказанной эффективностью по торговому названию и заставляет больницы закупать лекарства по действующему веществу, отдавая предпочтение более дешевым аналогам и российским производителям так называемых дженериков.

Например, вместо немецкого антибиотика последнего поколения, способного купировать бактериальную пневмонию у больного коронавирусом, врач вынужден делать капельницы с индийским, китайским или российским аналогом этого антибиотика с недоказанной эффективностью, худшей степенью очистки и непредсказуемыми побочными эффектами. Эти ограничения особенно сильно влияют на лечение пациентов с хроническими болезнями, орфанными заболеваниями, а также онкобольных, так как им нужна постоянная терапия дорогостоящими препаратами, от которых зависит их жизнь.

Чтобы обойти эти ограничения, врачам приходится нарушать закон и применять препараты вне протокола лечения без занесения в выписку. С целью обеспечить больным качественное лечение врач, поставленный в такие условия, вынужден просить пациента достать необходимые лекарства самостоятельно: купить из личных средств, собрать деньги с помощью благотворительного сбора или обратиться за помощью в некоммерческую организацию.

Новые правила, утвержденные Минздравом, не решают проблему лекарственного обеспечения, но позволят врачам законно использовать препараты, купленные пациентом самостоятельно,

предоставленные благотворительными организациями или полученные в плановом порядке за счет средств федерального бюджета по программе «14 высокозатратных нозологий» и региональных бюджетов.

В пояснительной записке Минздрава к новому указу сообщается, что он позволит благотворительным фондам «предоставлять пациентам дорогостоящие лекарственные препараты для оказания им медицинской помощи в стационарных условиях». То есть пациентам и благотворителям на законных основаниях разрешили взять лекарственное обеспечение в свои руки.

В начале этого лета вступили в силу правила, согласно которым у Федерального фонда обязательного медстрахования (ФФОМС) появилось право сократить финансирование или отказаться оплачивать госклиникам стационарную помощь пациентам, которые лечатся своими препаратами. Это сильно обеспокоило медицинское сообщество и представителей благотворительных фондов. Новый указ Минздрава разрешает эту проблему.

Благотворительный фонд «Адвита», помогающий детям и взрослым с онкологическими, гематологическими и иммунологическими заболеваниями, комментирует: «В формулировках закона содержалась опасность того, что ОМС не оплатит страховой случай, если в нем будут благотворительные деньги. И в прошлом году некоторые фонды ОМС этим воспользовались. Но это все же были единичные случаи, в своей практике мы с этим не сталкивались. И очень хорошо, что, пока эти случаи не переросли в массовые, неудачная формулировка была убрана».

Указ Минздрава снимает с врачей угрозу наказания и уменьшает количество лицемерия — вполне честно и открыто каждый россиянин теперь может спасать свою жизнь за свои личные средства или пожертвования других граждан.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow