В России продолжают бушевать лесные пожары. Самая сложная ситуация — в Якутии: в республике горит почти 3 миллиона гектаров леса, от задымления страдает более 100 населенных пунктов, аэропорт Якутска отменяет и переносит рейсы. В Карелии из-за пожаров объявлено чрезвычайное положение: горят поселки, ограничено движение по федеральной трассе. В Тюменской области за первую половину 2021-го сгорело больше леса, чем за предыдущие 11 лет.
Такое происходит каждое лето — полыхают миллионы гектаров, в атмосферу попадают тонны парниковых газов, а жители городов и деревень задыхаются от ядовитого дыма. Кажется, что катастрофические пожары становятся привычными, а для европейской части России они и вовсе незаметны.
Мы выяснили, что за последние 11 лет в результате этого «привычного явления» огонь охватил почти 122 млн гектаров — больше 7% площади нашей страны. Это примерно 166 миллионов футбольных полей, 847 Санкт-Петербургов или 5 Великобританий.
Чтобы понять, какие регионы России больше всего страдают от лесных пожаров, мы проанализировали отчеты службы по охране лесов от пожаров «Авиалесоохрана» с 2010 по 2020 год. На карте показана суммарная площадь пожаров в каждом субъекте (в процентах от площади региона). Чтобы увидеть, как площадь пожаров увеличивалась с 2010 года, нажмите на слайдер.
Больше информации о распространении лесных пожаров в каждом регионе — смотрите на интерактивном дашборде.
Мы собрали данные из информационной системы дистанционного мониторинга Рослесхоза (ИСДМ-Рослесхоз). В ней учтены данные о 224 955 лесных пожарах, произошедших с 01.01.2010 по 31.12.2020.
Чтобы оценить площадь пожаров, которые происходили с начала каждого года до середины июля, мы использовали форму 4-ИСДМ, где указана накопленная ?площадь пожаров по каждому региону на заданную дату, а также площадь действующих возгораний.
Самым горящим регионом России оказалась Еврейская автономная область, где за это время пожары охватили почти две трети региона — 64,7% от общей площади. Также в лидерах — Амурская область (огнем пройдено 36% площади региона), Приморье (23%) и Забайкалье (19%).
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Наряду с сибирскими и дальневосточными регионами в первую десятку вошли Калининградская и Смоленская области (по 20%), а также Ингушетия и Кабардино-Балкария (по 13%). Четверть от всех пожаров в стране пришлась на многострадальную Якутию — за 11 лет здесь сгорело 32,6 млн га (чуть больше 10% площади региона).
Мы попросили руководителя лесного отдела российского отделения Greenpeace Алексея Ярошенко объяснить, почему такие пожары бушуют в России каждый год.
«Победителем в этом печальном споре — кто спалит самую большую долю своей территории — вполне предсказуемо оказалась Еврейская автономная область. Она действительно из года в год катастрофически горит, причем больше всего весной, в марте-апреле.
Именно в это время в регионе массово проводятся так называемые «контролируемые профилактические выжигания», которые иногда сами превращаются в огромные безудержные пожары, а чаще — просто показывают населению, что жечь сухую траву и вообще все, что может гореть на природных территориях, можно и нужно. После такой рекламы никакая противопожарная пропаганда уже не работает — отсюда и абсолютное лидерство в рейтинге ландшафтных погорельцев.
Главная причина массовых пожаров в Амурской области — та же: массовые профвыжигания и, соответственно, такая же агрессивная государственная реклама поджогов сухой травы. Принципиальная разница: Еврейская АО продолжает профвыжигания и массово проводила их вплоть до весны нынешнего года, а Амурская область от массовых профвыжиганий отказалась. В результате 2019 и 2020 годы оказались для Приамурья относительно спокойными, как и нынешний (по данным мониторинговой системы Рослесхоза на 29 июля, в Амурской области горит чуть больше двух тысяч гектаров, что более чем в тысячу раз меньше, чем в Якутии. — Ред.).
Приморье, Калининградская область, Забайкалье, Омская, Смоленская и Новосибирская области — тоже регионы, массово проводившие контролируемые профилактические выжигания: Калининградская область — до 2017 года включительно, остальные — вплоть до весны нынешнего года.
Если в регионах существует вполне легальная — вписывающаяся в действующее законодательство, одобряемая властями и даже финансируемая в основном из федерального бюджета — практика выжигания сухой травы, пусть даже под благовидным предлогом профилактики летних пожаров, большинство хозяйственников и простых людей привыкает к мысли, что жечь можно и нужно.
Получается, что профвыжигания — это своеобразная «школа чемпионов» по ландшафтным пожарам: если государство жжет, то и люди тоже будут жечь».
По данным мониторинговой системы Рослесхоза, прямо сейчас крупные лесные пожары (более 1000 га) продолжаются в 15 регионах России. С начала года по 29 июля огнем пройдено 11,5 млн га, а площадь действующих очагов — 3,3 млн га. Почти 70% площади пожаров, произошедших за это время, приходится всего на четыре региона — Якутию, Тюменскую, Омскую и Новосибирскую области.
В среднем с 29 июля до конца года площадь пожаров увеличивается на 40%. Если тенденция сохранится, в 2021 году сгорит более 16 млн гектаров. Этот год войдет в тройку самых горящих после 2012-го, а общая площадь пожаров в России за 12 лет превысит 138 миллионов гектаров.
Владимир Омелин, дата-журналист, — специально для «Новой». При участии Кати Бонч-Осмоловской, Артема Щенникова и Антона Митина