КолонкаСпорт

Большое и великое

Олимпийских чемпионок в сабле хватает, а Великая одна

Этот материал вышел в номере № 82 от 28 июля 2021
Читать
Большое и великое
Софья Великая (ОКР) во время полуфинального поединка против венгерской спортсменки Анны Мартон. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Смотреть женский сабельный финал, не скрою, было тяжело. Все разговоры про то, что золото в любом случае будет российским, не затушевывали истинный драматизм ситуации: Софья Великая проигрывала свой третий личный олимпийский финал и на второй Олимпиаде подряд уступала соотечественнице. Уступала не безнадежно, она даже вела 7:4, чуть позже сумела догнать на глазах обретавшую уверенность Софию Позднякову, но после счета 10:10 энергетика окончательно покинула великую олимпийскую неудачницу.

Крик Поздняковой был криком победительницы. Потом они скажут правильные слова, второй подряд российский финал будет назван триумфом и рекордом всех времен, о том, что 24-летняя Софья Позднякова — дочь четырехкратного олимпийского чемпиона и нынешнего президента ОКР Станислава Позднякова и что такая преемственность именно в сабле тоже своего рода рекорд, не напишет только ленивый, а про рекорд «три финала — три поражения» упоминалось только вскользь, что понятно: несостоявшуюся олимпийскую чемпионку было невероятно жалко всем. И к чему расцарапывать рану, если Россия все равно с золотом и серебром?

София Позднякова, завоевшая золотую медаль, и ее отец президент Олимпийского комитета России Станислав Поздняков. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

София Позднякова, завоевшая золотую медаль, и ее отец президент Олимпийского комитета России Станислав Поздняков. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Вот и не все равно.

Потому что иногда личная драма того или иного спортсмена куда выше и значимее неофициального медального зачета, которому мы молимся, как язычники своему идолу.

Случай Великой вовсе особый случай, который еще после олимпийского Рио-2016 был замечен отечественным кинематографом и который в жизни получил закольцовку только сейчас в Токио. Конечно, Софья Александровна не могла изменить себе, иронично заметив, что теперь придется ехать на пятую Олимпиаду, но я в такое развитие событий, признаться, не верю. И не совсем верю первым ее словам, сказанным после поражения: «У меня есть сожаление, но нет отчаяния». Отчаяние наверняка есть тоже, но Великая никогда не покажет доли его на публике, даже в такой экстраординарной ситуации.

Тут стоит заметить, что звание олимпийской чемпионки у восьмикратной чемпионки мира есть — победа российских саблисток в Рио-2016 скрасила горечь личной неудачи, — и никто этого звания у нее не отнимет. Но статусность личной победы совершенно иная, это вещи несравнимые.

В Лондоне-2012 Великой было 27 лет, в сборной она была уже десять лет и на вторую свою Олимпиаду приехала в качестве явного фаворита. Все складывалось удачно вплоть до финала с кореянкой Ким Джи Ён, шансы которой рассматривались значительно ниже, проще говоря — никак не рассматривались. И вдруг Софья проигрывает, причем практически безнадежно.

Как раз после этого финала-1 мы с ней и разговаривали. Великая была спокойна и вдумчива, дежурными фразами не отделывалась, заинтересованно отозвавшись на мой далеко не бесспорный тезис, что в спорте высоких достижений аналитический склад ума может даже мешать. Что интеллект предполагает склонность к рефлексии, а в пиковые моменты, возможно, надо работать просто на инстинктах. Софья Великая, помню, в целом согласилась, имея в виду в том числе недавний поединок. Она действительно проиграла в том числе от излишней прокрученности предстоящего боя, уступив не в мастерстве, а скорее эмоционально и психологически.

Ни она, ни кто-то другой тогда в Лондоне еще не предполагали, что через четыре года у нее будет еще более драматичный финал в Рио-де-Жанейро, в соперницах у Софьи Великой как самой титулованной саблистки нового столетия будет 22-летняя Яна Егорян и последнее, решающее касание при счете 14:14 сделает именно Яна. За Великую было все, кроме одного: раскованности и свободы молодости, которой у Егорян было с избытком. Второе подряд поражение могло сломать кого угодно, только не Великую.

Софья Великая и Яна Егорян (слева направо) на летних Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

Софья Великая и Яна Егорян (слева направо) на летних Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС

На следующий год после Лондона она родила сына и довольно быстро вернулась. После Рио она родила дочь и снова вернулась, добавляя к без того длинному списку новые титулы. Великая уже возглавила комиссию спортсменов при Олимпийском комитете России, что прямо намекало на продолжение карьеры в новом качестве, ей хватало забот, но она и не думала заканчивать, потому что впереди был олимпийский Токио. Олимпиаду перенесли на год, но и тогда саблю на гвоздь Софья Великая не повесила. Без мощнейшей мотивации такое самопожертвование было бы совершенно невозможным.

Да, сигналы, что пора, уже звучали. В 2018-м Великая проиграла финал чемпионата мира Софии Поздняковой, которой едва перевалило за 20. Позднякова в роли продолжателя династии шла к своей цели долго и упорно, отец, насколько я знаю, ее продвижение не лоббировал, ореол великого фехтовальщика дочери скорее мог мешать, к тому же на дорожке никто помочь не может. Пример Егорян был у Поздняковой перед глазами, страха перед Великой у нее не было, оставалось дойти до финала.

Путь к финалу у них был разный. Поздняковой, пожалуй, пришлось труднее, да и соперницы были поименитее. Великой проблемы создала, да и то в первой половине четвертьфинального поединка, только олимпийская чемпионка и ее одногодок Мариэль Загунис из США. Путь вышел на удивление гладким, что уже внушало опасения.

Большой спортсмен перед важным стартом умеет отсекать все лишнее, в том числе предыдущие поражения, какими бы болезненными они ни были, и разного рода приметы. Но подсознание никто не отменял, и то, что оно хранит, вычеркнуть невозможно.

Нынче к предыдущему багажу добавилось и то, что Софья Великая наряду с волейболистом Максимом Михайловым была знаменосцем сборной во время церемонии открытия Олимпиады.

Можно сколько угодно говорить о том, что плохая для россиян примета может и не сработать, но в новом столетии она действует железно: золото знаменосцы, за очень малым исключением, не берут. Полагаю, для суперответственной Великой почетная миссия стала дополнительной психологической нагрузкой. Смешно подозревать, что решение продавил именно Станислав Поздняков с целью облегчить жизнь дочери, спортсменке талантливой и самостоятельной, тем более что выход в финал обеих саблисток отнюдь не предполагался. Однако развязка именно финала в чем-то оказалась предрешенной.

Слез на лице Софьи Великой я не рассмотрел. В этот момент мне было все равно, что она уже лет пять как государственный человек при должности, пусть и общественной, что звание майора Вооруженных Сил, как и еще один орден, не за горами, что она вся очень, даже где-то слишком, правильная, что впереди, в конце концов, еще командный турнир саблисток.

Она совсем не казалась потерянной, в душу не заглянешь, но, думаю, Софья Великая все про себя и ситуацию понимала.

В этот раз мне хотелось вообще никак не обыгрывать фамилию, но слишком уж она говорящая. Хотя если исходить из украинских корней фамилии, то она не про величие, а про размер. Великое — значит большое, и не более того.

Три олимпийских серебра в личном зачете на трех Олимпиадах подряд — грандиозное достижение. И большая драма. Вот и все, что я хотел сказать про четвертую олимпийскую попытку Софьи Великой.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow