Раз в две недели Екатерина Писарева, главный редактор книжного сервиса MyBook, включающего 260 тысяч изданий и 80 тысяч аудиокниг, будет со знанием дела рассказывать не просто о самых любопытных новинках, но и выбирать те из них, которые можно прочитать быстро и с интересом.
Если вы поклонники великого Ле Карре и его шпионских историй, то обязательно обратите внимание на новый роман российского писателя и журналиста Сергея Лебедева. Его «Дебютант» — это остросюжетный политический триллер, созданный в лучших традициях жанра. Как и у Ле Карре, его герои — это обычные люди со своими слабостями, проблемами и переживаниями. Их сложно назвать неукротимыми мстителями, потому что они живые, значит, уязвимые.
«Дебютант» мог бы прекрасно вписаться в серию «Актуальный роман», но появился в другой — «Русский Corpus», в ней же вышел нашумевший бестселлер Киры Ярмыш «Невероятные происшествия в женской камере № 3». Это книги о современной России — России настоящего, травмированной памятью прошлого.
При всех различиях в этих романах немало общего, например, горечь и злободневность; кажется, будто они выросли из новостной повестки.
На деле с «Дебютантом» так оно и получилось: Лебедев неоднократно говорил о том, что написал роман сразу же после громкого отравления в Солсбери. Изучая дело Скрипалей, он обнаружил упоминание секретного военного городка под названием Шиханы, где, предположительно, и был создан «Новичок». Собственно, «Дебютант» в романе — это название уникального яда, беспощадного, сложноукротимого и бесследного.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Действие разворачивается в прошлом и в настоящем. Главный герой Калитин — ученый-химик, беглый руководитель тайной советской лаборатории. Когда он был мальчишкой, родители привезли его в закрытый Город, Советск-22, не числящийся на картах: «Город окружен Стеной — серым бетонным забором с колючей проволокой на кронштейнах. Стена построена как бы на вырост: между ней и жилыми кварталами лежат раскорчеванные пустоши. Из-за Стены нельзя позвонить им на домашний телефон. Отправить письмо по домашнему адресу. Приехать в гости. Их Города нет…».
Его дядя — известный академик Игорь Захарьевский — стал для него примером для подражания. Чтобы обрести особую, «отдельную» судьбу и мифическую свободу, Калитин решил пойти на спецфакультет, а затем и на работу в лабораторию дяди. Ему казалась заманчивой судьба ученого, творца, который может создать совершенное, прицельное орудие убийства. И у него получилось. «Дебютант» стал его открытием, его детищем, наводящим страх. Этот страх потом полностью поглотил жизнь Калитина. Спустя годы, сидя в убежище в Европе, перебежчик Калитин понимает, что рикошетом из прошлого ему вернется все, — возмездие не за горами. Тем временем в России подполковнику Шершневу дают задание — ликвидировать создателя «Дебютанта» созданным им же ядом. Проблема только в одном: Шершнев чувствует мистическую близость с «объектом».
Сергей Лебедев пишет очень зримо, образно, можно даже сказать тривиальное — «кинематографично». Ловко конструирует сюжет и создает гнетущую атмосферу застывшего в воздухе страха. Герой Лебедева боится за свое настоящее, хотя в действительности не чувствует особых угрызений совести за созданное им зло, за эксперименты над людьми, за прошлое. Во главе его мира стоят только наука и исследования, которые делали его сверхчеловеком (неслучайно Лебедев берет в качестве эпиграфа к роману строки из «Фауста» Гёте). Он оправдывает себя тем, что был лишь инструментом, одним из винтиков системы, которая, рухнув, потащила его на дно.
И сколько таких Калитиных осталось после распада СССР — несчастных, лишних, ненужных ни своим, ни чужим — можно только фантазировать.
Привыкшие к рутинному насилию, ставшему их частью, они не понимают, как жить в заново строящемся мире, и продолжают с нежностью вспоминать о времени, в котором прошли их лучшие годы.
Умный и хитрый «Дебютант» Лебедева в итоге оказывается не просто шпионским триллером, а философским размышлением о том, насколько каждый человек виновен в совершенном зле, что же случается, если это зло, сотворенное талантливыми руками, вырывается наружу.
Хотите получать рубрику «Книга на выходные» на электронную почту? Оставьте адрес здесь. Мы будем отправлять письма субботним утром, раз в две недели.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68