Сюжеты · Общество

Смерть «Жемчужины»

Экипаж сгоревшего контейнеровоза во главе с русским капитаном держат на Шри-Ланке как залог выплат судовладельца. В регионе — экологическая катастрофа

Этот материал вышел в № 79 от 21 июля 2021
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 79 от 21 июля 2021

11:40, 17 июля 2021Валерия Федоренко, собкор «Новой»
views

91410

11:40, 17 июля 2021Валерия Федоренко, собкор «Новой»
views

91410

Огромный пожар на контейнеровозе X-Press Pearl. Фото: East News

Второй месяц в Высоком суде Коломбо (Шри-Ланка) допрашивают экипаж сгоревшего контейнеровоза X-press Pearl. Сейчас эти люди — гарантия, что судовладелец заплатит за ущерб, причиненный местной флоре и фауне, а именно — 40 миллионов долларов (или больше — судя по публикациям в местной прессе, аппетиты растут во время еды).

Об этой истории пишут много, но вопросов не становится меньше. Почему именно такая сумма, кто и как ее считал? Почему в портах по ходу следования судна на запросы о помощи никто не откликнулся? Почему, пока судно стояло в порту, пожар больше пяти дней тушил экипаж? Почему электронные письма и радиопереговоры стерты, а «черный ящик» VDR никто не может расшифровать?

«Новая» разбиралась в ситуации.

Морякам запрещено давать интервью, пока идут следственные действия, и мы побеседовали с ними на условиях анонимности, а также изучили судовые документы, фото, видео и статьи в ланкийской прессе.

Справка

Судно X-Press Pearl построено в Китае в феврале 2021 года. Длина/ширина — 186/34 м. Дедвейт — 37тыс. т. Водоизмещение — 48848 т. Вместимость —2,7 тыс. TEU. Четвертый рейс для контейнеровоза с романтическим именем «Жемчужина» стал последним.

В мае X-Press Pearl следовал по расписанию из Индии в Сингапур через Шри-Ланку. На борту находилось в общей сложности 1486 контейнеров, среди них — с косметикой и химикатами, в том числе 25 т азотной кислоты (81 контейнер). Кроме того, 297 т мазута и 51 т дизельного топлива.

Судовладелец — сингапурская компания X-Press Feeders — один из крупнейших перевозчиков в Азии. Флот под управлением этой компании насчитывает 110 судов, обслуживающих хабы в Азии, Африке, Карибском бассейне, Латинской Америке, Европе, Средиземноморье и на Ближнем Востоке.

Из списка судов, находящихся в собственности и управлении компании, X-Press Pearl уже удален.

Фото: East News

Ущерб

Масштабы бедствия до сих пор не оценены до конца — и официальными организациями Шри-Ланки, и специалистами Клуба взаимного страхования («P&I клуба»). Клуб мобилизовал для очистки акватории и побережья Международную федерацию владельцев танкеров по борьбе с загрязнением, британскую Oil Spill Response Limited (OSRL, это организация по ликвидации последствий нефтяных и химических реагентов), Resolve Marine (она проводит съемку гидролокатором бокового обзора, чтобы обнаружить на дне контейнеры и определить груз, находящийся в них).

Экологи называют ущерб от затопления X-Press Pearl экологической катастрофой. По официальным данным, на Шри-Ланке возможны умеренные кислотные дожди из-за выбросов диоксида азота во время бедствия. Местные СМИ пишут, что на берег выбрасывает мертвых черепах и рыб. Прибрежная рыбалка от Калутара до Негомбо запрещена, рыбакам обещаны компенсации от правительства.

Катастрофа

10 мая в порту Хамад (Катар) обнаружилась утечка азотной кислоты в одном из 20-тонных контейнеров. Порты захода Хамад и Хазира (Индия) не дали капитану и судовладельцу согласия на выгрузку и переукладку судна, и оно, проследовав далее по расписанию, прибыло в Коломбо и встало на якорь в ожидании швартовки.

20 мая на X-Press Pearl начался пожар. Азотная кислота смешалась с другими химикатами и воспламенилась. Тушил огонь экипаж с периодическими подходами местных буксиров, которые капитан, житель Владивостока Виталий Тюткало, беспрерывно выпрашивал у местного портового контроля. Более пяти дней пожар сдерживали в одном трюме, порт оказался просто не способен оказать надлежащую помощь (не было даже систем углекислотного, пенного или порошкового тушения). В конце концов экипаж покинул судно, после того как пожар и взрывы дошли до надстройки и машинного отделения.

Контейнеровоз сгорел и затонул.

Рамадан и коррозия

Рапорт капитана на английском языке, пересказ событий по-русски, скриншоты переписок по WhatsApp и электронной почте, фото, видео, иные документы о развитии ситуации имеются в распоряжении «Новой».

10 мая в порту Джебель-Али (ОАЭ) на борт был погружен злополучный контейнер весом 28,7 т. В тот же день судно отправилось в порт Хамад (Катар), где пришвартовалась 11 мая. Рано утром экипаж обнаружил утечку — примерно 1 литр в час. Об аварийном контейнере капитан сразу же сообщил всем, кому положено: судовладельцу, планерам, агентам, властям портов. Приложил фото. Потребовал снять опасный груз с борта. Но катарцы категорически отказались, и на судне произвели только запланированные грузовые операции.

«В 22.00 получено письмо, что порт ничего не сможет организовать по причине Рамадана. Дано указание следовать дальше и искать помощи в следующем порту», — рассказывают моряки.

В 23.00 X-Press Pearl отправился в порт Хазира (Индия).

По пути к утечке добавился и дым — желтый, с сильным химическим запахом, усиливающийся во время дождя. И вновь — десятки электронных писем и капитан, и судовладельцы пересылают по десяткам адресов официальных лиц, обязанных оказать помощь в такого рода ситуациях.

Агент порта Хазира заверил капитана, что их грузчики все сделают: выгрузят и проверят контейнер на причале. Но 15 мая, причалив, судно вновь получает отказ. На этот раз под предлогом того, что вытекающий груз сильно коррозийный и повредит причал. Капитану дано указание следовать дальше и сообщать о происходящем.

Из Хазиры в Коломбо (Шри-Ланка) судно идет в штормовых условиях. Утечка и дым периодически прекращаются, но местному агенту с «Жемчужины» продолжают напоминать, что необходимо будет проверить аварийный контейнер. 19 мая около полуночи X-Press Pearl бросает якорь в Коломбо. До самого прихода подтверждения от агента так и не были получены.

Фото: East News

Спасение погибающих — дело рук самих погибающих

В 2 часа ночи 20 мая срабатывает дымовая сигнализация. Вентиляция трюмов по всему судну закрывается.

Около 12 дня стармех сообщает на мостик, что видит в трюме пожар в нескольких контейнерах. Объявлена общесудовая тревога, собирается весь экипаж, 25 человек — русские капитан и старший механик, 14 китайцев, работающих на судне с самой постройки, 4 филиппинца (на борту с апреля), 5 индийцев (прибыли в порту Хазира). Возгорание тушат углекислотной системой, единственной предусмотренной для тушения огня в трюмах.

Через полчаса загорается резина, ее тушат водой, температура под палубой — около 50 °C. Моряки просят помощи от порта, ее нет, а пожар усиливается, температура повышается, валит черный дым.

В 16.30 на борт терпящего бедствие контейнеровоза (который, напомним, все еще тушит только экипаж) поднимаются трое пожарных и морской офицер — для оценки ситуации. В 18.30 береговые проверяющие уходят. Обещают все обсудить с капитаном порта. Судно продолжает гореть, просит срочной помощи и все еще тушит огонь только своими силами. К 21.00 пожар в трюме локализован.

Но в 23.00 загорается тот самый злополучный контейнер на палубе трюма № 2.

Лишь 21 мая в 1.20 ночи к судну подходит первый пожарный катер Megha и начинает даже не тушение, а охлаждение корпуса контейнеровоза забортной водой из шланга небольшой мощности. Экипаж тушит из своих трех шлангов, к тому же заполняются водой балластные танки.

В 6 утра подходят буксиры Hercules и Maha Wewa. X-Press Pearl поливают сверху морской водой, орошают.

А капитан шлет в порт депеши о том, что такой груз тушить необходимо только углекислотой, пеной или химическим порошком. Ответ поражает: ничего подобного на буксирах нет, а швартовать к причалу такой опасный пароход они тоже не будут, пока пожар не возьмут под контроль.

В 13.55 с вертолета ВВС Шри-Ланки скидывают пакеты с порошком для тушения — штук 10, по килограмму каждый.

«Экипаж по радиосвязи обратился за помощью, в результате чего Военно-морские силы Шри-Ланки направили к горящему контейнеровозу несколько своих судов для тушения огня», — сообщил портал Seanews со ссылкой на Splash.

Ланкийские СМИ сообщают, что пожар на судне локализован (хотя и не потушен полностью).

В разговоре с «Новой» члены экипажа эмоционально называют это полным враньем и подчеркивают, что справлялись своими силами, ну и буксиры помогали чем могли. То же самое пишут судовладельцы. Активное присутствие военных не подтверждается фотографиями или видео.

Еще через пару часов после того, как военные Шри-Ланки приложили «неимоверные усилия» для спасения судна, горящий X-Press Pearl фотографируют страховщики из P&I Club (Клуб взаимного страхования судов). В 20.15 из трюма № 2 по правому борту слышен взрыв. На следующий день — еще несколько.

Буксиры Hercules и Maha Wewa по очереди или вместе работают до 8 утра 22 мая. С горящего судна у портконтроля просят, чтобы буксиров всегда было минимум два.

В 5 утра на борт Posh Teal (буксира, управляемого русским капитаном; он до сих пор дежурит на месте) прибывает команда из 12 спасателей из Голландии (компания SMIT Salvage — одна из лучших в мире по оказанию таких услуг; судовладелец заказал четыре спецсудна, оказавшихся неподалеку).

Днем спасатели поднимаются на борт горящего контейнеровоза.

Контейнеровоз, уничтоженный пожаром, идет ко дну. Фото: East News

Порвать швартовы!

24 мая рвутся швартовы с Posh Teal, который пытался тянуть судно, поворачивая и удерживая поперек ветра, чтобы избежать распространения огня. Происходит новый сильный взрыв. X-Press Pearl трясется и вибрирует.

К вечеру рвется трос буксира Astro Capella. В воду падают с палубы четыре 40-футовых контейнера, об этом снова сообщают в порт.

Во вторник, 25 мая, продолжается борьба с огнем, но продолжаются и взрывы. Ударной волной вбивает все водонепроницаемые пожарные двери в трюмах. Объявляется общесудовая тревога, звучит приказ «Покинуть судно!».

Шлюпку на воду спустить невозможно из-за сильного дыма на палубе. Поэтому на подошедший по просьбе капитана буксир «Геркулес» экипаж и спасатели спускаются по канатам. Всех размещают по отелям, которые нельзя покидать в течение месяца (на Шри-Ланке коронавирусный локдаун). У входа в отели выставлена вооруженная охрана.


«Весь мир знает, что это шантаж!»

Сертификаты экипажа и судна, журналы, судовую кассу (14 тыс. долларов), печать судна капитан 28 мая передал главному местному агенту Арджуне Хеттиараччи. А уже на следующий день началось расследование Морского министерства, сперва лишь с устных опросов, без подписей. Потом последовали протоколы, допросы, работа со следователями, адвокатами (их предоставил судовладелец). А 7 июня начались суды.

Через неделю на втором слушании у капитана отобрали паспорт. Хотя официальных обвинений ему не предъявлено.

Все 25 членов экипажа еще 21 июня отдали документы на визы. Их обещали оформить в течение пяти дней, однако паспорта и «мореходки» не вернули до сих пор (выезд из страны на днях разрешили 14 членам экипажа, по остальным — непонятно).

Непосредственно на заседания Верховного суда возят только капитана и четырех судовых агентов (их обвиняют в попытке удалить электронные письма).

Один из моряков, оставшийся в отеле, рассказывает:

«Нас тут держат как залог...»

«Я считаю, что нас тут держат как залог. А чего им от нас-то лично хотеть? Мы свое честно отработали, тушили как могли и даже больше. А вот судовладелец, по их мнению, должен платить, пока нас не отпустят…

Вон в Нигерии тоже воруют иностранных моряков и выкуп просят. Но тут якобы еще и причина есть. Весь мир знает, что это шантаж! Но пока мы здесь, все молчат.

Надо понимать, что Шри-Ланка — страна третьего мира, уж простите меня за такие слова. Здесь то гражданская война на 26 лет, то попытки переворота…

Так что те, кто стоит у власти, понимают только деньги и боятся только силу. Мы СМИ читаем и видим, что аппетиты растут. Вон 10 июля местная Daily News пишет уже, что правительство даже получило 40 миллионов долларов, но этого недостаточно — это, говорит местный министр юстиции Аль Сабри, лишь промежуточная компенсация. Однако сами подсчитать ущерб они не могут: просят помощи у США, Австралии и Сингапура. Но опять же — это местная газета пишет; может, и врет…»

Версия судовладельца

27 мая тушение пожара на борту продолжалось с использованием буксиров. ВМС Шри-Ланки и индийская береговая охрана оставались на месте. Были приняты все меры для спасения судна и груза, для защиты морской среды, и похоже, что площадь пожара несколько уменьшилась, говорится в материалах, предоставленных судовладельцем.

2 июня на борт судна поднялись спасатели, прикрепили буксировочный трос. Контейнеровоз попытались отбуксировать на большую глубину. На 21 метрах корма затонула, со временем в воду медленно погрузился и нос «Жемчужины».

«6 июня военные водолазы извлекли с судна регистраторы данных рейса. По-прежнему не было никаких следов мусора или разлива мазута», — утверждают в X-Press Feeders. В конце июня, по официальным заявлениям, разлива топлива тоже не было. Это подтверждают данные мониторинга, заказанного X-Press Feeders.

«X-Press Feeders, операторы контейнеровоза X-Press Pearl, через страховщиков P&I судовладельца внесли первоначальный платеж в размере 3,6 млн долларов США правительству Шри-Ланки, чтобы помочь компенсировать пострадавшим от последствий пожара и затопление судна. Обсуждение оплаты дальнейших требований продолжается, и все законные претензии будут рассмотрены», — сказано в заявлении для прессы за 12 июля.

Позиция местных


цитаты Сми

Daily News за 24 июня:

«Преподобный Фр. Сарат Иддамалгода и двое рыбаков вчера подали в Верховный суд ходатайство, требуя распоряжения властей о присуждении 500 тыс. рупий каждому рыбаку, серьезно пострадавшему от катастрофы X-Press Pearl. Заявители утверждают, что вокруг Шри-Ланки находится 15 рыболовных районов».

Daily News за 1 июля:

«На прошлой неделе Шри-Ланка подала временный иск о возмещении ущерба в размере 40 млн долларов США от владельцев грузового судна.

Представитель ООН в Шри-Ланке заявил, что затопление контейнеровоза нанесло планете значительный ущерб из-за выброса опасных веществ в экосистему. Группа экспертов по разливам нефти и химическим веществам из ООН и Европейского союза работает с агентствами Шри-Ланки над оценкой последствий стихийного бедствия».

Colombo Page за 13 июля:

«Генеральный прокурор сообщил сегодня магистратскому суду Коломбо, что начато обширное расследование предполагаемого удаления данных, записанных на связи между капитаном MV X-Press Pearl и капитаном порта Коломбо во время пожара. Заместитель генерального солиситора сказал, что данные обмена между капитаном судна и капитаном гавани во время пожара были стерты».

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#экокатастрофа #происшествия #шри-ланка #контейнеровоз

важно

4 часа назад

Что произошло за день 20 июля. Коротко

важно

12 часов назад

В России число случаев COVID-19 превысило 6 млн

Подписывайтесь!

выпуск

№ 79 от 21 июля 2021

Slide 1 of 6
  • № 79 от 21 июля 2021

Топ 6

1.
Комментарий

Спустили урок По российскому образованию нанесен патриотический залп: теперь школьников будут учить любви к России на обязательной основе

views

502472

2.
Расследования

Приперли к шведской стенке Древесина с самой большой незаконной рубки леса в России уходила ведущему мировому производителю мебели – IKEA. Рассказываем, как

views

200241

3.
Комментарий

Изыми с глаз моих! Впервые в новейшей истории России началась массовая зачистка в книжных и библиотеках

views

146989

4.
Сюжеты

«Мы никогда не видели такой катастрофы» В Германии из-за наводнения погибли как минимум 80 человек, более тысячи — пропали без вести. Фото

views

130468

5.
Комментарий

«А если надо, закрывайте по уголовке» Кинчев защищает свободу даже тогда, когда она угрожает жизни

views

108281

6.
Расследования

На «Авроре» шапка горит? Создатели «ЭпиВакКороны» начали ребрендинг своего детища

views

84396

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
close

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera