СюжетыПолитика

Придут ко всем, у кого есть дверь

За последние три дня в Беларуси — больше ста обысков и задержаний. Накануне Лукашенко встречался с Путиным

Этот материал вышел в номере № 78 от 19 июля 2021
Читать
Фото: Getty Images

Фото: Getty Images

Родственники арестованных журналистов и главбуха газеты «Наша ніва» еще не успели отстоять очереди с передачами в СИЗО и перезнакомиться с родственниками арестованных журналистов портала Tut.by, а силовики уже идут дальше. Идут, не останавливаясь, без выходных и обеденных перерывов, со сверхурочными и вахтовыми. Самый популярный белорусский мем последних дней: «Придут ко всем, у кого есть дверь».

14 июля пришли в правозащитный центр «Вясна». Все повторилось, как 10 лет назад, только еще масштабнее. В 2011 году именно «Вясна» помогала семьям политзаключенных оплачивать услуги адвокатов. В августе был арестован руководитель правозащитного центра Алесь Беляцкий. Его обвинили в уклонении от уплаты налогов (деньги, которые поступали от западных правозащитных фондов на оплату адвокатских услуг для политзаключенных, силовики объявили личным доходом Беляцкого) и приговорили к пяти годам лишения свободы.

Освободили Алеся через четыре года. 14 июля его арестовали снова. Все по той же статье, кстати. И еще по привычной 342-й — «организация действий, грубо нарушающих общественный порядок».

Десять лет назад из всей «Вясны» был арестован только Беляцкий. 14 июля задержали почти всех: Валентина Стефановича, Андрея Полуду, Елену Лаптенок, Евгению Бабаеву, Владимира Лабковича (вместе с ним задержали и его жену Нину, в Беларуси семейный арест — это уже традиция). Обыски дома и в офисах у правозащитников прошли в Орше, Борисове, Гродно, Гомеле, Полоцке, Бресте. Всего, по данным уцелевших волонтеров «Вясны», 14 июля были задержаны 20 человек, проведен 51 обыск.

Зампред белорусского правозащитного центра «Весна» Валентин Стефанович. Фото: spring96.org

Зампред белорусского правозащитного центра «Весна» Валентин Стефанович. Фото: spring96.org

На обыски приходили сотрудники разных ведомств: СК, милиции, ГУБОПиК, КГБ. Выносили из офисов всю технику и документы, а из квартир — вообще все, что под руку попадалось. К примеру,

у Валентина Стефановича изъяли детский пластмассовый водяной пистолет. К делу о неуплате налогов его, конечно, не пришьешь, зато к массовым беспорядкам — запросто.

На следующий день белорусский данс макабр продолжился. Обыски прошли в офисах неправительственных организаций «Гражданский форум», «АКТ», «Говори правду», «Таварыства беларускай мовы». Утром силовики снова зачем-то пришли в редакцию «Нашай нівы», хотя ее редакторы сидят в СИЗО, офис разгромлен, а доступ к сайту заблокирован. В тот же день стало известно, что героям материалов, опубликованных в газете, настойчиво предлагают заявить, будто им платили за интервью.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Потом силовики провели обыск в офисе белорусского ПЕН-центра, возглавляемого Светланой Алексиевич. Постановление о проведении обыска было подписано генеральным прокурором. Правда, из-за пандемии ПЕН в Минске уже год работает удаленно, так что в офисе никого не было. Но Светлану Алексиевич они все-таки достали: в тот же день ее сняли с рейса Берлин — Варшава из-за анонимного сигнала, будто в ее багаже находится бомба. Самолет улетел без Светланы, и ей пришлось добираться до места назначения на машине. Судя по всему, «сигналил» тот же, кто в мае сообщал о взрывном устройстве на борту самолета Ryanair.

А 16 июля стало настоящим Днем журналиста. Утром взломали дверь в офисе «Радыё Свабода». Пришли домой к журналистам «Свабоды» и «Белсата». Перевернули вверх дном квартиру журналиста Игоря Ильяша, чья жена Катерина Андреева еще весной была приговорена к двум годам лишения свободы за стрим для «Белсата» и сейчас отбывает срок в гомельской женской колонии. После обыска Игоря забрали в СК в рамках уголовного дела о массовых беспорядках, а оттуда — в изолятор временного содержания на Окрестина. В наручниках увезли из дома журналиста «Свабоды» Олега Груздиловича. Не выходят на связь увезенные после обысков на допрос журналисты Инна Студзинская, Анна Голета, Сергей Скуловец.

За первую половину дня 16 июля 30 журналистов успели сообщить об обысках у них дома.

Обыск в офисе «Радыё Свабода». Фото: Telegram

Обыск в офисе «Радыё Свабода». Фото: Telegram

Этот текст можно было и не заканчивать: обыски продолжаются, и неизвестно, сколько журналистов останется на свободе, а скольких еще увезут в наручниках. Но картина понятна. За три дня — больше ста обысков. Десятки задержанных. У немногих оставшихся на свободе журналистов, правозащитников и активистов давно уже стоят у двери собранные на всякий случай «кешеры» со сменой белья, сигаретами, чаем, спортивным костюмом и прочими нужными в тюрьме вещами.

Главный вопрос: если ты чудом дожил до вечера, оставшись на воле, что лучше — идти домой или ночевать у знакомых?

С одной стороны, есть шанс спокойно выспаться, не проснуться от стука берцами в дверь и прожить еще день спокойно. С другой стороны, дверь все равно выломают. И обыск проведут. Только в отсутствие хозяина могут еще и серебряные ложки прихватить.

А Александр Лукашенко тем временем открывает «Славянский базар» и летает в Санкт-Петербург встречаться с Владимиром Путиным. Встреча в Санкт-Петербурге прошла 13 июля, аккурат перед началом массовых обысков и арестов. Союзники провели вместе пять часов, расстались, судя по всему, вполне довольные друг другом, без всяких совместных заявлений и выходов к прессе. Это была четвертая с начала года встреча — раньше никогда Путин и Лукашенко не общались так часто и подолгу.

Вечером 13 июля Александр Лукашенко вернулся в Минск, а 14-го утром силовики уже ломали двери квартир правозащитников и офис «Вясны», быстро подписывая постановления о задержаниях и обысках.

Лукашенко прекрасно знал, что даже случайное совпадение во времени непременно свяжет белорусский террор и Путина, и все будет похоже на выполнение союзных договоренностей. Даже если это и не так на самом деле, Лукашенко все равно делает вид, будто Путин все одобрил. И отрицать это уже не получится, и вообще так будет с каждым: приблизился к Лукашенко — будто в смоле и перьях вывалялся.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow