Диверсионная вылазка на трассе эстафеты олимпийского огня в городе Мито на северо-востоке Японии была устроена 4 июля вполне профессионально. На женщину средних лет с сумкой в руках никто не обращал внимания до тех пор, пока с ней не поравнялся улыбавшийся направо и налево человек с факелом в руках. Дама выхватила нечто похожее на пистолет-пулемет, прыгнула к бегущему и окатила его с головы до ног струями какой-то жидкости. «Долой Олимпиаду! — кричала террористка. — Мы не хотим новых заражений!»
Женщина была немедленно арестована за попытку насильственно воспрепятствовать законному мероприятию, у нее изъяли игрушечный водяной автомат, а находившуюся в нем жидкость после проведения анализа признали безвредной. На допросе «террористка» признаков раскаяния не проявляла и твердила, что на ее стороне — большинство японцев.
Женщина нападает на факелоносца. Скриншот
В режиме ЧС
История в Мито — одиночный эксцесс, хотя и в Токио временами проходят довольно шумные демонстрации против Олимпиады, устроенные крайне малочисленными группами городских чудаков. Однако обманываться скромными масштабами таких протестов не следует — перенесенные с прошлого года летние Игры, мягко говоря, сейчас в Японии непопулярны.
Опросы, как часто бывает, дают разные цифры, но до 80 с лишним процентов их участников неуклонно выступают либо за окончательную отмену Олимпиады, либо за ее новую отсрочку. Причина проста — люди боятся, что приезд спортсменов и сопутствующей публики со всего мира приведет к новому росту заражений коронавирусом.
Руководитель одного из авторитетных объединений токийских врачей даже предупреждал, что Олимпиада может стать своего рода лабораторной колбой, где встретятся различные варианты инфекции со всех концов планеты,
что приведет к появлению новых, более агрессивных штаммов.
Ситуация с коронавирусом в Японии, честно говоря, куда более благостная, чем в большинстве стран мира, включая Россию. За все время пандемии здесь от COVID-19 умерло лишь чуть более 15 тысяч человек, хотя в других уголках планеты счет идет на многие десятки и сотни тысяч смертей. Но японцев волнует ситуация в их стране — а в Токио в последнее время число заражений вновь стало расти, темпы вакцинации не столь высоки. Уровень поддержки правительства премьер-министра Ёсихидэ Суги опасно упал, и в этих условиях во многом для демонстрации своей решительности и деловитости он ввел в зоне Большого Токио с населением 36 млн человек режим чрезвычайной ситуации — уже в четвертый раз с начала пандемии.
Соревнования Олимпиады, за мелкими исключениями, будут проходить без зрителей, при пустых трибунах. Туристов в Японию давно не допускают, объем продаж в магазинах упал, при нынешнем режиме ЧС власти до 22 августа запрещают подачу алкоголя в ресторанах и барах, заведения общепита нужно закрывать в восемь вчера. Короче говоря, на доходы от Олимпиады широким слоям мелкого и среднего бизнеса рассчитывать не приходится, а опасность заражений сохраняется — так кому, скажите не милость, нужен это всемирный праздник спорта? Впрочем, опросы показывают, что число требующих отмены или новой отсрочки с проведением Олимпиады сейчас слегка сократилось — люди поняли, что ничего изменить уже не удастся.
Протестующая против Олимпиады. Фото: ЕРА
Границы на замке
13 июля в живописном районе Харуми на берегу Токийского залива без фанфар и приветственных речей открылась Олимпийская деревня, в которой разместятся около 18 тысяч участников Игр и сопровождающих их лиц. Все было довольно сурово — подъезды перекрывало внушительное количество полицейских машин, а представителей прессы не подпустили даже к забору.
Эта конструкция из высоких металлических прутьев с сигнализацией и системами слежения полностью блокирует Олимпийскую деревню на суше, а ее береговую линию контролируют сторожевые катера. Журналистам с помощью мощных объективов пока удалось разглядеть только некоторые флаги стран-участниц, которые уже вывесили со своих балконов обитатели объекта, наглухо отрезанного от внешнего мира.
Ограничения помимо обычных соображений безопасности вызваны все той же причиной — организаторы открывающейся 23 июля Олимпиады больше всего боятся, что она превратится в рассадник заражения новыми штаммами коронавируса. Сама Япония с конца декабря прошлого года помимо запрета на иностранный туризм прекратила выдачу новых въездных виз гражданам всех без исключения государств и территорий мира.
Границы открыты только для самих японцев и иностранцев с документами на длительное или постоянное проживание в стране. Но даже они обязаны проходить после приезда карантин на различные сроки — условия такой обязательной изоляции недавно были ужесточены, в том числе, для жителей Москвы и Московской области, некоторых других регионов России в связи с новой волной заболеваний. Кстати, в карантине послушно отсидел и глава Международного олимпийского комитета (МОК) Томас Бах.
Без презервативов и дружеской выпивки
Допущенные на Игры спортсмены должны иметь документы об успешном прохождении теста на коронавирус. В аэропорту по прибытии его делают еще раз — таким образом там, на санитарном контроле, уже остановили атлетов из Израиля, Сербии и Уганды, у которых выявлены заражения. Еще один представитель Уганды не смог пройти повторный тест уже на своей тренировочной базе в провинциальном японском городке неподалеку от Токио. 14 июля было объявлено, что заражение выявлено у массажиста российской женской сборной по регби, хотя на санитарном контроле в аэропорту у него тоже не нашли ничего подозрительного. Все это вызвало немалый шум в местных социальных сетях — многие опасаются, что инфицированные иностранцы все же смогут попасть в страну.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Олимпийская деревня. Фото: ЕРА
Обитатели Олимпийской деревни, кстати, без каких-либо исключений ежедневно проходят тесты на коронавирус. Маску положено носить всегда, даже в фитнес-центре, ее разрешено снимать только во время еды. За нарушение этого правила могут дисквалифицировать и выгнать с Игр.
Довольно жестко требуют соблюдать и социальную дистанцию. Организаторы Игр в нарушение уже укоренившегося обычая решили не раздавать спортсменам бесплатные презервативы — мол, секс в Олимпийской деревне на фоне коронавирусной угрозы на сей раз не приветствуется. Запрещено коллективно распивать алкоголь в столовых — однако спиртное все же можно купить и потихоньку употребить в своей временной квартире.
Забор вокруг Олимпийской деревни и полицейские кордоны на ведущих к ней улицах символизируют еще одно ограничение — спортсменам и членам делегаций не разрешено общаться с местными жителями.
Отменены практически все мероприятия, на которых прибывшие из-за границы могли встретиться с японцами, в частности, со школьниками, рассказать о своих странах, отведать японских угощений.
Халяль и глютен-фри
Впрочем, с угощениями будет все хорошо в самой Олимпийской деревне — там действуют круглосуточные столовые, где предлагают около 700 различных блюд западной, японской и прочей азиатской кухни. Желающим предложат халяльную еду, полностью вегетарианскую или без глютена. Столы в залах для питания разнесены на полагающуюся дистанцию и отделены друг от друга пластиковыми щитами. Повара уверяют, что проблем с едой не будет — они готовы выполнять до 45 тысяч заказов в сутки.
Многочисленные запреты распространяются и на членов прибывающих на Олимпиаду высокопоставленных государственных делегаций, численность которых тоже жестко ограничена. Им в целом запрещено без особых разрешений пользоваться общественным транспортом, нельзя общаться даже со своими спортсменами. Впрочем, из первых лиц планеты на Олимпиаде ожидают только президента Франции Эмманюэля Макрона — его страна готовится стать хозяйкой следующих летних Игр в 2024 году.
Китай будет представлен отвечающим за спорт вице-премьером, а от США прибудет супруга президента Джилл Байден. Так что нынешняя Олимпиада, в отличие от прошлых лет, вряд ли станет ареной яркой дипломатии на высшем уровне. Кстати, на церемонию открытия Игр на Национальном стадионе на 68 тысяч мест допустят менее тысячи человек.
Приезжающие на Олимпиаду иностранные журналисты обязаны проходить 14-дневный карантин с ежедневными тестами на коронавирус, начиная с четвертого дня им разрешают выходить за пределы отелей и посещать места, заранее согласованные с оргкомитетом. Но никакой самодеятельности, вольного шатания по Токио и свободного общения с людьми!
Передвижения журналистов предполагается отслеживать через специальные приложения в их смартфонах через систему спутникового позиционирования GPS.
Международная федерация журналистов осудила такую практику, протест заявили вольнолюбивые американские СМИ, но их голоса пока не услышаны.
Фото: ЕРА
Пострадают не все
Постанывает, кстати, и сам оргкомитет Игр — ведь придется возвращать деньги за давно проданные билеты на Олимпиаду. Его руководство уже намекнуло, что сделать это без помощи местных властей не удастся, а о прибылях в такой ситуации и говорить не стоит. Впрочем, в бюджете Олимпиады на билеты приходится всего 12,5 процента доходов — больше половины покрывают деньги спонсоров, частных компаний. А они, по имеющимся данным, не слишком переживают: пришлось, конечно, свернуть рекламные проекты на стадионах, но, как полагают, поступления от телевизионной рекламы многое компенсируют.
Имеющая монопольные права на трансляцию в США компания NBC, например, уже объявила, что нынешняя токийская Олимпиада станет для нее самой прибыльной за всю историю. Гигантские деньги от продажи прав на трансляцию получит и Международный олимпийский комитет — злые языки в Японии поговаривают, что именно МОК настаивал на том, чтобы Игры в нынешнем году проводились при любых обстоятельствах.
Томас Бах уже заявил, что Токио — самый подготовленный к соревнованиям город за все время проведения Олимпиад. 13 июля на встрече с руководством местного оргкомитета он пообещал, что игры будут проведены наиболее безопасным образом для атлетов, спортивных делегаций и, главное, — для местного населения.