Рецензия · Культура

Пороховой взрыв в Каннах

Эпатажного «Титана» французской режиссерши Джулии Дюкорно встретили аплодисментами и критикой

Этот материал вышел в № 77 от 16 июля 2021
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 77 от 16 июля 2021

08:29, 15 июля 2021Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»
views

2768

08:29, 15 июля 2021Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»
views

2768

Кадр из фильма «Титан»

На фоне степенных классиков, снимающих выверенное и, скажем честно, предсказуемое кино, вроде семейной саги «Три этажа» Нани Моретти или драмы морального беспокойства «Герой» Асгара Фархади, пороховым взрывом в каннском конкурсе оказалась мировая премьера эпатажного «Титана» храброй до наглости французской постановщицы Джулии Дюкорно.

Это ее второй боди-хоррор. Первый — «Сырое» — коктейль из секса, перверсий, каннибализма — под струны клавесина — тоже смотрели, зажмурившись. После автомобильной аварии Алексе вживляют в висок титановую пластину, а по сути — безжалостность и неоправданные вспышки гнева. Алекса вроде бы девушка, но больше похожа на гендерквира, и эта гендерная неоднозначность станет пружиной конфликта. Поначалу беловолосая Алекса столь зазывно-эротично танцует на автомобильной выставке, что мужчины теряют дар речи, забыв о машинах. А у самой Алексы как раз неплатоническая связь со своим кадиллаком. После такого, в духе Кроненберга, пламенного автосекса трудно не забеременеть. Из сосков Алексы будет сочиться мазут…

Джулия Дюкарно. Фото: ЕРА

Не сказать, что «Титан» — революционное кино. Дэвид Кроненберг — в анамнезе этого безумного фильма. Его «Автокатастрофа» повествовала о сексуальной девиации любителей получать удовольствие от катастроф. Видимо, скоро все больше будет и зрителей, стремящихся к удовольствию от сильного допинга с превышением «разрешенных препаратов» — усилителей впечатления. В восемь лет Дюкорно посмотрела «Психо», и ужас стал ее путеводной звездой, а Кроненберг — одним из самых любимых режиссеров. В 33 она сняла каннибальский арт-триллер «Сырое» — зрелище не для слабонервных: превращение вегетарианки в каннибала.

«Титан» тоже экстремально жуткий опыт, но визионерски изобретательный, жонглирующий кошмаром и смехом, переворачивающий ожидания.

Самое поразительное, как на глазах преображается жанр и сама история: от полного беспредела (главное оружие социопатки Алексы с ее возмущенным гневом против нахрапистых мужланов и прочих людишек разного пола и возраста — ее заколка, которую она виртуозно вонзает в разные части организма) — к драме о пропавшем сыне.

Читайте также

Читайте также

«Петровы в гриппе» и другие кошмары Кирилла Серебренникова

На главном кинофестивале мировая премьера фильма режиссера, которого в Канны не пустили. Ему запрещено покидать территорию РФ

Сына Адриано потерял начальник пожарной охраны Винсент (Винсент Линдон). И травма его столь громадна, что в обнаруженной на улице Алексе он видит своего Адриана. И постепенно Алекса, как шекспировская Виола, смиряется с этой новой мальчиковой ролью (тем более что ей и от полиции прятаться необходимо). Кульминация «перемены участи», когда хладнокровной киллерше Алексе приходится делать искусственное дыхание — «рот в рот» — умирающей старухе. Папаша Винсент задает ритм «искусственного дыхания», напевая Макарену.

Кадр из фильма «Титан»

Пересказывать эти сюжетные «американские горки» не имеет смысла, да и в пересказе (а временами и на экране) боевитый и решительный сюр выглядит шизофренически. Но снято с такой дерзостью, иронией, с наглыми аллегориями и аллюзиями с Библией — что даже на пресс-показе в финале звучали аплодисменты.

Критики полярно разошлись в оценках, но большинству он не понравился. Мне кажется, «метод Дюкорно» — путь в никуда. И фильм — отличный повод для дискуссии о допустимости сильнодействующих «препаратов» в искусстве. Если так пойдет, вскоре для усиления впечатлений потребуются средства еще более «эффективные». Экран уже научился передавать запахи, почему бы не перейти к ощущениям физической боли? Любопытно, как отнесется к опытам французской режиссерши Спайк Ли, возглавивший жюри. Ведь некогда и спорная «Катастрофа» Кроненберга на Каннском фестивале получила спецприз жюри «За мужество, смелость и оригинальность». Говорят, и российские дистрибьюторы фильм купили. И если они решатся выпустить фильм на экран, то и у российских зрителей будет возможность принять участие в этой животрепещущей — в прямом смысле слова — дискуссии.

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#каннский кинофестиваль #фильм #режиссеры

важно

6 часов назад

Минюст внес в реестр СМИ-иноагентов главреда «Проекта» Баданина и семерых журналистов. Издание признали нежелательной организацией

важно

7 часов назад

Международный лесной попечительский совет запретил продажу древесины, полученной при санитарных рубках в Иркутской области

Подписывайтесь!

Slide 1 of 5

выпуск

№ 77 от 16 июля 2021

Slide 1 of 6
  • № 77 от 16 июля 2021

Топ 6

1.
Комментарий

Спустили урок По российскому образованию нанесен патриотический залп: теперь школьников будут учить любви к России на обязательной основе

views

365225

2.
Комментарий

Александр Ширвиндт: «Чиновники подтираются этими воззваниями». ВИДЕО Знаменитый актер — о позиции Министерства культуры в скандале с увольнением директора музея имени Бахрушина

views

211541

3.
Репортажи

Дочь самурая — человек-проблема Что стоит за увольнением директора передовой нижегородской школы Елены Моисеевой, которая делала учебу процессом вне политики. Репортаж Ильи Азара

views

150910

4.
Исследование

Преступления против истории Как в России устанавливается монополия на «правильное» прошлое

views

117164

5.
Скандалы

«Она сломала даже домики для котов», …а теперь будет рушить дом Бахрушина. Скандал в Театральном музее не утихает

views

110662

6.
Интервью

Принуждение к счастью Психотерапевт Андрей Курпатов — о стремительной инфантилизации, цифровом аутизме, информационной псевдодебильности и потере идентификации современного человека

views

106627

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
close

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera