СюжетыОбщество

Камлать против огня

В Якутии горит более миллиона гектаров леса. Власти региона скрывают отчаянное положение дел и привлекают к тушению пожаров школьников и шаманов

Камлать против огня
Фото: Пресс-служба Авиалесоохраны / ТАСС

В Якутии ситуация катастрофическая — горит более миллиона гектаров леса. Столица субъекта, где проживает треть всего населения, регулярно затянута дымом, а плотность взвешенных частиц в воздухе порой в 15–30 раз выше предельно допустимой концентрации. На защиту отдельных населенных пунктов от огня выходят женщины и дети, отчаявшиеся жители Якутии устраивают массовые атаки на личный аккаунт федерального министра природных ресурсов и экологии Александра Козлова и зовут на помощь Ксению Собчак с Леонардо ди Каприо. Региональные власти, публично уличенные в занижении числа пожаров и площади, охваченной огнем, удостаиваются в социальных сетях презрения и осмеяния.

Масштабные пожары, уничтожающие десятки тысяч гектаров тайги — дело для региона традиционное. Площадь республики более 3 млн квадратных километров (пятая часть всей страны). И почти вся она занята тайгой. Учитывая огромные расстояния и низкую плотность населения, большая часть лесного массива в Якутии отнесена к так называемым «зонам контроля» — территориям, на которых тушение пожаров признано экономически нецелесообразным.

После масштабных пожаров в Сибири в 2019 г. законы контроля начали пересматривать, а в отдельных регионах, таких как Тюменская и Свердловская область их вовсе исключили, но в Якутии почти все сохранились в тех же пропорциях.

Впрочем, даже если огонь горит там, где его тушить положено, справиться с ним все равно не получается. То, что лето будет жарким в прямом и переносном смысле жители Якутии осознали в полной мере, когда пожары начали охватывать территорию Нюрбинского улуса (района) — с 11 мая текущего года. 18 мая в районе был введен режим ЧС, который, правда, тут же отменили по причине идущего охотничьего сезона.

Александр Иванов, мэр Нюрбы (административный центр улуса), заявил в своем инстаграме:

— 18 мая замглавы [муниципального района] принял решение ввести ЧС или особый противопожарный режим в районе. Назавтра приехал с охоты глава района и отменил это решение, сказав, что люди должны охотиться. Я понять не могу: охота у нас важнее пожаров, жизней людей?

Мэр Нюрбы Александр Иванов

Мэр Нюрбы Александр Иванов 

Дети-пожарные

31 мая местные администрации и пожнадзор снова начали ставить вопрос о введении ЧС, но получили отказ. В итоге ЧС все же ввели, но только 4 июня, когда огонь уже подступил к границам отдельных населенных пунктов. Глава Якутии Айсен Николаев в это время вместе с представительной делегацией находился в Санкт-Петербурге на ПМЭФ.

Спустя еще 4 дня, пламя подошло на расстояние пяти километров к поселку Хандыга — крупному населенному пункту в соседнем Томпонском улусе.

Ситуация оказалась настолько тревожной, что МЧС начало оповещение жителей поселка о подготовке к эвакуации. В других населенных пунктах к борьбе с огнем начали привлекать и школьников. Местные чиновники, правда, активно опровергали последний факт.

Афанасий Кириллин, начальник ЕДДС Нюрбинского района (согласно сообщению оперштаба в официальном телеграм-канале):

— В социальных сетях распространяется недостоверная информация о привлечении к тушению лесных пожаров вблизи села Кангалассы несовершеннолетних детей. Мы понимаем всю опасность участия детей в тушении пожара и не допускаем этого.

В ответ на это все в тех же социальных сетях стали выкладывать видео, записанное очевидцами: старшеклассники в камуфляже и с ранцевыми тушителями за спиной комментируют ситуацию на фоне выжженого леса.

Старшеклассники в камуфляже тушат пожар. Скриншот: sneg14.ru

Старшеклассники в камуфляже тушат пожар. Скриншот: sneg14.ru

К этому времени в республике вспомнили о том, что у Якутии есть «первое лицо», и начали задаваться вопросом, а, собственно, где оно? ПМЭФ-то закончился?

Оказалось, что глава Якутии Айсен Николаев к тому времени уже перебазировался из Санкт-Петербурга со всей своей свитой в Казань, где проходили Дни Якутии в Татарстане. Оттуда в республике летели бодрые сообщения через официальный твиттер главы о том, что ситуация на контроле.

Айсен Николаев, глава Якутии, заявил в своем твиттере:

— Держу постоянную связь с КМ республики по лесным пожарам. Андрей Тарасенко, премьер-министр республики, доложил, что сейчас ситуация в Томпонском районе стабилизировалась. Поручил направить в район вертолет и взрывников. Утром начнутся работы по локализации пожара. Дополнительно направлена группа пожарных республиканского управления МЧС. Что касается других районов, проведена локализация действующих лесных пожаров. В случае необходимости будет направлено усиление.

Шаманы-спасатели

Надо сказать, оставленный за главного в Якутии Андрей Тарасенко делал куда больше, чем просто докладывал. Он пытался мобилизовать для тушения тайги не только пожарных, но и якутских шаманов. Правда, самый известный из них — Александр Габышев — принять участие в спасении родного региона не мог, поскольку в настоящее время помещен в психиатрический диспансер. Но другие шаманы изгнать демона из президента России Владимира Путина не пытались, поэтому пока на свободе и могли быть рекрутированы на борьбу с огнем.

7 июня на заседании правительства Якутии премьер-министр региона Андрей Тарасенко заявил о том, что некие силы (видимо, оппозиция) шаманят «против нас», направляя осадки не туда, а потому нужно «вернуться к народному методу и найти шамана, который вызовет дождь». Курирующий безопасность зампред правительства Дмитрий Садовников заверил, что «такая работа тоже ведется».

И действительно, 9 июня кандидат исторических наук, этнолог Людмила Егорова заявила что якутские шаманы принялись камлать против огня.

— Люди верят в это, и это работает. Эти обряды призваны гармонизировать энергетику природы, бороться со стихией. Сейчас в республике бушуют лесные пожары, и обряды проводились в нескольких районах разными шаманами.

Увы, заступничество шаманов не помогло.

Днем ранее, министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов направил письмо в Генеральную прокуратуру с требованием о принятии мер в отношении властей Якутии, скрывающих реальное положение дел по состоянию с лесными пожарами.

Фото: 14.mchs.gov.ru

Фото: 14.mchs.gov.ru

Публичная порка Айсена Николаева

В письме говорилось о необходимости обратить внимание на «вопросы недостоверности отражения лесопожарной обстановки в официальной отчетности двух регионов и, соответственно, на недостаточность принимаемых на ее основе мер и управленческих решений по предотвращению возникновения и организации тушения крупных лесных пожаров».

Согласно письму, власти Якутии занижали данные о лесных пожарах в 10–20 раз. 

В дальнейшем кратность выросла — по некоторым пожарам данные космомониторинга и те, что предоставляли якутские чиновники, разнились в 40 раз.

Якутское министерство экологии, природопользования и охраны природы ответило на это выпуском своего письма — пресс-релиза для СМИ с заявлением о том, что данные космомониторинга не соответствуют действительности, а реальная площадь тайги, охваченной огнем, нуждается в уточнении, но на это нет денег. Федералов такой ответ, мягко говоря, не удовлетворил, и главу Якутии срочно вызвали в Москву — на совещание совместно с Рослесхозом.

Совещание состоялось 11 июня и выглядело больше поркой — Айсена Николаева публично тыкали в большие экраны и читали лекции о том, что система заслуживает доверия, а денег Якутии выделяется очень много. Вполне достаточно, чтобы мониторить и тушить.

Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев. Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев. Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Александр Козлов, министр природных ресурсов и экологии РФ, заявил во время совещания (согласно сообщению на сайте Минприроды РФ):

— Мы понимаем проблематику региона — протяженность территорий, малонаселенность. Это все учитывается, и меры поддержки региону оказываются. Мы уже направили в регион 280 человек федеральной группировки. Еще 100 бойцов парашютно-десантной службы «Авиалесоохраны» прибудут в субъект в середине следующей недели. По финансированию; в этом году Якутия получила 1,3 миллиарда рублей планово с начала года. Это больше, чем в прошлом году. Из резерва региону было выделено 378 миллионов рублей. Чтобы реакция была более оперативной, а помощь своевременной мы должны иметь актуальные данные. Для нас они — база. На их основе решения же и принимаются. И если данные по пожарам искажены, то и решения будут искажены. Не надо ничего прятать, от этого зависит реакция.

Глава Якутии сделал то немногое, что мог в этой ситуации — удивленно распахнул глаза и начал публично пороть уже своих подчиненных. Для этого он прямо с совещания позвонил в регион и устроил разнос подчиненным.

Айсен Николаев заявил на совещании:

— Я прилечу послезавтра… на ваше счастье я сегодня не вылетаю, иначе завтра бы вас всех собрал. Вылетаю послезавтра, буду 14-го утром, и сразу поедем в Нюрбу, на пожар… и вот вы мне там перед людьми ответите… Ошибки могут быть и есть, но они не могут быть в 20–30 раз. У нас сейчас по некоторым пожарам расхождение в 40 раз, коллеги! В со-рок раз! Вам уже телеграмма от министра пришла, к вам уже прокуроры пришли, а вы все не меняете цифру. Будем разбираться, коллеги, кто у нас на месте все-таки допускает то ли осознанно, то ли неосознанно нарушения ответственности в эту систему лесхоза.

Забегая вперед скажем, что по возвращении в Якутию гнев Айсена Николаева прошел, и виновным за искажение данных назначили анонимный «человеческий фактор», который вовремя не вносил правильные цифры в отчетность.

Увы, на скорости распространения лесных пожаров и появлении новых это не сказалось. Огонь продолжал распространяться по Якутии, число пожаров и термоточек исчислялось уже двумя сотнями. В отдельных населенных пунктах на борьбу с огнем начали выходить женщины: мужских рук не хватает.

Чиновники ни при чем — виновата природная аномалия

К 1 июля площадь лесных пожаров превысила 490 тыс. гектаров тайги. Власти Якутии, и прежде объяснявшие свою неспособность справиться с последствиями «аномальных природных явлений», начали традиционно рассказывать о невероятном стечении обстоятельств:

«Июнь 2021 года за всю историю для центральных районов республики выдался самым жарким и сухим с 1888 года, поэтому в центральной и заречной группе районов, в которых наблюдаются «сухие» грозы, резко увеличилось количество лесных пожаров».

Сообщение оперативного штаба Якутии от 1 июля 2021 г.

Аномальная версия, однако, никого не успокоила.

2 июля Якутск в очередной раз затянуло дымом, и отчаявшиеся жители республики предприняли массовый флешмоб: они сотнями начали оставлять сообщения с требованием обратить внимание на ситуацию на странице в инстаграме министра Козлова: «Якутия горит! Дышать нечем!». Некоторые включали в упоминание ссылки на аккаунт Ксении Собчак, пытаясь вовлечь в историю федеральные СМИ.

Тушение пожара в Якутии. Фото: mchs.gov.ru

Тушение пожара в Якутии. Фото: mchs.gov.ru

И метод сработал, министр заявил о том, что прочитал все комментарии и ситуацией проникся. Правда, сделать ничего не может — огонь сильнее.

Александр Козлов заявил в своем инстаграме:

— Да, в Якутии крайне сложная обстановка, горит 826 тыс. гектаров леса. Объявлен режим ЧС. Стягиваем в республику свободные лесопожарные силы со всей страны; федеральная группировка уже насчитывает 724 человека. Скоро прибудут еще силы. А всего каждый день на борьбу с огнем выходят до 3000 человек… пожарные, добровольцы.

Пытаемся стабилизировать ситуацию, но огонь пока выигрывает у нас. К тому же и прогноз по горимости на июль — плохой. Сейчас делаем всё, что от нас зависит… даже дождь. Но, к сожалению, над республикой не всегда кучевые облака, и оксид серебра не применить… Лесные пожары — это всегда плохо. Это огромный удар по экосистеме. Но сейчас главное не подпустить огонь к деревням и городам.

Ксения Собчак тоже отреагировала — постами и запросами данных у якутских и федеральных чиновников.

Объяснение «лесные пожары — это плохо», увы, оказалось недостаточным для заместителя генерального прокурора РФ Дмитрия Демешина, который спустя несколько дней прибыл в Якутию в начале июля вместе с Максимом Поповым — новым прокурором республики (это, к слову, первый прокурор региона, который, в соответствии с поправками в Конституцию РФ, не был согласован местным парламентом). Ознакомившись с ситуацией, Демешин 6 июля объявил предостережение руководителю оперативного штаба по охране лесов от пожаров, министру экологии, природопользования и лесного хозяйства Сахамину Афанасьеву и начальнику Главного управления МЧС России по Якутии Павлу Гарину.

Это ситуации особо не помогло. Огонь продолжает разгораться.

На 12 июля на территории Якутии зарегистрировано 308 лесных пожаров на общей площади свыше 1 млн гектаров. Не помогли даже дожди, прошедшие в минувшие выходные.

Отчаявшиеся общественники тем временем возлагают надежды уже даже не на шаманов, Ксению Собчак и своего главу, но на популярного актера Леонардо ди Каприо — основателя Фонда по сохранению экологической среды. После серии сообщений с хэштегами#saveyakutia и#yakutiaonfire ди Каприо откликнулся со словами: «Я услышал вас, руководство [Фонда] изучит вопрос, затем мы поговорим с ответственными лицами, чтобы узнать, чем мы можем помочь».

Виталий Обедин, заместитель главного редактора газеты «Якутск вечерний», специально для «Новой»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow