Репортажи · Культура

Розовый смокинг на красной дорожке

В жестких условиях пандемии в Каннах стартовал 74-й кинофестиваль

12:58, 9 июля 2021Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»
views

6693

12:58, 9 июля 2021Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»
views

6693

Фото: Samir Hussein / WireImage

Каннский фестиваль наконец-то расстелил красную дорожку. Немецкая актриса Айрис Бербен фланировала в дизайнерском платье-послании, где крупными буквами сиял девиз «Вместе сильнее». Джоди Фостер позировала с фотографом Александре Хедисон, с которой они недавно зарегистрировали брак. У Фостер на церемонии открытия была главная роль. Она получила «Золотую пальмовую ветвь» за вклад в кинематограф из рук Педро Альмодовара, который, сняв черную маску, посвятил ей краткий панегирик.

Фестиваль открыли на разных языках: по-французски (Фостер), по-корейски (обладатель каннского золота за «Паразитов» Пон Чжун Хо), по-английский (Спайк Ли).

Наряды нарядами, но участники фестиваля должны соблюдать строгий протокол. Для некоторых профессионалов из неблагополучных стран следует повторять тест каждые 48 часов, иначе в фестивальный дворец не пустят. На тему ограничений гуляют мемы и шутки. Но фестиваль делает все возможное, чтобы существовать физически — не виртуально.

Фото: Olivier Anrigo / Getty Images

Четыре тысячи тестов в день. Как сказал Тьерри Фремо, правило касается и звезд. Правда, им «тестовую услугу» окажут с доставкой в отель. Конфиденциальность гарантирована, проезд оплачивается. Некоторые съемочные группы добавили в свой состав «собственного врача или медсестер, чтобы они сами проводили анализы», объяснил Фремо.

Удивительно ли, что в первые фестивальные дни программа обнаружила: главными в фильмах актуальных режиссеров оказалась тема смерти, которая, как встарь, рифмуется с любовью.

Аннетт на шее

Открылись трагическим мюзиклом Леоса Каракса на музыку группы Sparks.

Очередного фильма Каракса ждали девять лет. И вот — декларативная, странная, во многом автобиографическая картина. Арт-провокация сочинителя миров «Дурной крови» и «Корпорации «Святые моторы» — лучшая из возможных увертюр для главного форума авторского кино. Путешествие за край ночи в разгар мировой чумы.

Режиссер Леос Каракс представляет в Каннах фильм «Аннетт». Фото: Andreas Rentz / Getty Images

Идея, сценарий и музыка — сверкающих с 70-х братьев Sparks Рассела и Рона Мэла.

У самого фильма тоже есть пролог. Рон, Рассел и Каракс в студии звукозаписи. К Караксу приближается его и его погибшей жены Екатерины Голубевой дочь Настя.

«Можем начинать?» Мотор идет. Они выходят на улицу Санта-Моники — те, кто с песней по жизни шагает, — и к ним присоединяются актеры, хор, массовка, по ходу переодеваясь и надевая парики — превращаясь в персонажей.

Действие разворачивается в Лос-Анджелесе.

Генри (Адам Драйвер), популярный стендап-комик, мчит на мотоцикле навстречу своей всепоглощающей любви — знаменитой оперной певице Энн (Марион Котийяр). У них появится улыбчивая дочь Аннетт, временами выглядящая как Пиноккио или кукла Чаки из слэшера «Проклятие Чаки» — производное их звездного нарциссизма.

Жизнь звезд вся «за стеклом»: публика и папарацци следят за каждым их шагом, готовясь обожание заменить ненавистью. 

Впрочем, Генри пробуждает и провоцирует темные чувства зала в жестких антикомедийных спичах, ощерившихся горечью, шокирующих самоуничижением. Его шутки о вере, сексе, политике вызывают оторопь. Неслучайно он выходит на сцену в боксерском халате с капюшоном, его выступление — поединок с залом: кто кого. И пока Энн в машине ест райское яблоко, Адам Драйвер на всех парах на гоночном мотоцикле везет своего персонажа прямо в ад.

Кадр из фильма «Аннетт». Источник: Kinopoisk

Каракса не отпускает тема путаных любовно-вражеских взаимоотношений человека и его таланта. Кто кому принадлежит? Кто кого монетизирует? И публика — участник этой битвы, готова внимать звезде и… манипулировать ею. «Я убил сегодня свою аудиторию», — заявляет Генри. «А я спасла их», — отвечает Энн.

Впрочем, чтобы спасти, надо умереть. И опера дает ей щедрую возможность каждый день то Дездемоной, то Чио-Чио-Сан умирать на сцене, и современные театральные постановщики обыгрывают изощренно ее смерть, раскрашивая кровью наряды, геометрические декорации, ее рыжий парик. Ее сценическая смерть — репетиция подлинной.

Каракс экспериментирует, окуная историю в театрализованное цифровое пространство (оператором является изобретательная Кэролайн Шампетье, которая снимала и «Корпорацию «Святые моторы»), играет с жанрами. Смешивает несоединимое: грубоватую рок-оперу с мелодрамой и роком. Иронизирует над злободневными темами вроде скандалов и признаний#meetoo.

Балансируя на грани нервного срыва, «Аннетт» взывает ко многим сюжетам от архетипических «Русалки» до «Пиноккио», угадываются интонации и «Танцующей в темноте», и «Шербурских зонтиков», и «Призрака оперы». Есть приветы Жану Виго и Мелвиллу, Жорджу Кьюкору и его драме «Звезда родилась» с негасимыми Джуди Гарленд и Джеймсом Мэйсоном. Есть самоцитаты из «Святых моторов». Глядя на милую Аннетт, не к ночи вспомнишь и злобного манекена-чревовещателя из британского хоррора «Мертвая ночь».

Кадр из фильма «Аннетт». Источник: Kinopoisk

Депрессивно-карнавальный нуар о таланте, славе, самолюбовании, убивающих любовь, — нет, не идеальный шедевр, как показалось кому-то из моих коллег. Есть банальные мелодраматические ходы (как история соперников, до смерти влюбленных в Аннетт). Смущает вокальная патетика во время интимных сцен, особенно когда поющий Генри выползает между колен Энн. Но предсказуемость срезается иронией. Мелодраматизм компенсируют врезавшиеся в память фантастически придуманные эпизоды. Например, смерть микрофона на сцене во время шоу. И Генри приходится делать ему искусственное дыхание. Но нет, сердце микрофона остановилось. Только ли микрофона… Есть отличные музыкальные номера, есть поэзия. В конце концов, авторский азарт и безумие этого «анти-ла-ла-ленда» вынуждают забыть о помехах, и ты аплодируешь по-настоящему нетривиальной попытке соединить кино и музыку.

Однажды Каракс рассказал о своем сне: «Было утро, я открыл газету и прочитал: «Три хорошие новости: Леос Каракс умер…» Я удивился, потому что думал, что Леос Каракс — это я. И испытал огромное облегчение. Три хорошие новости в одной! Я не Леос Каракс, я не умер, а Леос Каракс умер!»

Завершается этот интимный фильм-дневник режиссера, который не умер, посвящением дочери Насте. В титрах Каракс выражает личную благодарность Эдгару По, Рене Магритту и Кингу Видору. Ну что же, хороший ряд, Каракс в него вписывается.

Смерть ей к лицу

В первые фестивальные дни состоялось еще одно кинопризнание — Франсуа Озона «Все прошло хорошо». Это адаптация книги Эммануэль Бернхейм, в которой рассказывается ее собственная история: отец писательницы, знаменитый искусствовед и скульптор, попросил ее помочь ему умереть.

Один из лучших французских актеров Андре Дюссолье играет упрямого 80-летнего старика, который просит дочь Эммануэль (Софи Марсо) помочь ему прервать долгое и мучительное доживание после инсульта. Звучит ужасно безнадежно. И если в анонсе будет краткое изложение сюжета, оно может отпугнуть зрителя.

Франсуа Озон представляет фильм «Все прошло хорошо». Фото: Pool / Getty Images

Озон же снял тонкое, не лишенное юмора кино, в котором размышляет о принятии смерти. И о любви, разумеется, в самых разных ее ипостасях.

Совершенно новая, зрелая, но по-прежнему прекрасная Софи Марсо, «шальная любовь» Франции, — в сложнейшей роли дочери, которая оказывается перед мучительным выбором и все же становится на сторону отца, хотя с ним у нее всегда были непростые отношения. Эммануэль и ее сестра, а также колеблющаяся союзница Паскаль (Жеральдин Пайяс) до последнего момента надеются, что редкие удовольствия жизни (поездка в любимый ресторан, концерт внука) заставят старика передумать. Но Андре непреклонен. Эммануэль находит через интернет швейцарскую организацию «Право умереть с достоинством». Кстати, очень недешевое это дело — «культурная эвтаназия». «Как же это делают бедные?» — интересуется Андре. «Они ждут смерти», — отвечает Эммануэль. Вскоре из Швейцарии явится и тихий, ласковый ангел смерти (великая Ханна Шигулла), который расскажет с удивительным тактом и человечностью, как их отец совершит этот «переход» в инобытие. Вместе они будут выбирать дату, чтобы подальше от дня рождения детей. Будет оговорена даже музыка: соната Брамса. Эммануэль и ее сестре придется преодолеть целый ряд препятствий: донос в полицию (во Франции эвтаназия запрещена), возмущение американской родни, выжившей в Холокост ради того, чтобы жить…

О прощании с самыми близкими. Для Озона это тоже личная история. Она посвящена Эммануэль Бернхейм — его подруге и соавтору («Под песком», «Бассейн», «5х2». Несколько лет назад Эммануэль умерла от рака. Но на экране оживает ее история. «Эммануэль так мечтала о Каннах!» — скажет Озон.

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#каннский кинофестиваль #озон франсуа #кинофестивали #фильм #режиссеры

важно

4 часа назад

Члены ОНК нашли экс-сотрудника ЮКОСа Пичугина в СИЗО «Лефортово». Тюремщики отказались показать его правозащитникам

важно

7 часов назад

Евросоюз раскрыл статистику побочных эффектов после вакцинации. Препарат Pfizer вызвал 3,2 случая проблем с сердцем на миллион привитых, а Moderna — 3,8

Подписывайтесь!

выпуск

№ 74 от 9 июля 2021

Slide 1 of 6
  • № 74 от 9 июля 2021

Топ 6

1.
Комментарий

Прощание с покрышкой Россиян будут штрафовать за использование лысых шин на клумбах во дворах. Как воспримет народ запрет глубинного ЖЭК-арта

views

481669

2.
Колонка

Афганский винегрет Зачем «Талибан»* идет на север, к бывшим границам СССР

views

158092

3.
Неправительственный доклад

План «Крепостные» Как устроена современная сословная Россия: Владислав Иноземцев объясняет в 10 тезисах

views

146068

4.
Что думают в России

Говорят, не все так однозначно Россияне видят вокруг себя все больше недовольных внешней и внутренней политикой. Премьера рубрики социолога Алексея Левинсона

views

138004

5.
Сюжеты

Путь изгоя Куда ведет внешняя политика России

views

125966

6.
Скандалы

«Она сломала даже домики для котов», …а теперь будет рушить дом Бахрушина. Скандал в Театральном музее не утихает

views

94587

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
close

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera