КомментарийЭкономика

Лишние ноги

На нефтяных трейдеров наложен миллиардный штраф. В чем интрига?

Лишние ноги
Протесты автомобилистов из-за высоких цен на российский бензин. Фото: Вадим Жернов / ТАСС

К загадочной истории о штрафе в 1,018 млрд рублей, наложенном 1 июля на крупнейших нефтетрейдеров, лучшим комментарием мог бы служить сибирский миф, упоминавшийся Борхесом в его «Бестиарии». У первой антилопы было шесть ног. При таком устройстве поймать ее было нереально, и божественный охотник Тунг-пой смастерил коньки из указанного ему лаем собаки священного дерева. Они мчались как стрела; чтобы тормозить их бег, охотник вставлял в них клинья, сделанные из другого волшебного дерева. Тунг-пой преследовал антилопу по всему небосводу. Изнемогшее животное упало на землю, и Тунг-пой отрезал антилопе заднюю пару ног. «Люди, — сказал Тунг-пой, — становятся с каждым днем все мельче и слабее. Как смогут они охотиться за шестиногими антилопами, когда я сам с трудом ее убил». С тех пор антилопы стали четвероногими.

Это было давно, люди продолжали мельчать и слабеть, но им по-прежнему требовалось кого-то или что-то настигать, теперь вот — цены, иначе не выжить, и кто-то должен те подрезать, чтоб не сильно резвились (Тунг-пой после его во имя человечества подвига куда-то подевался); для того, в конце концов, мы и придумывали всякие структуры над собой и героев для себя — дабы ограничивать аппетиты богатых в пользу бедных. Но есть удивительные нюансы.

Антимонопольная служба нашей нефтезависимой страны предъявляла большой нефтяной четверке («Роснефти», «Лукойлу», ТНК-ВР, «Газпром нефти») суммы и крупнее, тоже за завышенные цены на бензин и керосин — но это случилось в 2008-м, а тогда Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа еще только формировалась, и вертикально интегрированные компании государство обяжет продавать на ней 10, а потом и 15% своих нефтепродуктов с 2010-го — выполнение этого требования (наряду с еще несколькими) как раз и позволило нефтяникам достичь тогда компромисса с ФАС и существенно снизить суммы миллиардных штрафов.

Для чего требовались торги на бирже? Монополии в отрасли нет ни у кого, однако это олигопольный рынок: нефтяных компаний немного, и они все большие, ни у кого формально нет доминирующего положения, но

маленьким (допустим, сети из пяти заправок) трудно вести переговоры о поставках бензина. Для того и нужна биржа — обеспечить им доступ к продукту.

А второе — цена. Биржевые торги — это индикатор справедливой рыночной цены. Но торги для этого должны быть честными.

А что делали нефтетрейдеры?

  • Утром кто-либо из крупняка выставляет эти свои 10 процентов.
  • Тут же кто-то из трейдеров схлопывает эту сделку, и с кем-то близким (между собой) начинают этот объем бензина гонять, никто со стороны не вклинится — поскольку все эти сделки в действительности производит один человек с одного компьютера.
  • К концу дня такие фиктивные сделки существенно разгоняют цену, и потом уже объем реально продают.

Так получается высокая цена бензина на заправке.

И второе: весь рынок подтягивается вверх. Раз биржевая цена прет — зачем ниже продавать?

И вот впервые ощутимый штраф за такое положение дел наложен на

  • «Солид — товарные рынки» — эта компания позиционирует себя как «крупнейшего независимого брокера на рынке нефтепродуктов» —
  • и «А-ОЙЛ», что обещает «качественное топливо по оптимальной цене».

Данные трейдеры признаны виновными в заключении картельного соглашения на биржевых торгах нефтепродуктами, что могло привести к общему, почти по всей стране, повышению цен на Аи-92, 95 и 98 в 2018 году (тогда на заправках была знатная свистопляска). И сейчас оба должны заплатить по 509 млн (сумма определена процентом от выручки).

Дело возбудили еще два с половиной года назад, в феврале 2019-го, однако долгие судебные разбирательства завершились только сейчас, решением Девятого арбитражного апелляционного суда, отказавшего 1 июля нефтетрейдерам и вставшего на сторону ФАС.

Обращаю внимание не на трехлетний срок восстановления справедливости, а на то, что оно все же состоялось (в 2024-м нам, видимо, расскажут об ответственных за сегодняшний рост цен). И акцент в этой истории хочу поставить не столько на сумму штрафа, сколько на ее таинственные механизмы.

Судите сами. Весной московский арбитраж по заявлению нефтетрейдеров признает решение ФАС незаконным. Далее следует увольнение из ФАС главы ключевого управления — по борьбе с картелями — Андрея Тенишева. Он как раз занимался делом нефтетрейдеров, и молва тут же связала его отставку с их местью; тогда на вопрос «Новой» Тенишев отказался говорить о конкретике, но насчет нефтетрейдеров сказал:

Глава управления по борье с картелями — сразу после увольнения:

«Мы действительно много кому наступили на хвост, и обиженных товарищей, вредивших экономике страны, много. Да, есть фарммафия — по-другому их не назовешь, есть строители, дорожники — весьма картелизированная отрасль. Есть нефтетрейдеры. Они в 2018-м с внутренними ценами на бензин устроили такую вакханалию — вреда от них было больше, по моим оценкам, чем от американских санкций. Мы их вытащили на свет. Проблем на бирже и с ценами на бензин стало меньше. Какие-то еще жулики появлялись, но мелкие, не глобальные».

Андрей Тенишев. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Андрей Тенишев. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

И вот теперь, спустя менее месяца с отставки Тенишева, нефтетрейдеров показательно наказывают. Сам он ограничился в комментарии «Новой» замечанием, что «он удовлетворен, такой штраф — миллиард с копейками — и должен быть, есть формулы расчета штрафа»; трейдерские компании официально не комментируют проигрыш, но их позиция по делу ясна из судебных материалов в открытом доступе; а эксперты прямо говорят, что если бы в СМИ не поднялась волна после отставки Тенишева, не было бы таких штрафов.

Читайте также

«Мы много кому наступили на хвост»

Антимонопольную службу покидают ключевые фигуры. Олигархи празднуют победу

То есть свершилась месть или своеобразный размен: божественного чиновника Тунг-поя, увлекшегося отрезанием лишних ног, сняли, но дополнительные конечности, не вписывающиеся ни в какие нормы, слишком шустрым все же отрезали.

И это еще не все. СК возбудил уголовное дело по двум статьям — о манипулировании ценами и картеле на рынке. До шести лет лишения свободы. Еще в марте 2019-го прошли обыски. Любопытно, что в трейдерском чате тогда обнаружили тоже некое подобие биржи — оживленную переписку на тему, кто больше даст за Тенишева и Дмитрия Махонина (с 2020-го пермского губернатора, а тогда главу управления ФАС, курировавшего нефтянку и газ, он, собственно, и начинал расследование на бирже, потом, когда потребовались глубокие проверки, попросил подключиться Тенишева). Вознаграждение объявляли за сбор компромата, кто добьется увольнения этих чиновников — бонус.

Сейчас не говорю ни о каких конкретных компаниях и лицах, поскольку тут и предъявлять им нечего — не за голову же объявляли вознаграждение, чай не 90-е, белые воротнички, цивилизованный бизнес. Впрочем, было там нечто и поинтересней, но спишем это на впечатлительность трейдеров, все-таки санкции грозили вполне ощутимые.

Конечно, для страны (не для автомобилистов, а именно для всех) это дело совсем не про миллиардный штраф брокерам — важнее. Цена на бензин — цена центральная, в основе всей политики и экономики, поскольку транслируется в грузовые перевозки, а значит, в цены на все товары, производимые в соответствии с известным планетарным разделением труда и, главное, в сельское хозяйство и все его продукты. С этого расследования ФАС, как говорят ее специалисты, они больше не видят на бирже серьезных проблем, «стало на порядок лучше». В 2020-м были ценовые скачки, но то был пандемийный год, и все равно с проблемами весны и начала лета 2018-го не сравнить.

И еще об одном важнейшем результате. Тунг-пой и его люди — это об искусстве отрезания лишних ног — проанализировали вручную миллионы транзакций за период около девяти месяцев 2018 года. После чего пришли к необходимости написать компьютерную программу, что могла бы распутывать в обратную сторону торги и искать в них аномалии. Это, конечно, не люди должны делать. Такая программа теперь создана.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow