СюжетыПолитика

Семейный узник

По заявлению Елены Батуриной, экс-первой леди Москвы, суд отправил в камеру ее родного брата Виктора

Этот материал вышел в номере № 72 от 5 июля 2021
Читать
Семейный узник
Виктора Батурина (на втором плане) Басманный суд арестовал до 1 сентября. Фото: пресс-служба Басманного суда / ТАСС

Басманный суд Москвы дал санкцию на арест Виктора Батурина по уголовному делу о покушении на мошенничество в особо крупном размере (ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК). Дело было возбуждено по очередному заявлению его сестры Елены Батуриной, вдовы экс-мэра Москвы Юрия Лужкова, состояние которой оценивается 1,2 млрд долларов.

По мнению следствия, состав преступления образовал факт обращения Виктором Батуриным в Арбитражный суд Москвы в 2011 году: тогда он требовал приостановить сделку купли-продажи 100% акций ЗАО «Интеко» совладельцу «Бинбанка» Микаилу Шишханову в партнерстве со «Сбербанк Инвестиции». В обоснование своей позиции Виктор Батурин приводил свой экземпляр договора, заключенного в 2006 году между ним и его сестрой.

В 1999–2005 гг., Виктор Батурин работал первым вице-президентом «Интеко», но в 2006 году уволился. При увольнении Виктор и Елена и подписали договор, который уже многие годы исследуют в различных судах и не только российских. Дело в том, что экземпляр приложения к нему, на который ссылался Виктор Батурин при обращении в суд, существенно отличается от того экземпляра приложения, который остался у Елены Батуриной.

И уже многие годы брат с сестрой обвиняют друг друга в фальсификации документов.

Из экземпляра, представленного Виктором Батуриным в Арбитражный суд, следовало, что Елена Батурина имела право на распоряжение лишь 75 процентами акций «Интеко», в то время как 25 процентов оставались в собственности брата. В рассмотрении иска суд тогда Батурину отказал, посчитав, что он не является акционером «Интеко». Однако теперь, спустя почти 10 лет, следователи вдруг возбудились по 159-й статье.

Елена Батурина уже однажды одерживала тактическую победу в битве с братом: в 2013 году Гагаринский районный суд приговорил Виктора Батурина к семи годам колонии, признав его виновным в совершении мошенничества с векселями, которые тот требовал оплатить. Но 22 января 2016 года Виктор Батурин освободился из колонии по УДО и снова «пошел войной» на сестру. При этом, не только в России, но и в Австрии, по месту регистрации ее основных активов. Теперь спорный договор между братом и сестрой Батуриными исследует земельный суд австрийского города Инсбрук. Елена с Виктором не раз лично присутствовали на судебных заседаниях.

В феврале этого года в судебной тяжбе, продолжающейся в Австрии уже четвертый год, произошло событие, резко увеличившее шансы Виктора получить от сестры 13 миллиардов рублей: австрийский эксперт-криминалист Кристиан Графль завершил почерковедческое и документоведческое исследование образцов, представленных в суд сторонами, проведя даже спектральный анализ чернил, и пришел к выводу, что подписи Елены Батуриной на обоих экземплярах документов сделаны одной рукой. А вот подпись Виктора Батурина на экземпляре договора Елены Батуриной, по мнению австрийского эксперта, сделана не ее братом.

Елена Батурина. Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Елена Батурина. Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Экспертиза была заказана, когда к судебной тяжбе в Австрии на стороне Виктора Батурина подключилась входящая в «Альфа-групп» компания А1, которая оказывает комплексные финансовые и юридические услуги в западных юрисдикциях. Это произошло в 2018 году, тогда компания после изучения всех документов сделала официальное заявление о том, что «Елена Батурина имеет долг перед своим братом Виктором Батуриным за 25% акций «Интеко».

И вот сейчас, когда судебная тяжба в Австрии вышла на финишную прямую, Виктор Батурин оказался в российской тюремной камере, и уже не сможет лично присутствовать на судебных заседаниях в Инсбруке.

Пикантный момент. Деяние, совершенное Виктором Батуриным и ставшее основанием для возбуждения нынешнего уголовного дела, имело место 4 октября 2011 года. Именно в этот день он подал иск в Арбитражный суд Москвы. И 4 октября 2021 года истекает срок исковой давности по ч. 4 ст. 159, которая инкриминируется брату Елены Батуриной. То есть в течение ближайших трех месяцев следствие должно завершить расследование, а суд — рассмотрение дела.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow