Комментарий · Культура

Предъявы

Чем объяснить нынешнюю волну агрессии по «внешнему признаку»? За серьги, волосы, одежду? Отвечает эксперт

15:54, 19 июня 2021Ян Шенкман, обозреватель

6931

15:54, 19 июня 2021Ян Шенкман, обозреватель

6931

Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

В новостной ленте такого много, это происходит прямо сейчас: в Питере двое кавказцев избили мальчика за серьгу в ухе, в Астрахани толпа избила битой двух парней за длинные волосы, в Зеленограде курьер избил подростков за цвет волос… Примеров, к сожалению, много. Первая ассоциация — Мальчик Бананан из «Ассы», у которого сорвали серьгу, а потом и вовсе убили. 

Похожа ли нынешняя волна агрессии «по внешнему признаку» на то, что было в 80-е? И чем вообще вызвана эта вспышка насилия? Отвечает Миша Бастер, автор сборника интервью «Хулиганы-80», специалист по субкультурам и неформальным движениям.

карточка эксперта

Миша Бастер — художник-график, автор серии антропологических и искусствоведческих статей, посвященных андеграунду, специалист по субкультурам и неформальным движениям.


— Не могу сказать, что ассоциация очень точная. Мальчик Бананан жил в другой социально-экономической ситуации. И наезжали на него не столько гопники и милиция, сколько воры, цеховики. А воровская субкультура всегда очень нервно реагировала на внешний вид, не соответствующий их кодам. Именно это мы видим в фильме «Асса»: блатной в камере гасит неформала. Главная претензия — гомосексуализм, который якобы следует из ношения серьги. Нормальный человек в их понимании не может так выглядеть.

Актер Сергей Бугаев, сыгравший роль Бананана в фильме режиссера Сергея Соловьева «Асса», 1988 год. Фото: РИА Новости

То, что в Питере парня били именно кавказцы, случайность, но эта тема очень важна в культуре кавказских народов. Это сохраняется с невероятно древних времен: законсервированный, анально огороженный мужчина — вот как надо, вот символ мужественности. Другое дело, что в Москве 70–80-х уличных разборок по этому принципу не было. Да, были, скажем, грузинские воры, но это не уличная история. А обычные торговые люди делали дела, торговали гвоздиками, арбузами и абхазскими мандаринами. И заниматься такой ерундой им было просто неинтересно.

А деньги прогуливали в кабаках. И вот там действительно могли быть конфликты, выяснение отношений с фарцовщиками. И те и другие выпендривались и модничали, порой это выглядело как конфликт трендов — «Феличита» против «лезгинки». Для кабаков это характерно, для улицы — нет. На улице, наоборот, гопота могла наехать на кавказца. А местное население предъявляло и гопоте, и неформалам, и грузинам — в разной степени и за разное. Вплоть до насилия. Москвичи легко вписывались в это дело в своих дворах.

С тем, что происходит сейчас, это сложно сравнить. Ситуация изменилась в корне. 

Читайте также

Читайте также

За серьгу — в ухо

В Петербурге подростка избили на улице. Защитники духовности уже объявили, что воспитывать готовы и подростка с серьгой, и нападавших

Изменился быт, снята часть социальных противоречий, изменились режим и страна. Субкультурные войны имели под собой мощное экономическое основание. В СССР вещи значили болезненно много из-за дефицита и вещизма. Гопники из пригородов и депрессивных городов приезжали бить московских панков и хиппи не столько по идейным соображениям, сколько потому, что не могли позволить себе такие вещи, такую одежду, как у них. Отсюда слово «обуть» — в Москву приезжали переобуться, достать хорошие вещи. Это так и называлось — операция «Гардероб». Причем далеко не всегда одежду брали себе, часть вещей продавали.

Московские панки. Середина 1990-х годов. Фото: РИА Новости

А сейчас этих комплексов нет. Сейчас эти вещи, атрибуты субкультурности более или менее может позволить себе каждый второй. Они уже давно утратили культовый статус. Джинсы — это просто джинсы, косуха — просто косуха. Никому и в голову не придет, что если у тебя косуха — ты байкер. Косухи теперь носят и женщины как атрибут моды, а не моторокерского культа. С серьгой у мужчин — то же самое. В 80-х существовал миф про серьги как атрибут гей-культуры, потом этот миф рассеялся, появился новый — что в левом носить можно, а если в правом, то — гей. Сейчас этих легенд нет, но есть новые мифы — про казацкие, пиратские серьги. Серьги — модный аксессуар.

Есть пример и более близкий по времени, из конца девяностых — начала нулевых, когда вовсю шли уличные войны между бонами и антифа. Интересно, что культурные коды поначалу у них практически совпадали. Например, и те и другие носили мартинсы. Только одни с белыми шнурками, другие с красными. И из-за цвета шнурков можно было нарваться на очень серьезные неприятности. Но прошло всего каких-то пятнадцать лет, обстановка изменилась, и шнурки утратили свою важность, свой символический смысл. Спросите тех, кто так ходит, — они, скорее всего, вообще не в курсе, что это значит.

Индустрия переварила субкультурность и сделала ее товаром, перевела в сферу энтертэйнмента.

Интернет учит нас тому, что можно выглядеть и так, и эдак, и еще ста пятнадцатью способами. Люди, даже в регионах, уже привыкли к разнообразию, а в столицах подавно. Тот же интернет сублимировал уличную агрессию, 80 процентов насилия ушло в цифру. Если раньше отношения выясняли на улицах, то сейчас в основном в чатах и соцсетях.

Но до конца насилие не ушло и никогда не уйдет, просто потому, что человек — животное агрессивное. Как только падает культурный уровень (а он упал очень сильно) и проваливается экономика, агрессия сразу выплескивается в быт и на улицу. А цепляться за одежду и неформальный вид, предъявлять за мнимое гейство, использовать риторику советского уголовного мира — это фантомная боль, атавизм. Сознание, а тем более подсознание общества меняется гораздо медленнее, чем жизнь вокруг. Все уже другое, мир другой, а инстинкты остались те же. Реальных оснований докапываться до ближнего нет, как ни ищи, но вот раздражает, и все. Не за серьгу, так за что-то другое зацепились бы. Человек, который хочет подраться, повод всегда найдет. Просто к внешнему виду придраться легче, привычнее. Сколько поколений так делало, это так просто не вытравишь.

Но есть и другая причина — промывка мозгов. Когда одни люди начинают мочить других, ищите, кому это выгодно. Как только возникают экономические проблемы, всегда находятся политики и драйверы, цепляющие недовольную и закомплексованную молодежь. Так было и с РНЕ*, и с футбольными фанатами в 90-х.

Участник «Русского марша» в Санкт-Петербурге, 2009 год. Фото: Вадим Жернов / ИТАР-ТАСС

Ленинградские панки, которые в начале 80-х называли себя битниками (с ними, кстати, тусовался и Цой), выглядели странно, вели себя диковато, но с простыми людьми находили общий язык легко. Дурачки, дебилы, но свои, ничего страшного — так их воспринимали. Но когда про панков стали говорить по телевизору, когда о них начали писать газеты и журналы, вот тогда началось. И только когда агрессивные неформалы продолбили и отжали свои темы, в том числе и на улицах, когда о них стали снимать кино, когда к ним немного привыкли, только тогда население, напуганное внезапным субкультурным изобилием, успокоилось.

На мой взгляд, сейчас происходит примерно то же. Плевать всем было на этих несчастных хипстеров и околохипстеров. Ну чудики, странненькие, но никому не вредят. Но если заморочиться и объяснить людям, что это чужие, что это рассадники вражеского влияния, тогда уже не плевать.

И есть третья причина, связанная со второй, — непосредственное участие молодежи в политике. В предыдущее десятилетие политика была все-таки более или менее уделом старшего поколения, тридцать плюс. А дело молодежи — учиться, веселиться и потреблять. Сейчас же молодежь с точки зрения власти, да и в реальности тоже — главная протестная сила, протестный электорат. А выглядит она на сегодняшний день ну вот так.

Эти антимолодежные настроения шли сверху и не сразу, постепенно, спустя годы, завладели широкими слоями нашего населения. Теперь в «молодежном» внешнем виде люди видят не просто странность и выпендреж, а еще и угрозу устоям, миру, в котором они живут.

Комплекс всех этих причин и работает, когда один человек бьет другого за цветные татуировки, самокат, серьгу или зеленые волосы.

*Организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ.

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#субкультуры #атрибутика #агрессия #одежда #андерграунд

важно

15 часов назад

Что произошло за день 19 июня. Коротко

Опрос

В России объявили принудительную вакцинацию, одновременно стал расти черный рынок прививочных сертификатов. Как вы поступите?

Мнение читателей «Новой» в анонимном опросе
Slide 1 of 6

выпуск

№ 65 от 18 июня 2021

Slide 1 of 6
  • № 65 от 18 июня 2021

Топ 6

1.
Сюжеты

Прости, Юра, мы тут наснимали Скандал в «Роскосмосе»: космонавт Крикалев лишился должности исполнительного директора из-за несогласия с планами отправить на МКС актрису Юлию Пересильд и режиссера Клима Шипенко

759465

2.
Сюжеты

Мы его нашли! Браконьером, выложившим надпись «Чукотка 2021» трупами полутора сотен птиц, оказался депутат-единорос из Магадана Александр Крамаренко

546836

3.
Расследования

ЭпиВакАфера В прививочных кабинетах начали заменять вакцину «Спутник» препаратом «ЭпиВакКорона», не предупреждая пациентов

169759

4.
Комментарий

Вот и вето наступило Путин неожиданно отказался подписывать один из новых цензурных законов: что это было?

168659

5.
Комментарий

«Какие ваши доказательства?» Американцы — об интервью Путина накануне встречи с Байденом

134339

6.
Сюжеты

100 тысяч рублей за убийцу «Новая газета» объявляет сезон охоты на браконьеров. За информацию об охотнике, сделавшем фото на фоне трупов полутора сотен птиц, мы гарантируем вознаграждение

132229

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera