В небольшой картонной коробке с надписью «Shirota-100» — сто открыток с репродукциями картин 42 художников. Большинство из них живут в психоневрологических интернатах, некоторые лишены дееспособности, и привезти их на собственный вернисаж бывает проблематично: все зависит от позиции опекуна — интерната.
Проект «Широта и Долгота» создан для поиска и поддержки талантливых художников, которым самим не пробиться. Его куратор Наталья Петухова — сотрудник Русского музея, несколько лет руководила арт-студией благотворительной организации «Перспективы» в ПНИ № 3. Она предпочитает называть искусство своих подопечных «миноритарным» или «творчеством особых людей». Потому что либо искусство есть, либо его нет. А уж какой человек его создал — в инвалидной коляске, бездомный инвалид из приюта, человек с аутизмом или ментальными проблемами — разве это так важно? Именно поэтому «Широта и Долгота» сразу избрала себе девизом слова «Искусство повсюду» и следует ему.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
На коробке-каталоге два посвящения — художникам Антонине Алексеевой, больше известной как баба Тоня, и Ильгару Наджафову. Их не стало в ковидный год.
Баба Тоня жила в Покровской общине для бездомных инвалидов. Ей было много лет — родилась в 1939-м в многодетной семье, не смогла получить образования, с юности много и тяжело работала, в 80-е потеряла и мужа, и сына. Осталась без жилья. Она не помнила, как попала в приют… В приюте баба Тоня начала рисовать. Ее дароказался столь радостным и ярким, что кажется, будто она сама побывала в экзотических странах. Руководитель арт-студии в Покровской общине Ольга Конышева помнит, как баба Тоня начала рисовать. Ольга предложила для начала работать только черным фломастером и лишь потом переходить к цвету. Баба Тоня отказалась, достала свою губную помаду и расцветила рисунок — ведь яблоки не могут быть черно-белыми, у них должны быть красные спелые бока.
Ильгар Наджафов в последнее время жил в тренировочной квартире «Перспектив» в Петергофе, мечтал поехать в свой родной Баку, повидаться с родными. Ильгар умер 10 января от коронавируса в Николаевской больнице в Петергофе. При жизни он часто говорил, что хочет «двигаться только вперед, а коридору смерти сдаваться нельзя». Ильгар рисовал — его выставки проходили в Петербурге и Германии, играл в театре — в Международном проекте «Театр без границ». Играя Гамлета, он страстно желал, чтобы принц остался жить. Леонид Цой, психолог, социолог, участник проекта «Широта и Долгота», так написал тогда на смерть Ильгара: «Умер Ильгар Наджафов, мой друг и один из самых талантливых художников, которых я знаю.
Его картины говорят, что в жизни присутствует некая неустранимая радость и чудо».
Работы Юрия Зеленко случайно обнаружили в ПНИ № 1 в Зеленогорске волонтеры благотворительной организации «Дети Павловска». Они увидели его рисунки на стенах, разыскали немолодого Юру, передвигавшегося на коляске. Он обрадовался, пригласил к шкафу, где лежали измятые и рваные, небрежно засунутые в мусорные мешки листы — в основном тонкие лиричные портреты. Юра успел побывать в галерее «Борей» на своей персональной выставке «Человечные» в 2014 году, в 2017-м его работы наряду с другими картинами художников проекта увидели зрители Уральской биеннале современного искусства. Юра не дожил до 65-летия и не увидел своей второй персональной выставки, устроенной минувшей зимой в книжном магазине «Во весь голос»…
Подробнее о проекте, его создателях и его художниках, а также об арт-студиях в интернатах можно узнать на сайте.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68