Сцена из оперы «Опричник» в постановке Михайловского театра. Фото: Стас Левшин / для «Новой»
Представление началось задолго до третьего звонка. Худрук театра Владимир Кехман в демоническом образе Ивана Грозного смотрел с премьерной афиши, эпатируя и интригуя будущую публику. А то обстоятельство, что в качестве режиссера был приглашен Сергей Новиков — начальник Управления президента России по общественным проектам, сделало премьеру априори событийной.
У «Опричника» уникально несчастливая сценическая судьба. К нему обращаются редко и, как правило, с неясной творческой мотивацией. Оконченная Чайковским весной 1872 года, опера с огромным трудом была пристроена в Императорский Мариинский театр лишь через два года после создания. Тогда «Опричником» дирижировал Направник, но и это обстоятельство не распахнуло опере двери других театров.
Нынешняя постановка Михайловского театра — единственная оперная премьера за два года. Театр сегодня находится в непростой ситуации: ковид убил музыкального руководителя театра Александра Ведерникова — талантливейшего дирижера, с которым у коллектива были связаны большие надежды. Ныне у театра есть и музыкальный руководитель (Алевтина Иоффе), и главный дирижер (Александр Соловьев). Но
как этот тандем функционирует на практике в вопросе формирования творческой концепции, неясно. Вернее, надо честно признать — никак.
Режиссер постановки — начальник Управления президента России по общественным проектам Сергей Новиков. Фото: Стас Левшин / для «Новой»
Вся полнота власти сосредоточена в руках худрука Владимира Кехмана безо всякого намека на плюрализм, а кадровое решение (Иоффе — Соловьев) лишь иллюстрирует модное и теперь маниакально-обязательное для западноевропейских и американских оперных домов гендерное равноправие.
«Опричник» достался Александру Соловьеву. Он радикально переформатировал партитуру к постановке. Ради сокращения хронометража, сделав немало купюр и даже рокировку некоторых сцен. Но сказать, что из-за этого опера лишилась «божественных длиннот», было бы преувеличением. Хотя в мелодических очертаниях многих фраз и в построении ансамблей угадывается то,что годы спустя станет фирменным стилем композитора и найдет гениальную завершенность в его поздних оперных шедеврах — «Евгении Онегине» и «Пиковой даме».
Так, например, в причитаниях Захарьевны (Анна Буслидзе) явно проступают черты будущей Няни в «Евгении Онегине», а в сцене в девичьей — эпизод девичника из «Пиковой дамы» с ключевым «жестоким романсом» и полярной ему азартной плясовой. В партии главной героини, боярышни Натальи, то и дело звучат протоинтонации Татьяны, Лизы и даже Иоланты. Особенно ценны оркестровые фрагменты оперы, где проступают, еще крайне застенчиво, черты Чайковского — гениального симфониста. Но для успеха оперы сегодня этого недостаточно, как и того, что продолжительность спектакля в остатке — около трех часов.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Фото: Стас Левшин / для «Новой»
Было бы слишком просто, если бы лишь с помощью ножниц, опере можно было придать динамичность и стройность повествования. Чайковский-либреттист многократно уступал Чайковскому-композитору. А кровавый сюжет одноименной трагедии Ивана Лажечникова он лично пересказал для своей оперы, погрузив публику в жестокую историю становления российской государственности, где национальный колорит и множество красивых хоровых сцен только подчеркивают весь ужас происходящего во времена Грозного правления: дочь отреклась от отца, сын — от матери, мать — от сына.
Неслучайно опричников называли еще «кромешниками». Иван Грозный самодержавно правил 37 лет (номинально 50 лет), из которых опричники просуществовали всего семь. Но годы насилия, грабежей, убийств и прочего, как сегодня сказали бы, беспредела, оставили глубокий след в исторической памяти народа. Ведь опричники были поставлены царем «окромя всех остальных»: получили исключительную власть, оказавшись не просто «вне», а «над» законом. Известно, что даже судам Грозный направил грамоту, что если в споре участвует опричник, то судить надо в его пользу.
Опричники могут творить всё, что хотят! И понятие «опричнины» до сих пор на устах.
На первый взгляд, Сергей Новиков, который не в первый раз ставит оперу (была «Русалка» Даргомыжского в полуконцертной версии, «Иоланта» Чайковского в «Геликоне», будет «Лакме» Делиба в Красноярске и «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева в Уфе), сделал из «Опричника» максимально консервативный спектакль. Этот рутинерский подход более всего манифестирован в костюмах и декорациях — пейзажи Москвы и Александровской слободы XVI века и наряды героев (сценография Александра Купаляна) и в придачу по-музейному роскошные кокошники и «парчовые» кафтаны, «холщевые» сарафаны, черные плащи опричников, а также бутафория: установка для пыток, кандалы и огромное количество ножей и сабель, секир, копьев, ножей и плетей, а также иконы, киот, иконостас. Одним словом: дорого-богато. Буклетно-рекламная красота спектакля делает эту эпоху обманчиво привлекательной, если бы не припасенные режиссером исторические напоминания. Самое яркое и парадоксальное, когда, вроде бы летом, боярыню Морозову везут по сцене на санях(!), как на знаменитом полотне Василия Сурикова.
Оркестр в целом звучит мощно и стройно, но не всегда в балансе с солистами, а главное, не смыслообразующе. Женские партии в исполнении меццо-сопрано Екатерины Егоровой (Морозова) и сопрано Валентины Феденевой (Наталья) оказались центровыми и самыми интересными как в драматическом, так и в певческом воплощении.
Фото: Стас Левшин / для «Новой»
Самым любопытным оказалось решение образа царского фаворита (и, как убеждают некоторые историки, его любовника) Басманова: партия написана Чайковским для альта, однако в этом спектакле роль отдана контртенору Вадиму Волкову, вокальная линия которого еще не очень ровная, но образ — в «десятку». Еще одна замечательная работа в спектакле: предводитель опричников князь Вяземский — Алексей Тихомиров, в чьем исполнении масса «мефистофельского» куража и обаяния, отчего становится особенно не по себе, а бессловесное явление в финале царя и вовсе производит впечатление устрашающего предзнаменования.
Все-таки незаслуженно забытые произведения возникают крайне редко. И «Опричник» не тот случай. Но опера о том, как вседозволенность и узаконенная безнаказанность разрушают человека, поставленная начальником Управления президента, пусть ради работы над спектаклем, взявшим отпуск, читается как предупреждение. История имеет свойство повторяться…
Мария Бабалова, специально для «Новой»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68