Комментарий · Культура

«Опричник» из президентского управления

Вседозволенность и безнаказанность разрушают: премьера ранней оперы Чайковского в Михайловском театре

Этот материал вышел в № 71 от 2 июля 2021
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 71 от 2 июля 2021

08:45, 18 июня 2021«Новая газета», редакция
views

8399

08:45, 18 июня 2021«Новая газета», редакция
views

8399

Сцена из оперы «Опричник» в постановке Михайловского театра. Фото: Стас Левшин / для «Новой»

Представление началось задолго до третьего звонка. Худрук театра Владимир Кехман в демоническом образе Ивана Грозного смотрел с премьерной афиши, эпатируя и интригуя будущую публику. А то обстоятельство, что в качестве режиссера был приглашен Сергей Новиков — начальник Управления президента России по общественным проектам, сделало премьеру априори событийной.

У «Опричника» уникально несчастливая сценическая судьба. К нему обращаются редко и, как правило, с неясной творческой мотивацией. Оконченная Чайковским весной 1872 года, опера с огромным трудом была пристроена в Императорский Мариинский театр лишь через два года после создания. Тогда «Опричником» дирижировал Направник, но и это обстоятельство не распахнуло опере двери других театров.

Нынешняя постановка Михайловского театра — единственная оперная премьера за два года. Театр сегодня находится в непростой ситуации: ковид убил музыкального руководителя театра Александра Ведерникова — талантливейшего дирижера, с которым у коллектива были связаны большие надежды. Ныне у театра есть и музыкальный руководитель (Алевтина Иоффе), и главный дирижер (Александр Соловьев). Но

как этот тандем функционирует на практике в вопросе формирования творческой концепции, неясно. Вернее, надо честно признать — никак.

Режиссер постановки — начальник Управления президента России по общественным проектам Сергей Новиков. Фото: Стас Левшин / для «Новой»

Вся полнота власти сосредоточена в руках худрука Владимира Кехмана безо всякого намека на плюрализм, а кадровое решение (Иоффе — Соловьев) лишь иллюстрирует модное и теперь маниакально-обязательное для западноевропейских и американских оперных домов гендерное равноправие.

«Опричник» достался Александру Соловьеву. Он радикально переформатировал партитуру к постановке. Ради сокращения хронометража, сделав немало купюр и даже рокировку некоторых сцен. Но сказать, что из-за этого опера лишилась «божественных длиннот», было бы преувеличением. Хотя в мелодических очертаниях многих фраз и в построении ансамблей угадывается то,что годы спустя станет фирменным стилем композитора и найдет гениальную завершенность в его поздних оперных шедеврах — «Евгении Онегине» и «Пиковой даме».

Так, например, в причитаниях Захарьевны (Анна Буслидзе) явно проступают черты будущей Няни в «Евгении Онегине», а в сцене в девичьей — эпизод девичника из «Пиковой дамы» с ключевым «жестоким романсом» и полярной ему азартной плясовой. В партии главной героини, боярышни Натальи, то и дело звучат протоинтонации Татьяны, Лизы и даже Иоланты. Особенно ценны оркестровые фрагменты оперы, где проступают, еще крайне застенчиво, черты Чайковского — гениального симфониста. Но для успеха оперы сегодня этого недостаточно, как и того, что продолжительность спектакля в остатке — около трех часов.

Фото: Стас Левшин / для «Новой»

Было бы слишком просто, если бы лишь с помощью ножниц, опере можно было придать динамичность и стройность повествования. Чайковский-либреттист многократно уступал Чайковскому-композитору. А кровавый сюжет одноименной трагедии Ивана Лажечникова он лично пересказал для своей оперы, погрузив публику в жестокую историю становления российской государственности, где национальный колорит и множество красивых хоровых сцен только подчеркивают весь ужас происходящего во времена Грозного правления: дочь отреклась от отца, сын — от матери, мать — от сына.

Неслучайно опричников называли еще «кромешниками». Иван Грозный самодержавно правил 37 лет (номинально 50 лет), из которых опричники просуществовали всего семь. Но годы насилия, грабежей, убийств и прочего, как сегодня сказали бы, беспредела, оставили глубокий след в исторической памяти народа. Ведь опричники были поставлены царем «окромя всех остальных»: получили исключительную власть, оказавшись не просто «вне», а «над» законом. Известно, что даже судам Грозный направил грамоту, что если в споре участвует опричник, то судить надо в его пользу.

Опричники могут творить всё, что хотят! И понятие «опричнины» до сих пор на устах.

На первый взгляд, Сергей Новиков, который не в первый раз ставит оперу (была «Русалка» Даргомыжского в полуконцертной версии, «Иоланта» Чайковского в «Геликоне», будет «Лакме» Делиба в Красноярске и «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева в Уфе), сделал из «Опричника» максимально консервативный спектакль. Этот рутинерский подход более всего манифестирован в костюмах и декорациях — пейзажи Москвы и Александровской слободы XVI века и наряды героев (сценография Александра Купаляна) и в придачу по-музейному роскошные кокошники и «парчовые» кафтаны, «холщевые» сарафаны, черные плащи опричников, а также бутафория: установка для пыток, кандалы и огромное количество ножей и сабель, секир, копьев, ножей и плетей, а также иконы, киот, иконостас. Одним словом: дорого-богато. Буклетно-рекламная красота спектакля делает эту эпоху обманчиво привлекательной, если бы не припасенные режиссером исторические напоминания. Самое яркое и парадоксальное, когда, вроде бы летом, боярыню Морозову везут по сцене на санях(!), как на знаменитом полотне Василия Сурикова.

Оркестр в целом звучит мощно и стройно, но не всегда в балансе с солистами, а главное, не смыслообразующе. Женские партии в исполнении меццо-сопрано Екатерины Егоровой (Морозова) и сопрано Валентины Феденевой (Наталья) оказались центровыми и самыми интересными как в драматическом, так и в певческом воплощении.

Фото: Стас Левшин / для «Новой»

Самым любопытным оказалось решение образа царского фаворита (и, как убеждают некоторые историки, его любовника) Басманова: партия написана Чайковским для альта, однако в этом спектакле роль отдана контртенору Вадиму Волкову, вокальная линия которого еще не очень ровная, но образ — в «десятку». Еще одна замечательная работа в спектакле: предводитель опричников князь Вяземский — Алексей Тихомиров, в чьем исполнении масса «мефистофельского» куража и обаяния, отчего становится особенно не по себе, а бессловесное явление в финале царя и вовсе производит впечатление устрашающего предзнаменования.

Все-таки незаслуженно забытые произведения возникают крайне редко. И «Опричник» не тот случай. Но опера о том, как вседозволенность и узаконенная безнаказанность разрушают человека, поставленная начальником Управления президента, пусть ради работы над спектаклем, взявшим отпуск, читается как предупреждение. История имеет свойство повторяться…

Мария Бабалова, специально для «Новой»

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#петербург #спектакль #операция #михайловский театр #кехман #чиновники #иван грозный

важно

3 часа назад

Экс-сотрудника ЮКОСа Пичугина вывезли из колонии «Черный дельфин» в неизвестном направлении

важно

8 часов назад

В Москве закончилась вакцина от коронавируса «ЭпиВакКорона»

важно

13 часов назад

Собянин объявил о старте ревакцинации в Москве препаратом «Спутник Лайт»

Подписывайтесь!

выпуск

№ 71 от 2 июля 2021

Slide 1 of 6
  • № 71 от 2 июля 2021

Топ 6

1.
Колонка

Граждане, послушайте меня Директор знаменитой московской школы «Класс-Центр» Сергей Казарновский диктует из палаты ковидного отделения одной из московских больниц

views

167021

2.
Портрет явления

Каникулы срочного режима Военкоматы Москвы летом начали забирать на службу в армию учащихся лучших вузов столицы. Студенты и правозащитники рассказывают, как устроена «палочная система» призыва

views

130450

3.
Расследования

Карты не сходятся Как сотни гектаров земель Минобороны незаметно для военных оказались в собственности частных лиц и практически даром?

views

126577

4.
Интервью

Космическая пыль Бессмысленный пиар и поиск «русофобов» вместо развития технологий. Российские космонавты откровенно рассказывают о кризисе в ведомстве Рогозина

views

96403

5.
Сюжеты

Путевка во взрослую смерть В Петербурге в разгар эпидемии коронавируса прошел праздник выпускников «Алые паруса». Просто посмотрите, как это было

views

70606

6.
Сюжеты

Мочить сатиру В России объявили охоту на комиков: их бьют, судят и заставляют эмигрировать

views

70621

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
close

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera