Рецензия · Культура

«И все-таки — раздавил. Тиран!»

«Кабала святош» в постановке Семена Спивака — об отношениях со Сталиным и не только

прямо сейчас

0

прямо сейчас

0

«Кабала святош», сцена из спектакля. Фото: Юлия Кудряшова

Начало июня в театральном календаре Санкт-Петербурга ознаменовалось празднованием 40-летия Молодежного театра на Фонтанке и 70-летия его художественного руководителя Семена Спивака. Хотели отметить в срок — 14 января 2020-го, но помешал локдаун. Он же задержал выпуск премьеры — спектакля «Кабала святош/Мольер». Репетировали два года и с выпуском подгадали к 130-летию со дня рождения автора — Михаила Булгакова. Еще одна дата — 30 лет с момента, как Спивак переступил порог своего театрального дома в Измайловском саду. Цифры выстроились в ряд, как на параде планеты.

Чиновных персон на посвященном круглым датам вечере оказалось немного. Приветствий труппе и ее худруку — тоже, список вручаемых грамот и дипломов в некоторой степени компенсировал отсутствие полноценного внимания со стороны властей предержащих и городской общественности. Хотя Театр на Фонтанке, укрытый от берега реки решетчатыми воротами Измайловского сада, после отмены жесткого карантина дает фору многим собратьям. Зрители осаждают обе его сцены — старую и новую — с завидной настойчивостью, по-другому здесь не бывает. Главный подарок — от них. Они сами.

Сад, дом, семья — вот ряд понятий, сполна характеризующих Театр на Фонтанке, многое проясняющих в особом — несуетном и неброском — положении его на театральной карте Санкт-Петербурга. Сады то и дело вырубаются, дома продаются, семейные узы разрушаются. Человека — забывают.

В Театре-доме на Фонтанке чтят традиции, сохраняют достоинство, не спешат во что бы то ни стало на месте вековых аллей Измайловского «понасажать цветочков, цветочков…» — как говорит одна из чеховских героинь.

Репертуар ведомой Семеном Спиваком труппы напоминает добрую классическую библиотеку, любая книга оттуда читается с трепетом и внимательно, взятая вслед — прочитанную «продолжает» новыми главами. Случайных нет. То же — на сцене, где персонажей не сводят вопреки смыслам, не заставляют ходить колесом, подбирая упавшие одежды, прятаться за чуждыми масками и намеренно развлекать. Спектакли Спивака образуют тематический ряд, взаимодействуют и резонируют меж собой, открывая картину текущего времени в деталях и подробностях: через душевные вибрации персонажей, казалось бы, бесконечно далеких друг от друга, но неожиданно обретающих родство.

Сергей Яценюк в роли Захарии Муаррона. Фото: Юлия Кудряшова

Персонаж у Спивака — не схема, не функция, не фигура почитаемых ныне инсталляций и перформансов, помещенных на традиционную сцену.

Он — живой человек, взятый в оборот или застигнутый врасплох сегодняшним днем. В старомодности и презрении к авангардным течениям, вопиющих о себе изо всех углов, театральную семью с левого берега Фонтанки не обвинишь. Зато скажешь, что она уверенно и без острастки смотрит на берег правый, где возвышается БДТ имени Георгия Товстоногова. Товстоногов и созданный им театральный мир для «спиваков» — идеал, этому миру они не дают пропасть. За это их любит зритель.

У пьесы «Кабала святош», впервые поставленной в МХТ в 1936 году и изъятой из репертуара после семи представлений, судьба складывалась отнюдь не безмятежно. Тема «художник и власть» (соответственно, Жан-Батист Мольер и король Людовик XIV) выставляла препоны пьесе с самого начала, в ней легко угадывался прямой намек на отношения Булгакова со Сталиным («Всю жизнь я ему лизал шпоры и думал только одно: не раздави. И вот все-таки — раздавил. Тиран!»), и она же своей неотменяемостью во времени продвигала «Кабалу» на верхние строчки репертуара — что в БДТ, что во МХАТе, что во многих других театрах Отечества. В «Кабале» на хитром историческом примере Булгаков вывел матрицу государственного устройства, это — пьеса-зеркало: все зависит от того, кто, как и когда в него смотрит и что видит в отражении.

Спивак видит себя. Поручив роль Сергею Барковскому — актеру-философу и актеру-эксцентрику, он пишет с его помощью свой собственный портрет: худрука театра, педагога театральной мастерской (многие из учеников Спивака по РГИСИ — петербургской цитадели актерских кадров — входят в труппу, с 1999 года — три выпуска), отца талантливой дочери (Эмилия Спивак в спектакле о Мольере не участвует) etc. Сходство, особенно для тех, кто знает натуру режиссера, выходит поразительным. Но и без него можно понять, что тут собрано, открыто как на ладони, все, чем живет исключительно он — Спивак. Что его волнует, заставляет парить и ударяться оземь, подниматься, править спусковые механизмы часов, чтобы не выпасть из времени, сопротивляться хвале и клевете, равнодушию, держать спину, оберегать огонь в очаге, строить дом.

Сергей Барковский в роли Мольера. Фото: Юлия Кудряшова

Барковский интонацию держит виртуозно: такого необычного Мольера — сильного и слабого одновременно, рефлексирующего, жесткого и беззащитного, уставшего и вытворяющего кульбиты, молодого и старого — наша сцена, кажется, не видела никогда. Удивительное умение первого артиста труппы, равно как и его замечательных партнеров — Светланы Строговой (Мадлена Бежар), Романа Нечаева (Маркиз де Шаррон) и особенно Сергея Яценюка (Захария Муаррон), проявлять движения души не текстовыми акцентами, а между слов — мгновенной сменой состояний и переборами чувств, превращает «Кабалу» на Фонтанке в симфонию, где интрига уступает место смыслам, конкретный сюжет — картине судьбы: борьба обостряет сознание, конфликт меняет нутро, обстоятельства — взгляды на жизнь.

Вместе с композитором Игорем Корнелюком, художниками Степаном Загробяном (сценография), Софией Загробян (костюмы), Евгением Ганзбургом (свет), режиссером по пластике Игорем Качаевым эту симфонию Спивак разворачивает неспешно и подробно: от красочных зарисовок театрального закулисья — к победительным аккордам финала, когда по сюжету Мольер должен умереть на глазах труппы, во время представления. Но он — «воскресает», пускается в вальс, продолжает игру, и слова летописца Блистательного театра Шарля-Варле Лагранжа о том, что «господин де Мольер, исполняя роль Аргана, упал на сцене и тут же был похищен без покаяния неумолимой смертью», ровным счетом ничего изменить не могут. Спивак не любит сумрачных концовок.

У Мольера Барковского и Спивака есть свой Прокуратор, своя «тайная вечеря» и своя Голгофа.

Прокуратор — Людовик (блестящая работа Андрея Шимко) в сопровождении свиты — шеренги одетых в партикулярные серые костюмы юнцов — брит, подтянут, «вытряхнут» из исторического платья и наряжен на спортивный лад. В руках — ракетка для тенниса, мяч, величиной с ручную бомбу, пролетает рядом с виском Мольера. Его — Великого — в пору узнать и назвать, но он устрашающе скользок, «серое» лицо — как под грим: рисуй что хочешь.

Андрей Шимко (слева) в роли Людовика Великого. Фото: Юлия Кудряшова

«Тайная вечеря» — в сцене покаяния Иуды, ученика Мольера Захарии Муаррона, и тут — простор для воображения, реприза к главному роману Булгакова, к театральному роману Спивака, к истории учительства, оставляющей на сердце свои отметины и требующей — чтобы учить — кажется, одного: умения прощать.

Голгофа жизни и творчества — еще один с ходу считываемый образ, «опубликовать» который Семен Спивак не страшится с первых тактов спектакля.

Ибо откровенен, и в откровенности своей не стесняется дать полный автопортрет на фоне театра, жизни и судьбы. Пространство сцены, поделенное натрое диагоналями, чьи абрисы напоминают лезвие гильотины, может быть, наиболее зримое выражение этой откровенности: миг между прошлым и будущим, острие театральной кабалы, куда добровольно не вступишь без желания понять сущее и его отразить.

Достаточно для того, чтобы отметить все юбилейные даты и за маской худрука показать лицо идеалиста, неисправимо влюбленного в жизнь.

Сергей Коробков — специально для «Новой»

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#театр #спектакль #пьеса #Санкт-Петербург

важно

28 минут назад

В Москве выявили более 9 тысяч новых случаев заражения коронавирусом. Это максимум за все время пандемии

Опрос

В России объявили принудительную вакцинацию, одновременно стал расти черный рынок прививочных сертификатов. Как вы поступите?

Мнение читателей «Новой» в анонимном опросе

важно

19 часов назад

Власти Москвы разрешили предпринимателям отстранять от работы непривившихся сотрудников

Slide 1 of 6

выпуск

№ 65 от 18 июня 2021

Slide 1 of 6
  • № 65 от 18 июня 2021

Топ 6

1.
Сюжеты

Прости, Юра, мы тут наснимали Скандал в «Роскосмосе»: космонавт Крикалев лишился должности исполнительного директора из-за несогласия с планами отправить на МКС актрису Юлию Пересильд и режиссера Клима Шипенко

736318

2.
Интервью

Александр Сокуров: «Остается только перестрелять таких, как я» Неюбилейное интервью выдающегося режиссера — о времени, кино и об удушающей силе немощного авторитаризма

141695

3.
Комментарий

«Какие ваши доказательства?» Американцы — об интервью Путина накануне встречи с Байденом

133295

4.
Сюжеты

100 тысяч рублей за убийцу «Новая газета» объявляет сезон охоты на браконьеров. За информацию об охотнике, сделавшем фото на фоне трупов полутора сотен птиц, мы гарантируем вознаграждение

128816

5.
Репортажи

Приставы у остова Почему адлерский пенсионер застрелил судебных приставов, пришедших сносить гараж, в котором он прожил больше 50 лет. И почему эта трагедия может повториться

123108

6.
Колонка

Цены отморозились Продукты дорожают двузначными темпами. Это – результат действий правительства

120701

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera