Чтение отчетов о дипломатических контактах на высшем уровне, сочиненных пресс-службами якобы для информирования общественности, — заведомо неблагодарное занятие.
Сужу об этом по опыту 20 лет работы в советском ТАСС и еще 30 лет в постсоветской прессе. Помню тщательный подсчет строк в заметке о беседе «дорогого Леонида Ильича» с каким-нибудь Гусаком. А если уж на горячей линии, не дай бог, Никсон, разъяснение словосочетаний, ни о чем не говоривших советскому читателю, поручалось «журналистам» из номенклатуры.
Правда, при отсутствии иной информации и при наличии некоторого опыта нередко удается составить более или менее достверную картину того, о чем говорили обитатели внешнеполитического олимпа. Предполагается, что это все же диалог, то есть вопрос — ответ.
Отчеты Кремля и Евросовета о состоявшемся 7 июня телефонном разговоре между Владимиром Путиным и Шарлем Мишелем создают впечатление, что они о двух разных разговорах.
В одном председатель собрания лидеров стран ЕС от их имени передает президенту России слова осуждения «незаконной, провокационной и деструктивной деятельности России в отношении ЕС, его стран-членов и других государств». Бьет тревогу по поводу того, что «отношения между ЕС и Россией находятся на низком уровне».
В другом (московском) стороны «прагматично обсуждают» возвращение к торговле и инвестициям, в один голос подчеркивают важность взаимодействия в здравоохранении, климатической повестке дня, разрешении региональных конфликтов. Конечно, выделяются «вопросы борьбы с распространением коронавирусной инфекции, включая перспективы сертификации в ЕС российского препарата «Спутник V» и обеспечение условий для взаимных поездок граждан при соблюдении противоэпидемических ограничений».
В первом ЕС настойчиво напоминает о пяти приниципах, определяющих отношение ЕС к России. В их числе — прекращение дестабилизации Украины. Мишель подтвердил «неизменную поддержку Евросоюзом независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины в ее международно признанных границах и подчеркнул долю ответственности России за полное выполнение Минских соглашений».
Во втором — тема Украины где-то на предпоследнем месте. Оба лидера вроде бы согласны, что минский «Комплекс мер» 2015 года остается безальтернативной основой урегулирования. Всего-то! Дело только за Киевом, который должнен для начала установить прямой диалог с Донецком и Луганском и оформить особый статус Донбасса.
Мировая сенсация — вооруженный захват режимом Лукашенко пассажирского самолета, совершавшего внутренний рейс между городами ЕС, — затронута в обеих версиях отчета.
В первой говорится, что председатель Евросовета сообщил о санкциях ЕС против белорусских властей именно из-за этого инцидента и объяснил почему. Напомнил о политических заключенных в Беларуси, о репрессиях и насилии над политическими оппонентами. Кстати, заметил, что Россия могла бы сыграть роль в поддержке инклюзивного национального диалога в этой стране и мирного урегулирования кризиса.
В российской версии — лишь осуждение «предпринятых Евросоюзом дополнительных мер санкционного давления» на Минск (вот почему-то взяли и предприняли!). Сказано, что Путин «подчеркнул контрпродуктивность такого подхода, как и в целом любых попыток вмешательства во внутренние дела этого суверенного государства».
В общем, «все хорошо, прекрасная маркиза!». Главное — с нами разговаривают!
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68