logo
Новая газета
КомментарийКультура
bookmarkДобавить в закладки

Кончилась сказка

Памяти Резо Габриадзе

Этот материал вышел в номере № 62 от 9 июня 2021
Читать
Резо Габриадзе (слева) с Гией Данелией — самым близким другом, с которым они создавали фильмы для себя и для нас, фильмы-шедевры, — на балконе Театра марионеток. Еще довольно молодые. И главное, живые. Фото: Юрий Рост
Резо Габриадзе (слева) с Гией Данелией — самым близким другом, с которым они создавали фильмы для себя и для нас, фильмы-шедевры, — на балконе Театра марионеток. Еще довольно молодые. И главное, живые. Фото: Юрий Рост

Он выдумывал мудрые сказки. Открывал дверь — мол, входите, общайтесь с моими обаятельными и отважными героями, заблуждайтесь радостью, а сам жил снаружи жизнью загадочно осторожной и недоверчивой.

Резо Габриадзе осуществлял свои мечты об ином способе существования:

в блестящих устных и письменных рассказах, частью достоверных, а в основном им самим сочиненных во имя возможной, как ему казалось, но нереализованной правды;

в изящных летящих рисунках (к примеру, цикл «Пушкин за границей»), сделанных с легким чудным даром, и при этом словно походя, бегло (не подумайте, что я этим занимаюсь всерьез);

в маленьких очаровательных скульптурах — чижик-пыжик на Фонтанке, нос майора Ковалева там же, в Питере, герой еврейских анекдотов Рабинович в Одессе — и опять с усмешкой (см., что написано в предыдущих скобках);

в сценариях знаменитых по праву фильмов (здесь серьезно) Георгия Данелия «Не горюй!», «Мимино», «Кин-дза-дза», лент Эльдара Шенгелая, а теперь и сына Левана, обаятельных короткометражек;

в театральных постановках за рубежом с известными в Европе актерами;

с танцовщиками труппы Михаила Барышникова;

и, наконец, в спектаклях созданного им в Тбилиси Театра марионеток.

Этот театр — любовь Резо Габриадзе. Он его строил как хотел. И украшал.

Поставил возле него причудливую, кривую, полную обаяния и вкуса башню с часами и куклами. Рисовал и конструировал своих рукодельных актеров для уникального, постоянно восхищающего мир театрального действа, полного драматизма и юмора.

Ему было комфортно с марионетками. Они позволяли Резо реализовать любую творческую фантазию, не требуя участия в несценической жизни и затрат на человеческие отношения.

Мы радовались и будем продолжать радоваться его месту в нашей жизни: Резо, дорогой, войди в открытую тобой для нас дверь своим поразительно светлым и обаятельным творчеством. Твоим героям будет приятно. А если им будет приятно, то и нам — многим тысячам твоих товарищей почитателей — будет приятно. А если нам всем будет приятно, то мы не забудем тебя, родной мой друг… Я так думаю.

shareprint
Резо Габриадзе (слева) с Гией Данелией — самым близким другом, с которым они создавали фильмы для себя и для нас, фильмы-шедевры, — на балконе Театра марионеток. Еще довольно молодые. И главное, живые. Фото: Юрий Рост
Резо Габриадзе (слева) с Гией Данелией — самым близким другом, с которым они создавали фильмы для себя и для нас, фильмы-шедевры, — на балконе Театра марионеток. Еще довольно молодые. И главное, живые. Фото: Юрий Рост

Он выдумывал мудрые сказки. Открывал дверь — мол, входите, общайтесь с моими обаятельными и отважными героями, заблуждайтесь радостью, а сам жил снаружи жизнью загадочно осторожной и недоверчивой.

Резо Габриадзе осуществлял свои мечты об ином способе существования:

в блестящих устных и письменных рассказах, частью достоверных, а в основном им самим сочиненных во имя возможной, как ему казалось, но нереализованной правды;

в изящных летящих рисунках (к примеру, цикл «Пушкин за границей»), сделанных с легким чудным даром, и при этом словно походя, бегло (не подумайте, что я этим занимаюсь всерьез);

в маленьких очаровательных скульптурах — чижик-пыжик на Фонтанке, нос майора Ковалева там же, в Питере, герой еврейских анекдотов Рабинович в Одессе — и опять с усмешкой (см., что написано в предыдущих скобках);

в сценариях знаменитых по праву фильмов (здесь серьезно) Георгия Данелия «Не горюй!», «Мимино», «Кин-дза-дза», лент Эльдара Шенгелая, а теперь и сына Левана, обаятельных короткометражек;

в театральных постановках за рубежом с известными в Европе актерами;

с танцовщиками труппы Михаила Барышникова;

и, наконец, в спектаклях созданного им в Тбилиси Театра марионеток.

Этот театр — любовь Резо Габриадзе. Он его строил как хотел. И украшал.

Поставил возле него причудливую, кривую, полную обаяния и вкуса башню с часами и куклами. Рисовал и конструировал своих рукодельных актеров для уникального, постоянно восхищающего мир театрального действа, полного драматизма и юмора.

Ему было комфортно с марионетками. Они позволяли Резо реализовать любую творческую фантазию, не требуя участия в несценической жизни и затрат на человеческие отношения.

Мы радовались и будем продолжать радоваться его месту в нашей жизни: Резо, дорогой, войди в открытую тобой для нас дверь своим поразительно светлым и обаятельным творчеством. Твоим героям будет приятно. А если им будет приятно, то и нам — многим тысячам твоих товарищей почитателей — будет приятно. А если нам всем будет приятно, то мы не забудем тебя, родной мой друг… Я так думаю.

shareprint
Выходные данные: Учредитель — ЗАО «Издательский дом «Новая газета». Редакция — АНО «Редакционно-издательский дом «Новая газета». Главный редактор — Муратов Дмитрий Андреевич. Адрес: 101000, Москва, Потаповский переулок, 3, строение 1. 18+. Пользовательское соглашение. Политика конфиденциальности.

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров.