Комментарий · Общество

Накат на самокат

Обяжут ли россиян получать права на электросамокаты?

12:48, 3 июня 2021

457

12:48, 3 июня 2021

457

Фото: РИА Новости

3 июня Следственный комитет и полиция провели обыски в офисах компаний Whoosh, Molnia, Bolt, ScooBee и Red Wheels, специализирующихся на прокате электросамокатов. Оперативные мероприятия идут в рамках расследования уголовных дел о причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ч. 1 ст. 118 УК) и об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ч. 1 ст. 238 УК).

Поводом для возбуждения уголовных дел стали два ДТП, произошедшие в парке культуры Колпино и в Невском районе Санкт-Петербурга: в обоих случаях пострадали дети.

За день до обысков президентский Совет по правам человека обратился в МВД с инициативой законодательно урегулировать использование электросамокатов, моноколес и сигвеев. «Высокая скорость передвижения данных транспортных средств значительно увеличивает риски причинения вреда пешеходам», — заявили в СПЧ. Среди предложений Совета: введение номеров для электротранспорта и ограничение скорости. Фактически электросамокаты предлагают уравнять с мопедами, для вождения которых нужно получать права категории «М».

Обыск на складе одной из компаний по аренде электросамокатов в Петербурге. Фото: Управление Следственного комитета по Петербургу

Быстрые, тихие и доступные электросамокаты начали появляться в городах-милионниках в 2018 году, а к 2021-му — заполонили все крупные города России. Услуги кикшеринга в Москве предоставляет больше двадцати компаний. Число активных пользователей — около полумиллиона человек. Пешеходы привыкли к самокатчикам на тротуарах. Но вот привыкнуть к происшествиям с ними люди не могут.

Развитие кикшеринга привезло с собой новые проблемы: сервисы в пользовательских соглашениях запрещают брать электросамокаты несовершеннолетним и людям, находящимся в состоянии опьянения. Но соблюдение этих правил не контролируют.

Больше слов, чем дела

Впервые о том, что нужно законодательно регулировать кикшеринг, заговорили в 2019 году в Мосгордуме. Депутаты провели круглый стол, на котором обсуждали, нужно ли для управления электросамокатом получать водительское удостоверение, надевать шлемы и подлокотники, и можно ли разрешить движение электросамокатов по автомобильным дорогам. Но никаких решений не приняли.

В 2020 году вопрос подняли на новом уровне — в Совфеде. «Ограничение скорости передвижения на электросамокате — необходимый шаг к регулированию данного вида транспорта», — заявила сенатор Инна Святенко. Ее поддержала депутат Мосгордумы Мария Киселева: «Безопасность должна оставаться абсолютным приоритетом для всех участников дорожного движения. <…> Предложение ограничить скорость электросамокатов и гироскутеров до 20 км/ч представляется мне обоснованным. На СИМ, как их принято называть, москвичи ездят по тротуарам. <…> Тем самым создается риск для тех, кто действительно идет пешком. 20 км/ч — разумный предел».

Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Однако никаких реальных действий и в этот раз принято не было. Между тем МВД заявило, что в 2020 году количество ДТП с участием электросамокатов выросло втрое по сравнению с 2019-м.

Лишь 25 мая этого года Мосгордума и Дептранс постановили организовать «медленные зоны» на территории парков, центральных улиц и других пешеходных зон Москвы. На этих участках скорость самокатов автоматически снижается до 15 км/ч.

Запрещать или совершенствовать?

По мнению ведущего научного сотрудника Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константина Трофименко, законодательные ограничения не решат существующих проблем с электросамокатами.

— Приравнять самокаты к мопедам абсолютно невозможно. Ловить всех самокатчиков и проверять их права — утопия. Если обратиться к цифровым технологиям, то лет через пять камеры смогут распознавать лица, можно будет выделить самокатчиков в отдельную категорию и вменять им штрафы за нарушения ПДД по биометрическим данным, — говорит он. — Я сторонник использования технологий для решения проблемы. Но пока таких технологий нет. А если быстро махать шашкой, можно сделать только хуже.

Трофименко подчеркивает, что прокатные самокаты оснащены устройствами навигации, благодаря этому в Москве есть возможность ограничивать их скорость на пешеходных улицах и в парках.

— Это вполне прогрессивный и действенный метод. Для имеющегося количества шеринговых и личных самокатов инфраструктура Москвы скорее готова, чем нет. Самокаты являются не только средством досуга, но и компонентом транспортной системы в сегменте последней мили, особенно для молодых людей. Это удобно — не нужно пользоваться ни общественным транспортом, ни личным автомобилем. В этом плане они вносят положительную лепту в полезное использование городского пространства.

Фото: РИА Новости

Председатель Волгоградского отделения «Движения автомобилистов России», член Волгоградского штаба ОНФ Армен Оганесян, напротив, считает, что для самокатов нужны жесткие ограничения, а их пользователи должны обязательно знать ПДД.

— Самокаты нельзя пускать на дороги общего пользования и в зоны для променада пешеходов. В пешеходных зонах появляются электросамокаты, скорость которых существенно превышает скорость людей. Так, люди движутся от двух до пяти километров в час, а самокаты — до сорока километров в час. Это создает реальную угрозу. Законы физики никто не отменял, при столкновении будут травмы. Нужно выделить им отдельную инфраструктуру. Но она не готова в России, разве что только в Москве. А в Волгограде — нет. Не думаю, что в этом году вопрос решится, — говорит он.

На скорость решения проблемы влияет «регуляторная гильотина». В январе 2020 года правительство России запустило процесс по реформации устаревших нормативных актов, в том числе ПДД. Теперь для внесения изменений нужно отменить старый нормативный акт и заново принять новый. Принимать решения в области ПДД нужно было «еще вчера», отмечают эксперты. Пока же пробелы в нормативных документах развязывают лихачам руки, так как по закону самокатчик и пешеход равны.

Помимо прочего, вне регуляции остаются личные самокаты. Купленный самокат с номинальной скоростью 15 км/ч в мастерской можно сдать на тюнинг. Новый мотор и мощная батарея могут придать электросамокату скорость автомобиля.

Даже при регулировании шеринговых самокатов и искусственном замедлении их скоростей, наезды на пешеходов и происшествия с электросамокатами на дорогах вряд ли закончатся. Без здравой регуляции и достойной инфраструктуры самокаты будут дальше увеличивать статистику ДТП.

Владислав Фурсов

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#электросамокаты #следственный комитет #транспорт #мосгордума #самокаты #пешеходы

важно

4 часа назад

Россия в течение месяца откажется от доллара в структуре ФНБ

выпуск

№ 59 от 2 июня 2021

Slide 1 of 6
  • № 59 от 2 июня 2021

Топ 6

1.
Сюжеты

«Папа трогал меня, как будто разделывал кусок мяса». 18+ Мария Куфина несколько лет публично рассказывает о сексуализированном насилии со стороны отца. Но ее никто не слышит

248964

2.
Сюжеты

Патриоты делят Донбасс «Единая Россия» подрезала Прилепина в борьбе за избирателей из «ДНР/ЛНР»

109823

3.
Исследование

Безумное голосование Как прошли праймериз «Единой России», так пройдут и выборы в сентябре

80271

4.
Расследование

Дамские угодья Как экс-министр Скрынник, чья фамилия упоминалась в российских и швейцарских уголовных делах, продолжает зарабатывать миллионы с помощью государственных денег

80005

5.
Сюжеты

Ашаршылык 90 лет Голодомору в Казахстане, убившему не менее миллиона казахов. Вина СССР и Сталина неоспорима. Как за это будет отвечать Россия?

66533

6.
Комментарий

Искоренение среднего как класса Почему нынешняя экономическая политика похоронит стабильность, уничтожив социальную опору власти

60412

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera