Как и предсказывали год назад, индустрия развлечений только к весне стала потихоньку приходить в себя после ковидного 2020-го. И к концу мая оклемалась настолько, что стадионные концерты перестали быть приятным исключением. Естественно, с соблюдением всех санитарных норм. Но радоваться рано, все же главный критерий — лето. Если воскреснут летние фестивали, которые в прошлом году были отменены в полном объеме, значит, жизнь наладилась или вот-вот наладится.
Пока не очень налаживается, как минимум есть потери. Объявил о повторном переносе, теперь уже на 2022-й, крупнейший фестиваль Park Live, который привозил в свое время таких звезд, как Muse, Red Hot Chili Peppers, System of a Down, The Prodigy, Massive Attack. В подвешенном состоянии — легендарный фестиваль «Усадьба Jazz». Его президент Мария Семушкина комментирует для «Новой» свою ситуацию так:
То есть главная причина — не ограничения, а проблемы с привозом западных артистов. Не до конца и не со всеми странами восстановлено сообщение. Плюс артисты хотят ехать на гастроли в другую страну привитыми, но прививки стоят дорого, и на них очередь — месяц, а то и несколько месяцев. А кто-то и не решается. Все-таки на Западе люди ведут себя осторожно. Целый ряд крупных фестивалей объявил о переносе: Coachella, Glastonbury, Sziget… Это значит, что там у них ничего еще не кончилось, опасность по-прежнему есть.
У нас тоже ситуация не до конца ясная: разрешить фестиваль или нет, в каждом отдельном случае зависит от местных властей, но по крайней мере четыре крупнейших игрока индустрии —
- «Нашествие»,
- «Дикая мята»,
- «Доброфест»
- и «Стереолето» —
уже объявили, что этим летом их фестивали пройдут. Более того, внезапно к ним добавился пятый — фестиваль SUMMEET в Лужниках, которого раньше не существовало в природе. На нем
Земфира обещала исполнить песни с нового альбома «Бордерлайн» вживую, и это, конечно, сенсация. Певица крайне редко выступает в России, а уж с новым-то материалом подавно.
— Два года отмен и переносов, — говорит Андрей Клюкин, генпродюсер «Дикой мяты», — вселили во всех чувство неуверенности, тревоги. Это похоже на первый секс. Ожидания накопились огромные, люди, которые приедут на фестиваль, приобретали билеты полтора года назад, но есть и страх: получится ли все, как хотим?
— И тем не менее вы уверены, что фестиваль состоится.
— Да, мы получили разрешение, препятствий нет, скажу больше: мы и западных артистов привезем, не всех, кого планировали, но бо́льшую часть.
— Много потеряли в прошлом году?
— 18 миллионов. Это не значит, что фестиваль станет меньше или хуже, наоборот: остался лайн-ап прошлого года и прибавились новые музыканты, будет больше сцен, чем обычно. Задача-минимум — отработать потери, вернуться к той финансовой позиции, на которой мы были два года назад. Хорошим раскладом, я считаю, будет сработать в ноль.
— Чему научила пандемия?
— Тому, что без фестивалей не обойтись, адекватной замены нет. Диджитал в концертной сфере показал себя совершенно беспомощным. Фестивали и концерты — это, в первую очередь, эмоции и эффект присутствия. Технологии пока не могут нам это дать, поэтому большинство онлайнов проваливается. По ютубу или по телеку хорошо смотреть «Голубой огонек» и «Евровидение», но у нас другой жанр.
— Какие ограничения предусмотрены для опен-эйров?
— Насколько я знаю, единой формулы нет, ковидный регламент для каждого фестиваля определяется исходя из постпандемических цифр. Главное — соблюдение дистанции, но на открытом поле соблюдать дистанцию в разы легче. Территории фестивалей такие, что о стопроцентном заполнении речь не идет, даже о 50-процентном. Опен-эйр по умолчанию безопаснее, чем концерт в замкнутом пространстве. Согласно рекомендациям Роспотребнадзора, мы установим санитайзеры, разметим зону фудкордов. И обязательно будем придумывать что-то, чтобы стимулировать людей прививаться. Чего уж проще: привился — и оттягивайся по полной.