Комментарий · Общество

Коварный план не отличить от дури

Авиакомпании отменяют рейсы из-за запрета летать над Беларусью. Зачем это делается, и на какие компенсации могут рассчитывать пассажиры

Фото: Виктор Драчев / ТАСС

Французской авиакомпании AirFrance вновь пришлось отменить рейс из Парижа в Москву из-за ограничения полетов над воздушным пространством Беларуси. Рейс, запланированный на 28 мая, аннулировали из-за отсутствия разрешения от России, часть пассажиров пересадили на самолет «Аэрофлота». Однако австрийской Austrian Airlines все же разрешили совершить рейс из Вены в Москву в обход Беларуси. Росавиация уже предупредила зарубежных партнеров, что существует риск увеличения времени на получение разрешений. Кто будет возвращать деньги за простой пассажирам и какие убытки понесут компании?

Отвечают эксперты, опрошенные «Новой».

Андрей Крамаренко

ведущий эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ:

— Компенсации в виде возврата стоимости билетов будут платить авиакомпании. Убытки, как всегда в таких случаях, понесут они же. Но для российских авиакомпаний международка сейчас — это глубоко маргинальное направление. У того же «Аэрофлота» всего несколько рейсов в неделю в Париж, у AirFrance такая же история. То, что последняя отменила два рейса, в общем, не катастрофа. Продолжаться это все может сколько угодно, как с коронавирусом, грубо говоря, — пока всем не надоест. Мы второй год живем в реальности, где все меняется «еще вчера». В связи с COVID-19 открываются и закрываются направления, причем иногда сегодня открыли, а завтра закрыли. Все уже привыкли к такой динамике.

Не очень понятен демарш Росавиации, но у нас такая страна, где коварный план очень сложно отличить от обычной дури.

Так что, где там реальная причина или совокупность причин, никто не скажет. Я так понял, что это не системная проблема, и вход в российское воздушное пространство с облетом Беларуси из Литвы будет разрешен в ближайшее время. И те несчастные российские пассажиры, эти сто человек в день, которые попали под раздачу, тоже скоро страдать не будут.

Если бы вся эта ситуация развивалась два года назад, то масштаб проблем был бы совсем другой, а сейчас это капля в море, которая утонула в последствиях пандемии. Да, у «Аэрофлота» сейчас прилично рейсов в Европу, но это все процент от того, что было в доковидные времена.

Единственная настоящая проблема для россиян — это отлучение «Белавиа» от украинских аэропортов. То есть сейчас из России в Украину и наоборот практически не попасть. Стамбул закрыли мы, Минск закрыл Киев, и этот немаленький пассажиропоток просто сдох.

Ничего более страшного для российских пассажиров не произойдет, самое страшное — это осложнение полетов в Калининград. Но здравый смысл в ЕС, как правило, преобладает, поэтому осложнений транзита в Калининград ожидать не следует, эта мера абсолютно крайняя и приведет к серьезному осложнению отношений России с Европой.

Олег Пантелеев

исполнительный директор агентства «Авиапорт»:

— Договор воздушной перевозки пассажир заключает с авиакомпанией, поэтому предъявлять требования по возмещению причиненного вреда пассажир может и должен авиакомпании. Если действительно существует ситуация, когда авиаперевозчик по независящим от него причинам не смог выполнить свои обязательства, вполне вероятно, что он предложит альтернативную дату полета, либо вернет деньги в полном объеме. Что касается компенсации причиненного вреда, то подход достаточно простой: пассажир может обратиться к перевозчику с требованием возместить этот ущерб, но если перевозчик не готов добровольно выполнить требование пассажира, он может обратиться в суд.

Достаточно сложно говорить о том, какие убытки понесет авиакомпания. Если не брать составляющую с возможным возмещением ущерба пассажирам, скорее всего, все ограничится репутационными потерями для перевозчиков, но корректная работа с клиентами позволяет этот ущерб нейтрализовать.

Я исхожу из того, что подобного рода инциденты станут менее вероятными. Вопрос здесь не в каких-то договоренностях на уровне государств. Я полагаю, что, в целом, ситуация уже урегулирована. Хотя Росавиация уже предупредила зарубежных партнеров, что существует риск увеличения времени на получение разрешений на пролет через Россию. Но если заявка подается за 72 часа до ожидаемого полета, то она будет рассмотрена и не останется без ответа гарантированно. Если авиакомпания подает заявку непосредственно перед вылетом, то риски того, что эта заявка не будет минута в минуту одобрена, конечно, существуют.

Владимир Карнозов

обозреватель журнала Flight International:

— Никто из авиакомпаний и пассажиров не сможет получить компенсации за простой, так как эта ситуация подпадает под понятие форс-мажора. Из-за этого авиакомпания не несет ответственность за происходящее.

Убытки авиакомпании понесут, но незначительные, которые никак не скажутся на их состоянии. Личному составу заплатить — это смешные деньги.

Отмены рейсов происходят фактически по инициативе западной стороны. Это политические сложности, они могут продолжаться сколько угодно. Все зависит от того, какие решения будут принимать политики, какая будет договоренность на государственном уровне. Авиакомпании на это повлиять никак не могут. Росавиация уже предупредила зарубежные авиакомпании о возможном увеличении времени на получение разрешений на пролет через Россию, однако это время также зависит больше от политической ситуации. В случае с AirFrance разрешения регулируются межгосударственными соглашениями.

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#авиасообщение #самолеты #полеты #авиаперевозки #ограничения #белавиа

важно

3 часа назад

Экс-сотрудник МВД открыл стрельбу из карабина по прохожим в Екатеринбурге. Ранены росгвардеец и 9-летняя девочка

важно

9 часов назад

В Новосибирской области умер молодой человек, в которого случайно выстрелил сотрудник ДПС

важно

5 дней назад

«Как меня убивали». Презентация книги журналистки Веры Челищевой о юристе ЮКОСа Василии Алексаняне в Петербурге

Slide 1 of 9
Опрос

Отдаст ли Лукашенко Романа Протасевича под нажимом международных санкций?

Отвечают читатели «Новой газеты»

выпуск

№ 58 от 31 мая 2021

Slide 1 of 11
  • № 58 от 31 мая 2021

Топ 6

1.
Комментарий

Как белорусские спецслужбы выследили Романа Протасевича Рассказывает спецкор отдела расследований «Новой» Денис Коротков

246826

2.
Интервью

«Какая твоя фамилия, сволочь?‎» Авиаэксперт Вадим Лукашевич о «воздушных пиратах», захвативших самолет с экс-главредом NEXTA Романом Протасевичем

151960

3.
Сюжеты

«Мы все в шоке» Кто такая Софья Сапега, девушка задержанного экс-главреда Nexta, и что говорят о ее задержании ее друзья

146050

4.
Сюжеты

Патриоты делят Донбасс «Единая Россия» подрезала Прилепина в борьбе за избирателей из «ДНР/ЛНР»

102168

5.
Комментарий

«Это жестокая атака на весь Евросоюз» Как европейские страны реагируют на экстренную посадку самолета Афины—Вильнюс и задержание экс-главреда Nexta

90840

6.
Новости

«Откуда пришла рекомендация перенаправить нас в Минск?» Минтранс Беларуси опубликовал переговоры диспетчера и пилотов перехваченного рейса Ryanair. Вот их полный перевод

85179

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera