КомментарийОбщество

Коварный план не отличить от дури

Авиакомпании отменяют рейсы из-за запрета летать над Беларусью. Зачем это делается, и на какие компенсации могут рассчитывать пассажиры

Этот материал вышел в номере № 58 от 31 мая 2021
Читать
Коварный план не отличить от дури
Фото: Виктор Драчев / ТАСС
Французской авиакомпании AirFrance вновь пришлось отменить рейс из Парижа в Москву из-за ограничения полетов над воздушным пространством Беларуси. Рейс, запланированный на 28 мая, аннулировали из-за отсутствия разрешения от России, часть пассажиров пересадили на самолет «Аэрофлота». Однако австрийской Austrian Airlines все же разрешили совершить рейс из Вены в Москву в обход Беларуси. Росавиация уже предупредила зарубежных партнеров, что существует риск увеличения времени на получение разрешений. Кто будет возвращать деньги за простой пассажирам и какие убытки понесут компании? Отвечают эксперты, опрошенные «Новой».

Андрей Крамаренко

ведущий эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ:

— Компенсации в виде возврата стоимости билетов будут платить авиакомпании. Убытки, как всегда в таких случаях, понесут они же. Но для российских авиакомпаний международка сейчас — это глубоко маргинальное направление. У того же «Аэрофлота» всего несколько рейсов в неделю в Париж, у AirFrance такая же история. То, что последняя отменила два рейса, в общем, не катастрофа. Продолжаться это все может сколько угодно, как с коронавирусом, грубо говоря, — пока всем не надоест. Мы второй год живем в реальности, где все меняется «еще вчера». В связи с COVID-19 открываются и закрываются направления, причем иногда сегодня открыли, а завтра закрыли. Все уже привыкли к такой динамике.

Не очень понятен демарш Росавиации, но у нас такая страна, где коварный план очень сложно отличить от обычной дури.

Так что, где там реальная причина или совокупность причин, никто не скажет. Я так понял, что это не системная проблема, и вход в российское воздушное пространство с облетом Беларуси из Литвы будет разрешен в ближайшее время. И те несчастные российские пассажиры, эти сто человек в день, которые попали под раздачу, тоже скоро страдать не будут.

Если бы вся эта ситуация развивалась два года назад, то масштаб проблем был бы совсем другой, а сейчас это капля в море, которая утонула в последствиях пандемии. Да, у «Аэрофлота» сейчас прилично рейсов в Европу, но это все процент от того, что было в доковидные времена.

Единственная настоящая проблема для россиян — это отлучение «Белавиа» от украинских аэропортов. То есть сейчас из России в Украину и наоборот практически не попасть. Стамбул закрыли мы, Минск закрыл Киев, и этот немаленький пассажиропоток просто сдох.

Ничего более страшного для российских пассажиров не произойдет, самое страшное — это осложнение полетов в Калининград. Но здравый смысл в ЕС, как правило, преобладает, поэтому осложнений транзита в Калининград ожидать не следует, эта мера абсолютно крайняя и приведет к серьезному осложнению отношений России с Европой.

Олег Пантелеев

исполнительный директор агентства «Авиапорт»:

— Договор воздушной перевозки пассажир заключает с авиакомпанией, поэтому предъявлять требования по возмещению причиненного вреда пассажир может и должен авиакомпании. Если действительно существует ситуация, когда авиаперевозчик по независящим от него причинам не смог выполнить свои обязательства, вполне вероятно, что он предложит альтернативную дату полета, либо вернет деньги в полном объеме. Что касается компенсации причиненного вреда, то подход достаточно простой: пассажир может обратиться к перевозчику с требованием возместить этот ущерб, но если перевозчик не готов добровольно выполнить требование пассажира, он может обратиться в суд.

Достаточно сложно говорить о том, какие убытки понесет авиакомпания. Если не брать составляющую с возможным возмещением ущерба пассажирам, скорее всего, все ограничится репутационными потерями для перевозчиков, но корректная работа с клиентами позволяет этот ущерб нейтрализовать.

Я исхожу из того, что подобного рода инциденты станут менее вероятными. Вопрос здесь не в каких-то договоренностях на уровне государств. Я полагаю, что, в целом, ситуация уже урегулирована. Хотя Росавиация уже предупредила зарубежных партнеров, что существует риск увеличения времени на получение разрешений на пролет через Россию. Но если заявка подается за 72 часа до ожидаемого полета, то она будет рассмотрена и не останется без ответа гарантированно. Если авиакомпания подает заявку непосредственно перед вылетом, то риски того, что эта заявка не будет минута в минуту одобрена, конечно, существуют.

Владимир Карнозов

обозреватель журнала Flight International:

— Никто из авиакомпаний и пассажиров не сможет получить компенсации за простой, так как эта ситуация подпадает под понятие форс-мажора. Из-за этого авиакомпания не несет ответственность за происходящее.

Убытки авиакомпании понесут, но незначительные, которые никак не скажутся на их состоянии. Личному составу заплатить — это смешные деньги.

Отмены рейсов происходят фактически по инициативе западной стороны. Это политические сложности, они могут продолжаться сколько угодно. Все зависит от того, какие решения будут принимать политики, какая будет договоренность на государственном уровне. Авиакомпании на это повлиять никак не могут. Росавиация уже предупредила зарубежные авиакомпании о возможном увеличении времени на получение разрешений на пролет через Россию, однако это время также зависит больше от политической ситуации. В случае с AirFrance разрешения регулируются межгосударственными соглашениями.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow