После моего переезда из Киева в Москву в 2012 году, уже будучи опытным фотожурналистом, я доделывал свои начатые проекты, не приступая к созданию новых в России. Но в августе 2016 года увидел в интернете объявление, что продаются фронтовые негативы советского фотокорреспондента Валерия Фаминского, который снимал во время Великой Отечественной войны в Крыму (1944) и Германии (1945).
С военной темой я работаю давно. Но имени фотографа из объявления ни разу нигде не встречал. Хотя стоимость архива была очень высокой для меня, я решил встретиться с продавцом.
На следующий день я разглядывал эти материалы вживую.
Валерий Фаминский родился 15 мая 1914 года в Москве. С первых дней войны Фаминский просился на фронт, несмотря на «белый билет» из-за плохого зрения. Он писал во все адреса и неизменно получал ответ: «нам не нужен слепой фотограф на фронте». И только в конце 1943 года Фаминского зачисляют фотокорреспондентом Военно-медицинского музея (ВММ) Красной армии и отправляют на войну для документирования и сбора материала по оказанию первой медицинской помощи раненым красноармейцам. Валерий Фаминский снимает на семи фронтах Великой Отечественной войны, до самого ее конца в Берлине.
Фаминский награжден орденом Красной Звезды и орденом Отечественной войны II степени. При жизни у него была одна выставка, после чего он был несправедливо забыт.
Фронтовой архив Валерия Фаминского состоял из двух больших частей: освобождение Крыма (апрель-май 1944-го) и конец войны в Германии (апрель-май 1945-го).
Командировка на фронт в Крым была одной из первых его поездок на войну. Фаминский снимает суровый быт полевых госпиталей, операции, капельницы, перевязки, тяжелораненых солдат, лежащих на полу с орденами в руках. В германской части архива — тяжелые дни конца войны. После войны всем немцам было приказано сдать не только оружие, но и фотокамеры. Поэтому послевоенный Берлин оказался практически не снятым, что делает кадры Валерия Фаминского еще более ценными. Можно сказать, что он снял город, которого больше нет.
Я показал этот уникальный архив редактору газеты The New York Times Джеймсу Эстрину, и мы решили его опубликовать. Но перед этим, чтобы удостовериться в уникальности находки, послали фотоматериалы в Хьюстон, где находится большой музей фотографии, специализирующийся именно «на войне». После изучения материалов нам подтвердили, что это высочайшего качества снимки, но кто такой Валерий Фаминский, в Хьюстоне тоже не знали.
Первая публикация об уникальном архиве Валерия Фаминского появилась в The New York Times 29 ноября 2016 года.
Вторая — на фотографическом ресурсе Bird in Flight, 8 декабря, где ее за первые три дня посмотрели более 100 000 человек.
Сегодня имя Фаминского вписано в историю фотографии Второй мировой, а его снимки стоят в одном ряду с работами величайших фотографов того времени.
(Книгу Валерия Фаминского «V.1945» можно заказать тут)
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Все фото: Валерий Фаминский / Частная коллекция Артура Бондаря
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68