СпецвыпускОбществоПри поддержке соучастниковПри поддержке соучастников

Наградные листы и фамилии на рейхстаге. Спецвыпуск к 9 мая 2015 года

Тексты Алексея Поликовского, Леонида Млечина, Юрия Роста, Дмитрия Быкова. Каждый день — новая подборка

Обложка спецвыпуска «Новой газеты» к 9 мая 2015 года
Обложка спецвыпуска «Новой газеты» к 9 мая 2015 года

ПРЕДИСЛОВИЕ От редакции (2015 Г.)

Память о войне начинается с цифры потерь. Они точно не посчитаны и никогда не будут посчитаны. Говорят о 26 миллионах, 42 миллионах. Неизвестно, сколько осталось в земле незахороненными. Неизвестно точное число раненых, нет статистики по типам ранений: сколько ослепших, сколько ампутаций, сколько безруких и безногих. Только приблизительно можно назвать количество инвалидов после войны: три миллиона человек. 70% нищих, в середине пятидесятых просивших милостыню в поездах и на улицах, были инвалидами войны.

Мужчины на войне затыкали амбразуры телами, женщины сдавали по три литра крови, дети с прозрачными лицами по ночам стояли в очередях с хлебными карточками в руках. Русский народ на войне дошел до истощения, едва не погиб. За семьдесят лет, прошедших после войны, людей продолжали и продолжают растрачивать в корейских, афганских, африканских, украинских авантюрах. Восстановление сил, здоровья, души народа — единственная задача, которая может быть. Она не выполняется.

Людей в очередной раз ввергают в бесплодную борьбу со всем миром. При этом говорят о подвиге народа.

Победу в войне одержали все народы Советского Союза. В Белоруссии было уничтожено 9060 деревень, 628 из них вместе с населением. Были деревни, которые сжигались по два раза, по три. Семь миллионов украинцев воевали в Красной армии, украинцы вторые после русских по числу Героев Советского Союза. Война между двумя странами-инвалидами, до сих пор едва живыми, обескровленными, так и не восстановившими силы, — невозможна.

Память о войне пытаются использовать как керосин для поджога соседского дома. Воруют слова одной войны, чтобы оправдать другую. Но те, кто за деньги едет убивать на Украину, не ополченцы. Ополченцы — это те, кто летом 1941-го вступал в дивизии народного ополчения. 17-я дивизия народного ополчения за три дня боев, с 3 по 6 октября 1941 года, потеряла под Спас-Деменском 90% состава. Даже братских могил нет.

В Новгородской области в 2013 году была найдена яма с телами шести солдат и офицера Красной армии.

На одном из черепов подкладка от фуражки. В кошельке мелочь. Галоши. Ложка, на ней выцарапана фамилия, то ли Роговиков, то ли Рогавиков. Больше ничего не осталось, больше ничего ни о ком неизвестно и никогда не будет известно.

Многие из тех, кто воевал, не носили ордена и не рассказывали о войне. Свой страшный опыт они не выставляли напоказ. Они хотели не похвальбы с трибун, не прокисшего кваса национализма, а мира и нормальной жизни. Скупые строки наградных листов говорят о войне больше, чем речи политиков и треск пропаганды.

Алексей Поликовский

Тема номера
### Была бы Родина... [Скупые строки наградных листов говорят о войне больше, чем речи политиков и треск пропаганды. Уникальные реальные документы](https://novayagazeta.ru/articles/2015/05/08/64076-byla-by-rodina-8230)
Один из наградных листов Великой Отечественной. Старлея Владимира Джапаридзе представляют к ордену «Красная Звезда»
Один из наградных листов Великой Отечественной. Старлея Владимира Джапаридзе представляют к ордену «Красная Звезда»
открытым текстом
### День Победы. Эскизы к празднику [Три эссе и фотографии Юрия Роста](https://novayagazeta.ru/articles/2015/05/08/64078-den-pobedy) (...) Будь власть родиной, сколько раз за век мы поменяли бы ее? Царь, Временное правительство, кровожадный большевизм, вегетарианский, постбольшевизм с негодными демократическим средствами, наконец, сегодняшние… И всех любить?! Это все наши родины?.. Может быть, только война пробудила людей к частичному осознанному участию. Не хотелось на своей земле идти под чужих зверей из-под своих. Несмотря на цинизм и презрение полководцев к их жизням, они шли защищать дом, а возвращались с войны не защищенные, или в ссылку, или в резервации, чтобы своим изувеченным видом не портить облик родины — власти. Толпу загоняли в окопы. Те, кто был вне ее, шли на фронт осознанно, сами, но, вернувшись, и те и другие оказались отработанным материалом. Эти разрушенные жизни высились терриконами отвалов над равниной счастливой жизни. А в отвалах были золотые слитки, и имевшие глаза и сердце видели исходящий от них свет. И сейчас видят.
Фото: Юрий Рост / «Новая газета»
Фото: Юрий Рост / «Новая газета»
Тема номера
### 9 мая. Михаил Усачев. Имена на рейхстаге [Эссе Алексея Поликовского](https://novayagazeta.ru/articles/2015/05/08/64077-9-maya-mihail-usachev)
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
А еще
### **Дмитрий Быков:** [«Моя страна разделалась с фашизмом, и не за то на фронте был мой дед, чтобы фашизма этого франшизам тут кто-нибудь включал зеленый свет...»](https://novayagazeta.ru/articles/2015/05/06/64068-otkrytym-tekstom)
Изображение
Исторические исследования
### Танковый шоколад [Почему немцы поддерживали нацистскую политику и воевали до мая 45-го? Объединяла их не только идеология, геббельсовская демагогия и харизма фюрера. Отвечает Леонид Млечин](https://novayagazeta.ru/articles/2015/04/03/63659-tankovyy-shokolad)
Амфетамин «Первитин» в шоколаде
Амфетамин «Первитин» в шоколаде
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow