РЕЦЕНЗИЯКультура

Мир будущего без будущего

«Павел Чжан и прочие речные твари» Веры Богдановой: книга на выходные от Екатерины Писаревой

Изображение

***

Изображение

Раз в две недели Екатерина Писарева, главный редактор книжного сервиса MyBook, включающего 260 тысяч изданий и 50 тысяч аудиокниг, будет со знанием дела рассказывать не просто о самых любопытных новинках 2021 года, но и выбирать те из них, которые можно прочитать быстро и с удовольствием.

Роман Веры Богдановой «Павел Чжан и прочие речные твари» похож на тихий омут — не успеете осознать, в какой момент затянет с головой. Есть в нем какая-то скрытая сила, которая завораживает, и дело не только в сюжете, героях или проблематике. Этот роман — больше, серьезнее и страшнее, чем кажется на первый взгляд.

Действие разворачивается в недалеком будущем, в 2049 году. Россия утратила силу и стала колонией Китая, вошла в САГ (Союз азиатских государств) и стоит на пороге всеобщей чипизации населения. В самом Китае чипы — обычная практика: так и удобнее, и безопаснее, и все под присмотром. Работу над столь важным проектом поручают компании «Диюй» (символично, что в переводе с китайского это обозначает «ад»), вернее, ее российскому офису. В нем и работает главный герой романа — Павел Чжан.

Чжан — талантливый программист, трудоголик и карьерист. Он выкладывается на работе на сто процентов, пытаясь доказать самому себе, что по праву занимает это место. Он встречается с хорошей девушкой Соней, но мечтает вовсе не о семейном счастье — ему хочется совершить прорыв и уехать в Китай, подальше от себя, своего прошлого и воспоминаний. Новая жизнь ему представляется именно там — в стране, которая кажется ему местом прекрасным и прогрессивным.

А еще Чжан метис, по матери русский, а по отцу китаец. Его отец, Чжан Шэнъюань, был доктором филологических наук и приехал работать из Китая в Россию. Все было хорошо и спокойно до тех пор, пока однажды он не пропал без вести — словно канул в Лету. Через какое-то время погибла и мать мальчика, бывшая инстадива, и Павел очутился в детском доме. Там с ним и случилось ужасное — сексуальное насилие.

Кажется, «ужасное» больше всего и завораживает автора — оно проходит лейтмотивом через весь роман, оттесняя остальное на обочину.

Антиутопия оборачивается психологическим романом о тайнах и травмах прошлого, об одиночестве и социальных страхах, а главное — о насилии, которое необратимо раскалывает жизнь на до и после.

Немаловажно рассказать здесь о том, что легло в основу книги. По словам самой писательницы, она хотела в первую очередь «обратить внимание на проблему сексуального, физического и психологического насилия и на преступления, совершенные над воспитанниками детских домов и интернатов». Она изучала материалы в открытом доступе — о произошедшем в Лазурненском интернате в 2018 году, в Центре содействия семейному воспитанию № 8 в 2002–2017 гг., Топчихинском центре помощи детям в 2017 году, школах-интернатах № 1 и № 6 в Кирове и детском доме Даровского района Кировской области. Случаев насилия над детьми оказалось тысячи — и широкую огласку эти дела не всегда получали. Поэтому «Павел Чжан и прочие речные твари» — не просто роман, а попытка обнажить ужасы окружающей нас реальности, важное и своевременное гражданское высказывание в художественной форме.

(Нечто подобное делал и писатель Саша Филипенко, пытавшийся поднять в последнем своем романе «Возвращение в Острог» тему карательной медицины и использование аминазина [нейролептик, который дают гиперактивным детям] в детских домах.)

«Какая тьма страшнее: снаружи или внутри?» — этот вопрос, вынесенный на обложку книги, лучше всего отображает то, что в ней спрятано. На протяжении всего романа герой будет бороться с внутренними демонами, а с одним из них он столкнется лицом к лицу. Спустя годы взрослый Павел встретится со своим растлителем. И судьба предоставит ему шанс, чтобы расквитаться и остановить зло любой ценой.

Интересно то, что и через 28 лет в России мало что изменится. Появятся дополненная реальность и ar-очки, сменится политический курс и президент, а люди останутся всё теми же. Коррупция и бандиты, вебкам- модели и сутенеры, убийцы и педофилы — все это неистребимо, словно вросло в систему. В мире будущего, увы, не становится безопаснее.

Богданова словно приговаривает своих героев из будущего на отсутствие будущего.

Преступления тянут за собой другие преступления, это замкнутый круг, из которого не вырваться. Любовь тоже обречена и не в состоянии спасти героев — ни Павел, ни хорошая девушка Соня не смогут даже объясниться. Невозможность коммуникации в «Павле Чжане» очень похожа на ту же, что была и в «Нормальных людях» Салли Руни — те же травмы прошлого, то же неумение открыться друг другу и проговорить все свои страхи и опасения. В этом плане можно считать «Павла Чжана» не просто актуальным романом, но и встраивающимся в «миллениальную» линию в литературе.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow