### Фет. Бильжо
_Москва, Литературный музей_
В Трубниковском одновременно показывают две совершенно разные выставки. И их интересно посмотреть вместе. В залах налево от входа — вроде бы архивная, но с непривычным для музея дизайном, который сразу превращает Фета в современного поэта хотя бы по форме подачи материала (за остальное отвечают тексты и экскурсии). В залах направо — проект Андрея Бильжо, посвященный русской литературе. Ироничные скульптуры обыгрывают штампы в восприятии классики, ее героев и авторов, от Пушкина и Лермонтова до Толстого и Маяковского — фактически это готовые модели памятников, которые, увы, нескоро еще могут быть установлены. Особенно хороши сюжеты, связанные с Чеховым.
Рисунок Андрея Бильжо
### Альберт Бенуа
_Москва, Музей русского зарубежья_
В семье Бенуа что ни человек, то событие. Породнившись с Лансере и Серебряковыми, они образовали единственный в своем роде клан талантов, сыгравших важную роль в русской культуре. Альберт Бенуа (1852–1936), как и его младший брат Александр, тоже во многом уникален.
Архитектор по образованию, он стал популярным акварелистом, рисовал открытки для Общины святой Евгении и издательства «Ришар» — сам жанр открытки как нового медиа оказался популярен на рубеже веков и у традиционалистов, и у революционеров в искусстве, например, экспрессионистов. Экспонаты напоминают о том, как много путешествуют успешные художники, здесь и виды Италии, и Франция, и Россия; Бенуа бывал и на Дальнем Востоке, в Японии, Китае, Корее. Особый раздел посвящен летним поездкам Бенуа с семьей Александра III на императорской яхте по шхерам — неудивительно, что известность художника сопровождалась и чиновничьей синекурой. Он был и инспектором по художественной части Департамента торговли и мануфактуры, и хранителем Императорского музея русского искусства Александра III, сегодня известного как Русский музей.
Вынужденная эмиграция после революции обернулась профессиональной катастрофой — мода переменчива, в Париже 20-х Альберт Бенуа как акварелист был мало кому нужен, последние дни прошли в бедности, лишь хлопоты родных, это главная опора художника в старости, скрашивали его существование. От него даже скрыли смерть сына, об этом свидетельствуют архивные материалы на выставке, они здесь хорошо прокомментированы.
**Альберт Бенуа**
до 10 мая
### Александр Бенуа
_Петербург, Инженерный замок_
К счастью, Русский музей продлил выставку одного из лучших графиков начала века, у опоздавших появился последний шанс. Здесь рассказывается и о периоде журнала и объединения «Мир искусства», Александр Бенуа (1870–1960) был одним из его основателем вместе с Дягилевым. Их отношения развивались непросто. Бенуа, знаток и энциклопедист с острым, хотя и обращенным в сторону прошлого, взглядом, многое дал и своему товарищу с точки зрения художественного образования, и объединению в целом, и журналу. В итоге они по очереди вели номера. Мировая же слава Бенуа связана, прежде всего, с его работой для «Русских сезонов», где он считался одно время даже художественным руководителем. Во многом благодаря театру он и остался в истории искусства, и потому на петербургской выставке так много внимания отдано эскизам — здесь и «Павильон Армиды», и знаменитый «Петрушка», и сделанные для балетной антрепризы Иды Рубинштейн эскизы к мистерии «Императрица скал». После расставания с «Русским балетом» Бенуа-художник перестал интересовать большие галереи, его слава потихоньку сошла на нет, зато заказы из театров поступали до конца жизни, а главное — он остался интересным художественным критиком и мемуаристом.
**Александр Бенуа**
До 30 мая
### «Авангард? Дагестанская традиция!»
_Петербург, Этнографический музей_
Впервые в России показывают выставку кайтагской вышивки XVIII века — начала ХХ века, первым ее описал в середине прошлого столетия входивший в объединение «Маковец» этнограф Евгений Шиллинг, близкий друг Павла Флоренского. В 90-е вышивка стала событием для европейского искусствознания, творчество дагестанских мастеров начали сопоставлять с авангардом, абстрактным и орфическим искусством ХХ столетия от Матисса до Клее. Кайтаги — субэтнос даргинцев, название восходит к Кайтагскому уцмийству, государству, существовавшему в Дагестане в V–XIX веках. Подобные вышивки обнаружены не только в Кайтагском, но и в других районах республики, например, в Дахадаевском и Акушинском, но в литературе закрепился уже термин «кайтагский». Орнамент многих аныхала — вышивок для подушек — и впрямь поразителен.
До 10 мая
### Даешь Кузбасс!
_Москва, Третьяковская галерея. До 10 мая_
Из музеев Кемерово и Новокузнецка привезли работы периода социалистического реализма — практически забытого современными кураторами, но остающегося важной частью нашего мира, причем не только художественного. Многие из этих картин с видами заводов и цехов были на знаменитой выставке сталинской поры «Индустрия социализма», со статьи о ней начинается и отлично изданный каталог. Среди представленного на Крымском Валу — не только классики, такие как Александр Дейнека и Амшей Нюренберг, но и современные мастера, как Павел Отдельнов. Прологом к экспозиции стали снимки Спиридона Бывшева 1930-х — настоящая фотолетопись эпохи индустриализации. Их, конечно, издавали в последние годы, но не стоит пренебрегать возможностью увидеть их живьем, тем более кто и когда доедет до залов, где их обычно показывают — в музее-заповеднике «Красная Горка», созданного на территории бывшего Кемеровского угольного рудника?
Фото: РИА Новости
Поддержите нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником», я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
### Dream Catcher. Следуя мечте
_Москва, Ilona-K artspace_
Недавно открывшаяся галерея показывает работы из двух частных коллекций, Стеллы Кесаевой и Вячеслава Пивоварова. Получился интересный микс из отечественного концептуализма и творчества западных художников наших дней. С одной стороны — Вагрич Бахчанян, Александр Косолапов, Борис Орлов, дуэт Елены Елагиной и Игоря Макаревича, с другой — Эд Руша, Энди Уорхол, Моника Бонвичини, Ричард Принс. Русские и иностранцы разнесены по разным этажам галереи. В столице, в отличие от Вены или Венеции, в одном пространстве работы из собрания Кесаевой толком прежде не видели — в общей сложности это полторы тысячи произведений, собственного музея для них пока не построили, а «точечное участие» в других выставках не дает полного представления о коллекции.
Посещение выставки — еще возможность подняться на сороковой этаж небоскреба «Москва-Сити» и посмотреть на город с высоты птичьего полета. Не так, чтобы все птицы были этим видом счастливы, но зрелище запоминающееся.
До 10 мая
### 2-Lebedev-2
_Москва, Галеев-галерея_
Небольшая, но очень симпатичная выставка, сделанная на материале из частных коллекций, посвящена двум художникам со схожими фамилиями и одинаковым интересом к графике — Анне Остроумовой-Лебедевой и Владимиру Лебедеву. Много открыток с видами Петербурга, и вообще Петербурга много — Остроумова-Лебедева создала для потомков его образ эпохи Серебряного века. Вообще ее приход в графику оказался во многом спасением для застывшего было жанра. И даже Репин, надолго обидевшийся на художницу за то, что она «изменила» живописи с графикой, в итоге капитулировал перед ее талантом.
Показывают не только письма и архивные фотографии, но и множество журнальных публикаций, в том числе «Еж», «Чиж» и даже «Мурзилка», где печатался Лебедев, но и без его знаменитых обнаженных не обошлось. Среди неожиданностей — работа Серебряковой с дарственной надписью Остроумовой-Лебедевой.
Что еще
Не живопись
Москва. ГМИИ. До 20 июня
Собрание керамики, текстиля и шпалер ХХ века, от Матисса и Пикассо до Леже и Люрса.
«Под маской Венеции»
Москва, Царицыно. До 29 августа
150 произведений искусства XVIII века из венецианских музеев.
**«Под маской Венеции». Часть экспозиции**
Современник. Начало
Москва. ММСИ на Гоголевском. До 30 мая
Выставка-фестиваль — архивные материалы в сочетании с современной жизнью, есть даже амфитеатр для выступлений актеров и прямых трансляций с Чистопрудного.
«Подражая древним образцам. Русское храмовое зодчество и декоративно–прикладное искусство в неовизантийском стиле»
Петербург, Музей истории религии. До 1 июня
Все о влиянии на стиль, апофеоз которого связывается с 300-летием дома Романовых.
Поддержите нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником», я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах