«Была уничтожена продукция, которая должна была вывозиться в Грузию и Украину, — сказала Милева. — На основании данных расследования можно сделать обоснованное предположение о взаимосвязи между взрывами в Болгарии, попытке отравления трех болгарских граждан и взрывами в других странах».
Прокуратура Болгарии, таким образом, расширила горизонт подрывных действий против военной промышленности своей страны, сообщив, что взрывы происходили с 2011 по 2020 год. Хотя до сих пор говорилось о шести подобных эпизодах, относящихся к 2014–2015 годам. В организации взрывов подозреваются россияне числом шесть человек, а объединяет эти происшествия то обстоятельство, что на военных предприятиях хранилась продукция, принадлежащая болгарскому оружейному дилеру Эмилиану Гебреву. Мотивы также ясны: поставка оружия государствам — антагонистам России.
Три болгарских гражданина — это, кроме Гебрева, его сын и один из сотрудников его фирмы Emco, которые в апреле 2015 года были отравлены боевым ядом из семейства «Новичок», причем сам Гебрев едва выжил, а затем подвергся второй попытке покушения. Теперь болгарской прокуратуре пришлось признать взаимосвязь этих событий, сильно уступив в темпах расследования как группе Bellingcat, так и официальным органам в Чехии. И не только признать, но и начать «досудебное производство, касающееся национальной безопасности страны».
Скорее всего, длиться такое производство будет неопределенно долго — все упомянутые происшествия на военных объектах списывались на техногенные факторы или стечение обстоятельств, и трудно представить себе, что теперь могут быть вскрыты иные причины. На это указывает и высокая оценка прокуратурой качества произведенных взрывных работ: жертв и пострадавших во всех четырех случаях нет, говорилось на брифинге.
Каждому взрыву предшествовал пожар, и рабочая версия состоит в том, что это делалось с особым расчетом — чтобы люди успели отойти подальше.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Заряды подрывались как раз во время тушения пожаров, причем «определенно установлено, что это происходило дистанционно».
В свое время отравление Гебрева было спущено официальными болгарскими органами на тормозах: государство не стало на его защиту. СМИ распространяли темные слухи о происках конкурентов Гебрева, тем более что все знали о его неуживчивом характере. Теперь, когда открывается вся картина, по-другому воспринимаются и слова бывшего министра обороны Бойко Ноева о том, что следственным органам в Болгарии не дали возможности выяснить правду об отравлении оружейного бизнесмена, а расследование было остановлено «по договоренности с Россией». Свидетельства Ноева, выступающего в качестве военного эксперта, о противодействии ГРУ экспорту военной продукции Болгарии также хорошо известны.
Политической позиции по делу Гебрева — Врбетицы у Болгарии тоже нет. Традиционные партии Болгарии, зашедшие в полный тупик из-за неспособности сформировать коалиционное правительство после выборов 4 апреля, отмалчиваются, и только парламентский новичок (совпадение термина — случайное) «Демократическая Болгария», представляющая интересы городской интеллигенции, сделала запрос в адрес действующего премьер-министра Бойко Борисова (формально все правительство находится в отставке): было ли внешнее вмешательство во взрывы на военных заводах Болгарии за последние 10 лет? В заявлении, зачитанном в зале пленарных заседаний Народного собрания от имени «Демократической Болгарии», была выражена также озабоченность по поводу «масштабов и уровня выявленной российской шпионской сети в министерстве обороны». «Демократическая Болгария» настаивает на том, чтобы премьер-министр представил парламенту на закрытом заседании, если это необходимо, «свою оценку сети влияния Российской Федерации в исполнительной власти, секторе безопасности и руководящих органах парламента».
Давая характеристику нынешней ситуации в более общем плане, бывший министр иностранных дел в правительстве Ивана Костова (1997–2001 годы) Надежда Нейнски заявила, что страны бывшего советского блока, ставшие членами Евросоюза, имеют проблемы в сфере противоречий между «демократическим развитием и российскими интересами» и являются наиболее уязвимыми. «Когда мы вступили в ЕС, то надеялись, что сможем лучше защищать наши интересы перед Москвой по вопросу о газе, например. Россия общается со всеми странами ЕС, но по-разному. Вопрос в том, готов ли он провести свою красную линию»…
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68