КомментарийКультура

Если что-то случится, я люблю вас!

«Земля кочевников» — триумфатор 93-й оскаровской церемонии. Как это было

Этот материал вышел в номере № 46 от 28 апреля 2021
Читать
«Земля кочевников» (слева направо): актриса Фрэнсис МакДорманд («Лучшая женская роль») и режиссер фильма Хлои Чжао («Лучшая режиссура»). Фото: Getty Images
«Земля кочевников» (слева направо): актриса Фрэнсис МакДорманд («Лучшая женская роль») и режиссер фильма Хлои Чжао («Лучшая режиссура»). Фото: Getty Images

«Оскар-2021» — был особенный. Во-первых, тихий. Словно напуганный и оправдывающийся перед вирусом: да, мы все-таки его проводим, но без особого шума/блеска/веселья с шампанским.

Оскар осмелился выйти в офлайн-формате (в отличие от «Золотого глобуса» и «Эмми»). Вместо гигантского зрительного зала мы увидели небольшое кафе, столики с лампами (без горячительных напитков), диджея (Questlove — музыкальный директор церемонии) — вместо ведущего. Каждый гость получил личный маршрут к своему столику с указанием времени, когда он должен войти и покинуть здание. До церемонии все в обязательном порядке сдавали тесты на COVID-19.

Оскар рассредоточился: помимо театра «Долби», исторического здания вокзала Union Station в Лос-Анджелесе были включения из разных стран для номинантов, разлученных пандемией. Британские кинематографисты собрались в лондонском кинотеатре BFI Southbank, среди них и номинантка Оливия Холмэн (за роль в фильме «Отец»), в защитной маске и роскошном платье Dior. Французы, включая Флориана Зеллера, режиссера «Отца» — в студии телеканала Canal+ в Париже. Саша Барон Коэн включился из Сиднея в Ralph Lauren с женой Айлой Фишер.

Среди продюсеров церемонии — Стивен Содерберг.

Устроители решили превратить «торжественное мероприятие» в камерный вечер, на котором чествуют кино, связанное с реальностью.

Ощущение, что и сам накал страстей в этом небольшом помещении заметно смикширован, как свет настольных ламп вместо сверкающих люстр.

По числу номинаций, как и в прошлом году, лидирует Netflix: в сумме проекты стриминга претендуют на 35 статуэток. Конечно, своим очередным прорывом сервис обязан и изоляции.

Театр «Долби» в Лос-Анджелесе. Фото: Getty Images
Театр «Долби» в Лос-Анджелесе. Фото: Getty Images

А еще «Оскар» поменял местами главные номинации. И статуэтку за лучший фильм вручили раньше актерских номинаций.

Здесь, как буквально все и предсказывали — триумфатором церемонии стала медитативная драма «Земля кочевников». О потерявших надежду, об аутсайдерах, о корневой связи со своей страной. О «другой Америке». Разумеется, скептики скажут, что картину выбрали из-за китайских корней Хлои Чжао, удостоенной статуэтки и за режиссуру. Она стала первой представляющей в США расовые меньшинства женщиной, получившей «Оскар» за лучший фильм, и второй женщиной—обладательницей «Оскара» в номинации «Режиссер», (первой была Кэтрин Бигелоу). Но «Земля кочевников» — победитель фестивалей в Венеции и Торонто — действительно, из лучших картин киносезона. Ферн — героиня Фрэнсис МакДорманд (она еще и продюсер, и инициатор фильма) — вдова, лишившаяся дома, отнюдь не считает себя бездомной. Ее дом-крепость на колесах, фургон по прозвищу Авангард. По сути, единственное близкое «живое существо». Ну, может быть, еще и дорога, которая сама жизнь или жизнь после жизни. В год, когда главным словом стала «изоляция» — это движение в непоправимое кажется особенно волнующим. В малобюджетной экзистенциальной поэме снимались настоящие американские кочевники, в нем — дух Америки. МакДорманд получила и актерскую статуэтку. Хотя в этой номинации сложней всего было предсказать победителя, все актрисы претендующие на «Оскар», получали награды на различных премиях от «Золотого глобуса» до премии критиков.

Мне кажется, то, что сделала МакДорманд — больше чем профессия, актриса в этой картине словно транспортировалась в реальность, растворилась среди кочевников, сама стала частью пыльной дороги.

Cлева направо: южно-корейская актриса Юн Еджон — победитель в номинации «Лучшая женская роль второго плана», Дэниел Калуя («Лучшая мужская роль второго плана» в фильме «Иуда и черный мессия» и актриса Фрэнсис МакДорманд. Фото: Getty Images
Cлева направо: южно-корейская актриса Юн Еджон — победитель в номинации «Лучшая женская роль второго плана», Дэниел Калуя («Лучшая мужская роль второго плана» в фильме «Иуда и черный мессия» и актриса Фрэнсис МакДорманд. Фото: Getty Images

В зале звезды первого ряда мирового кино, прошлогодние победители: Бред Питт, Лора Дерн, Хоакин Феникс, Рене Зеллвегер и Пон Джун-хо, а также Холли Берри, Дон Чидл, Брайан Крэнстон, Харрисон Форд, Реджина Кинг, Риз Уизерспун.

Кажется, все участники церемонии старались быть или казаться воплощением эмпатии: по отношению к кинематографу и его ветеранам, по отношению к страдающим, жертвам насилия, пораженным вирусом, по отношению к конкурентам, которых щедро воспевали лауреаты, и конечно, вспоминали ушедших актеров, режиссеров, художников. В этом году особое значение приобрели специальные гуманитарные награды — тем, кто помогает бездомным людям, кинематографистам «третьего возраста». В церемонии приняла участие единственная актриса-лауреатка премии «Оскар» c нарушениями слуха Марли Мэтлин.

«Оскара» за лучшую мужскую роль получил 83-летний Энтони Хопкинс, сыгравший страдающего деменцией героя в фильме «Отец», картине о забвении разума. Это самый «возрастной» актер, получивший «Оскар» за главную роль.

Сэр Энотони Хопкинс сейчас дома в Британии, не выходит на связь. Что ему «Оскар»?

В 1992-м он уже получил статуэтку за «Молчание ягнят». Кинокритики предсказывали приз в этой номинации — посмертно: скончавшемуся прошлым летом от рака Чедвику Боузману («Ма Рейни: Мать блюза»). В номинации были мощнейшие актерские работы. Среди них яростный Риз Ахмед («Звук металла») и виртуозный Гари Олдман («Манк»). Мне особенно обидно за Олдмана, ставшего в фильме Финчера писателем-хамелеоном, с помощью букв способным превращаться в священника или убийцу. И такая работа осталась за бортом. А изысканному пиршесту для киноманов «Манку» Дэвида Финчера — оммажу старому Голливуду, винтажному любовному посланию тем, кого уж нет — достались лишь награды за труд художника-постановщика и оператора (Эрик Мессершмидт)

В документальном кино академики искали, как было сказано — «иммерсивный сторителлинг», вовлекающий нас в сложные, экзистенциальные ситуации. Ждали победы румынского фильма-расследования «Коллектив», но статуэтка ушла нежнейшему «Моему учителю Осьминогу» о необычной дружбе с осьминогом, открывающей человеку тайны подводного мира. В картине есть поразительная сцена, когда человек протягивает осьминогу руку, и тот ее пожимает, даже поглаживает. И уже непонятно, кто кого приручает.

Актриса Риз Уизерспун и победители в номинации Лучший короткометражный анимационный фильм («Если что-то случится, я люблю вас») Уилл МакКормак и Майкл Говьер. Фото: Getty Images
Актриса Риз Уизерспун и победители в номинации Лучший короткометражный анимационный фильм («Если что-то случится, я люблю вас») Уилл МакКормак и Майкл Говьер. Фото: Getty Images

Лучшая анимационная короткометражка «Если что-то случится, я люблю вас» (о горюющих родителях). Но практика показывает, что в коротком метре побеждает… случаный выбор. Зато едва ли не со стопроцентной уверенностью можно было ждать награды для полнометражной «Души» Питера Доктера, получившей и приз за музыку, в которой необычайное сочетание выверенной гармонии и живой импровизации. «Душа» — не только о поиске главного предназначения в жизни, но и о бесстрашии просто жить. «Мы снимали фильм о любви к джазу, — сказал Доктер, но жизнь — сама джаз, особенно в этом трудном году: ты должен реагировать на ее неожиданные вызовы». И еще он вспомнил, как неожиданно для него корпорация «Дисней» поддержала идею сделать мультфильм об исследовании смысла жизни. И о джазе.

Визуальные эффекты, как и ожидалось, достались «Доводу» Кристофера Нолана, драйвовому триллеру-головоломке.

Бред Питт вручил приз за лучшую роль второго плана не Оливии Колман, тончайшей вязью прописавшей характер взрослой дочери, которая пытается удержать отца «здесь и сейчас», — а «азиатской бабушке» из прекрасного фильма «Минари». Это южно-корейская актриса Юн Еджон. Брэд Питт, между прочим, один из продюсеров «Минари». «Вот мы наконец-то и встретились! — радостно всплеснула руками Юн Еджон, — обычно я смотрю «Оскар» утром по телевизору. И Брэда Питта — по телевизору. Невероятно, что я здесь! Я не верю в соревнование, ну как можно обойти Гленн Клоуз. Просто я везучая, вот мне и улыбнулась удача. А может, все проще, и это проявление американского гостеприимства по отношению к корейскому кино. «Минари» — фильм о человеке, который мечтал стать частью Америки, но при этом не потеряв себя, своей национальной идентичности.

Актриса Лора Дерн на красной дорожке церемонии. Фото: Getty Images
Актриса Лора Дерн на красной дорожке церемонии. Фото: Getty Images

Лора Дерн объявила еще одного очевидного лауреата премии в категории «Лучший международный фильм». Это трагикомедия «Еще по одной» Томаса Витенберга. Режиссер в слезах вспоминал о гибели своей дочери во время производства создания картины. Она разбилась на машине, когда отвлеклась на телефон. Витенберг сравнивает режиссуру с прыжком с обрыва, никогда не знаешь — выживешь ли.

Конечно, говорили на церемонии о жертвах насилия полицейских, о праве на жизнь. А Хлоя Чжао размышляла о том, как существовать когда дела идут не очень. У нее свой рецепт, она старается сохранить детское ощущение: способность видеть в людях хорошее. Пусть даже жизнь заставляет думать противоположное. Это старание очень помогает.

Гленн Клоуз, в восьмой раз не получившая «Оскар», угадала в музыкальной викторине песню «Da Butt» из фильма Спайка Ли «Школьное изумление». Да и не просто угадала, но и станцевала тверк. Это и стало стало лучшим номером церемонии.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow