Сюжеты · Общество

Дистант после дистанта

Вынужденный переход на онлайн-обучение дал социальным проектам новые возможности. Как записаться на курсы приемных родителей, уставших учителей, матерей-одиночек, семей с инвалидами

08:41, 18 апреля 2021Ирина Лукьянова, учитель, обозреватель «Новой»

933

08:41, 18 апреля 2021Ирина Лукьянова, учитель, обозреватель «Новой»

933

Дистант для всех, кто кого-то чему-то учит или у кого-то учится, был вынужденной и часто неприятной мерой. Но когда острая необходимость в нем отпала, оказалось, что решения, найденные на карантине, могут и в обычной жизни оказаться полезными. Особенно важными дистанционные технологии стали для социально значимых обучающих проектов.

Во-первых, «жатвы много, а делателей мало». Спрос на некоторые обучающие курсы или занятия большой, причем больше всего они нужны в регионах — в малых городах, в поселках. А хороших специалистов немного, и сосредоточены они в столице и крупных городах. Распылять усилия специалистов на гастроли по всей стране с чтением однотипных лекций — прямая дорога к выгоранию этих специалистов. Запись онлайн-курса экономит их усилия и расширяет аудиторию. Во-вторых, слушатели некоторых курсов могут быть маломобильны в силу возраста, здоровья, необходимости ухаживать за членами семьи. Именно тогда всем надоевший дистант оказывается важным и нужным.

Фото: РИА Новости

Онлайн для приемных родителей

Каждый человек в нашей стране, который хочет усыновить ребенка, должен пройти школу приемных родителей (ШПР). Но в некоторых регионах таких школ мало и в них трудно попасть, а программы иногда оказываются устаревшими, не очень полезными, даже не слишком профессиональными.

Программа ШПР в московском Институте развития семейного устройства всегда была востребована среди будущих родителей, однако проходили они только очно. Но в марте–июне 2020 года группы пришлось перевести в онлайн-формат. До тех пор в ИРСУ были уверены, что проводить ШПР в таком режиме просто невозможно. Оказалось, однако, что возможно, — и даже с приемлемым качеством.

Поэтому, когда снова стало можно работать очно, с москвичами возобновили очную работу, а для жителей регионов, в особенности тех, кто проживает за пределами мегаполисов, сделали дополнительный набор в онлайн-группы. И они моментально наполнились. «Мы открываем запись на два часа — и закрываем, получив полную группу и лист ожидания на полгода вперед», — рассказывает Дина Магнат, руководитель ШПР ИРСУ.

В 2020 году Школа приемных родителей ИРСУ получила грант фонда Владимира Потанина по программе «Общее дело» — это позволило открыть две онлайн-группы: одну осенью и одну весной. А на 2021 год — получила президентский грант, так что в этом году онлайн-групп будет не меньше шести. «Кроме того, мы стали делать две разные ресурсные группы онлайн, — рассказывает Дина Магнат. — Одна из них — для совместной работы родителей с ребенком от 9 до 12 лет, называется «Арт-нить». Вторая — наш старый формат: группы для тех семей, где дети в адаптации — это программа «Уже вместе». Запрос есть, первые результаты нам нравятся, но выводы делать рано. А вот по ШПР — запрос огромен. Правда, среди желающих есть и жители Москвы, которые говорят, что им далеко ездить или неудобно, но им мы отказываем: за таким запросом обычно стоит недоверие к ШПР вообще, желание «обойтись малой кровью», максимально формально. Мы понимаем, почему люди так думают, но сами считаем, что наши группы имеют смысл — и так обычно считают все, кто их заканчивает, даже те, кто приходит со скептическим настроем. А очный формат в самом деле лучше, так что ограничение при работе мы не снимаем».

Читайте также

Читайте также

«Закон подлецов» в действии

«Важные истории» проанализировали, как введенные российскими властями ограничения для иностранных усыновителей сказались на сиротах

В помощь регионам

В фонде «Волонтеры в помощь детям-сиротам» работу ШПР тоже остановили с началом карантина. «Наши ведущие стали экстренно адаптировать программы под требования дистанта», — рассказывает Наталья Шкурова, координатор программы «Содействие семейному устройству». Как и в ШПР ИРСУ, в группы сразу стали приходить люди из регионов. Поэтому в фонде стали проводить группы ШПР онлайн, сейчас в них примерно 30% из Москвы и области и 70% из других регионов. Для регионов запустили специальный проект, который помогает семьям, взявшим на воспитание детей с особенностями развития, создавать для них дома поддерживающую реабилитационную среду. Семинары проводят специалисты, которых тоже не всегда найдешь рядом с домом: нейроуролог, невролог, нейропсихолог, сенсорный терапевт, специалист по пищевому поведению.

Карантин особенно сильно ударил по детям с особенностями развития: им жизненно необходима реабилитация, а ее пришлось остановить.

Поэтому одна из программ фонда, «Близкие люди», усилила удаленную поддержку для семей, где растут дети-инвалиды. «Полезной находкой дистанта оказалось то, что мы смогли организовать онлайн-консультации редких специалистов, в том числе генетика и физического терапевта — а такие специалисты могут быть вообще недоступны в регионах, — говорит Наталья Шкурова. — Наш фонд помогает семьям в приобретении инвалидных колясок, вертикализаторов, но перед покупкой нужна консультация физиотерапевта, который поможет ее правильно подобрать и учесть все нюансы конкретного ребенка. В регионах зачастую сложно получить нужную специфическую консультацию. И теперь мы решаем эту проблему.»

Чтобы учитель не выгорал

Всем учителям, наверное, хорошо известен проект «Яндекс.Учебник»; многие пользовались его материалами на дистанте. Но материалы для проведения уроков или выдачи домашних заданий — далеко не все, что нужно учителю: ему надо справляться со своими проблемами, профессионально развиваться. Так возникло новое пространство развития учителей от «Яндекс.Учебника» — «Я Учитель».

Ирина Савицкая, руководитель направления продвижения «Яндекс.Учебника», рассказывает: «Мы стараемся ответить на самые актуальные запросы учителей, поэтому создали программу «Я Учитель», где можно выбирать темы, которые интересны конкретному человеку, «больные темы», где можно проходить тесты, оценивать себя и получать рекомендации. В марте 2020 года мы впервые провели интенсив: онлайн-диагностику по компетенциям современного успешного учителя. И по итогам диагностики спросили педагогов: какие еще тесты были бы для них интересны? Оказалось, что учителя больше всего заинтересованы в диагностике цифровых компетенций, навыков развития функциональной грамотности у учеников и профессионального выгорания». Следующие интенсивы прошли в октябре 2020 года и нынешнем апреле. Все тесты бесплатны, а результаты доступны только самому учителю. «Нам важно было создать безопасную диагностическую «лабораторию», — говорит Ирина Савицкая.

Навыки можно не только проверить, но и подтянуть: образовательное пространство предлагает учителям бесплатные курсы по тем самым «больным темам».

Самыми популярными в условиях дистанта оказались курсы по информационно–компьютерным технологиям и по учительскому выгоранию. «Этот курс, подготовленный Психологическим институтом Российской академии образования, ожидаемо оказался очень востребованным, — говорит Людмила Пятницкая, методист по обучению учителей «Яндекс.Учебника». — Профессия учителя относится к «помогающим» профессиям, которые всегда находятся в ситуации риска выгорания. Учителям важно помнить об этом и заботиться о себе. То, что курс учителям оказался так нужен — это, скорее, общая тенденция, чем наша заслуга, но мы понимаем, что движемся в правильную сторону.

Популярным оказался и курс по инклюзии: мы поняли, что попали в учительские тревоги: ведь дети с ограниченными возможностями здоровья оказались в обычных классах, и учителям важно было понять, как их учить».

Фото: РИА Новости

Среди популярных тем — курс про трудное поведение в классе и способы с ним справляться, подготовленный вместе с фондом «Шалаш» и его директором Лилей Брайнис. Набирает популярность курс по функциональной грамотности. «Его востребованность связана с участием российских школ в международном тестировании PISA: для школ важно показывать высокие результаты по межпредметным навыкам, — поясняет Людмила Пятницкая. — Есть курс про оценивание — какие существуют типы оценивания, как отойти от стандартной пятибалльной шкалы. Готовятся к выходу курс про СДВГ и курс по мотивации: ведь мы понимаем, что если ребенок не хочет учиться — это не просто лень, у этого нежелания есть свои причины.»

Учителя обычно интересуются, дают ли тем, кто прошел курсы, документ об их прохождении. Дают: меньше 16 часов — сертификат, больше — удостоверение.

Если ребенка травят

Родителей, которые обнаруживают, что их ребенка травят в школе, разрывает от гнева и беспомощности. Они действительно не знают, как помочь ребенку: что ему сказать, чему его учить, как защитить. Может быть, еще ужаснее — обнаружить, что твой ребенок среди тех, кто травит. Именно для родителей детей (причем детей с обеих сторон травли) предназначен новый бесплатный видеокурс «Безопасно, когда травли нет», запущенный программой «Травли.Нет» АНО «БО «Журавлик». Авторами курса стали клинический и кризисный психолог АНО «БО «Журавлик» Мария Зеленова и детский психолог Ольга Бочкова, основатель и руководитель «Академии безопасности Ольги Бочковой».

Мария Зеленова рассказывает: «Наш курс состоит из уникальных максимально практических восьми уроков, направленных на информирование родителей по вопросам предотвращения различных проявлений травли в детских коллективах. Мы постарались легким и понятным языком на интересных примерах донести все самые ценные антибуллинговые идеи, выжимки из самого актуального в мире в сфере противодействия насилию среди детей и подростков».

Ролики посвящены разным аспектам травли: почему дети становятся участниками травли, как помочь детям в этой ситуации, стоит ли советовать им «дать сдачи», как справиться с бойкотом в классе, как разрешать конфликты с родителями других детей, что может сделать учитель, — и, наконец, что делать, если травля перешла в кибербуллинг? Вводную лекцию видеокурса можно найти здесь. Часть роликов уже опубликована. И новые выходят каждую среду.

Для усталых мам

Многим мамам бывает трудно найти время для себя. А особенно трудно бывает многодетным матерям или тем, у кого растут приемные дети с их особыми проблемами, или дети-инвалиды. Махнуть рукой на себя, чувствовать себя виноватой за каждую минуту и каждый рубль, потраченные не на детей, — обычное состояние для занятых и усталых мам. Именно для них Фонд Amway «В ответе за будущее» и Национальный медицинский исследовательский центр Минздрава России разработали проект «РеФорма», смысл которого —

научить многодетных матерей, матерей приемных детей и детей-инвалидов заботиться о себе: находить время на спорт, задумываться о здоровом питании, вести здоровый образ жизни.

«Конечно, эта проблема актуальна не только для таких мам, но мы как благотворительный фонд решили помочь именно мамам уникальным: у них намного больше загрузки, актуальнее вопрос распределения ресурса, — говорит президент фонда «В ответе за будущее» Анна Сошинская.

В феврале проект стартовал в Краснодаре, Москве, Екатеринбурге и Новосибирске; в Краснодаре скоро уже будет выпускной.

Занятия у мам проходят каждый день, кроме воскресенья, по часу в день. Два раза в неделю они занимаются спортом, в остальное у них проходят лекции и семинары по питанию, здоровью, психологии, мотивации, отношениям: их учат находить время на себя каждый день. Эта программа одинаковая для всех городов. Раз в две недели участницы собираются офлайн — и чем они будут заниматься, зависит от местных кураторов проекта. Например, в Краснодаре были и совместные общие тренировки, и мастер-класс по макияжу: это важно, чтобы сдружить участниц проекта. «У меня очень хорошее впечатление. Я сама занимаюсь с московской группой, слушаю лекции. Я имею право участвовать как многодетная мама пятерых детей и приемная, — говорит Анна Сошинская. — Онлайн-формат идеально подходит уникальным мамам. Я сама начала регулярно заниматься, только когда открыла для себя онлайн-тренировки. Мы все еще дорабатываем программы, чтобы грамотно сочетать онлайн с элементами офлайн, потому что с одной стороны у этих мам времени нет, с другой стороны для них очень нужно коммьюнити, где они могли бы обмениваться информацией, поддерживать друг друга».

Осенью к «РеФорме» примкнут еще четыре города: Санкт-Петербург, Казань, Ростов-на-Дону и Пермь. В каждом городе в программу отбирают тридцать участниц. Приоритет отдают тем, кто находится в самом сложном положении. Проект поддержали на уровне Евразийского женского форума.

…Год назад все только привыкали учить и учиться дистанционно. Полгода назад спрашивали себя и друг друга: что вы собираетесь взять с собой из дистанта в обычную жизнь? Теперь мы уже живем в той реальности, где самое востребованное из онлайна само прижилось в повседневной жизни наряду с офлайном — но никак не вместо него.

Делаем честную журналистику
вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#дистанционное обучение #школа #школьники #дети #родители

важно

2 часа назад

Bellingcat: шесть сотрудников ГРУ участвовали в операции по взрыву склада боеприпасов в чешской Врбетице в 2014 году

важно

день назад

Глава СПЧ направил Бастрыкину письмо в связи с делом против журналистов DOXA

выпуск

№ 42 от 19 апреля 2021

Slide 1 of 11
  • № 42 от 19 апреля 2021

Топ 6

1.
Открытое письмо

«Вплоть до остановки сердца» Врачи обратились к директору ФСИН: состояние Алексея Навального близко к критическому. Публикуем полный текст письма

333448

2.
Комментарий

«Это казнь без приговора» Что значат показатели крови Алексея Навального. Анализирует известный врач-невролог Майкл Мирер

179542

3.
Комментарий

За донаты — до 8 лет Что будет с активными соратниками и рядовыми сторонниками Навального после того, как штабы политика внесут в список экстремистских организаций

111739

4.
Комментарий

«Ядерное несдерживание» Чтобы США отступились от Украины, межконтинентальные ракетные комплексы России демонстративно выведены на маршруты боевого патрулирования

106533

5.
Расследования

Да борт он класть на всех хотел! Еще раньше, чем в Геленджике, «аквадискотека» появилась на яхте Абрамовича за 500 млн евро

104189

6.
Сюжеты

«Подсудимого узнать невозможно» Cудья из Воронежа оправдала 11 участников январских митингов. Дела закрыты за отсутствием состава правонарушений

94682

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera