Онлайн для приемных родителей
Каждый человек в нашей стране, который хочет усыновить ребенка, должен пройти школу приемных родителей (ШПР). Но в некоторых регионах таких школ мало и в них трудно попасть, а программы иногда оказываются устаревшими, не очень полезными, даже не слишком профессиональными.
Программа ШПР в московском Институте развития семейного устройства всегда была востребована среди будущих родителей, однако проходили они только очно. Но в марте–июне 2020 года группы пришлось перевести в онлайн-формат. До тех пор в ИРСУ были уверены, что проводить ШПР в таком режиме просто невозможно. Оказалось, однако, что возможно, — и даже с приемлемым качеством.
Поэтому, когда снова стало можно работать очно, с москвичами возобновили очную работу, а для жителей регионов, в особенности тех, кто проживает за пределами мегаполисов, сделали дополнительный набор в онлайн-группы. И они моментально наполнились. «Мы открываем запись на два часа — и закрываем, получив полную группу и лист ожидания на полгода вперед», — рассказывает Дина Магнат, руководитель ШПР ИРСУ.
В 2020 году Школа приемных родителей ИРСУ получила грант фонда Владимира Потанина по программе «Общее дело» — это позволило открыть две онлайн-группы: одну осенью и одну весной. А на 2021 год — получила президентский грант, так что в этом году онлайн-групп будет не меньше шести. «Кроме того, мы стали делать две разные ресурсные группы онлайн, — рассказывает Дина Магнат. — Одна из них — для совместной работы родителей с ребенком от 9 до 12 лет, называется «Арт-нить». Вторая — наш старый формат: группы для тех семей, где дети в адаптации — это программа «Уже вместе». Запрос есть, первые результаты нам нравятся, но выводы делать рано. А вот по ШПР — запрос огромен. Правда, среди желающих есть и жители Москвы, которые говорят, что им далеко ездить или неудобно, но им мы отказываем: за таким запросом обычно стоит недоверие к ШПР вообще, желание «обойтись малой кровью», максимально формально. Мы понимаем, почему люди так думают, но сами считаем, что наши группы имеют смысл — и так обычно считают все, кто их заканчивает, даже те, кто приходит со скептическим настроем. А очный формат в самом деле лучше, так что ограничение при работе мы не снимаем».
В помощь регионам
В фонде «Волонтеры в помощь детям-сиротам» работу ШПР тоже остановили с началом карантина. «Наши ведущие стали экстренно адаптировать программы под требования дистанта», — рассказывает Наталья Шкурова, координатор программы «Содействие семейному устройству». Как и в ШПР ИРСУ, в группы сразу стали приходить люди из регионов. Поэтому в фонде стали проводить группы ШПР онлайн, сейчас в них примерно 30% из Москвы и области и 70% из других регионов. Для регионов запустили специальный проект, который помогает семьям, взявшим на воспитание детей с особенностями развития, создавать для них дома поддерживающую реабилитационную среду. Семинары проводят специалисты, которых тоже не всегда найдешь рядом с домом: нейроуролог, невролог, нейропсихолог, сенсорный терапевт, специалист по пищевому поведению.
Карантин особенно сильно ударил по детям с особенностями развития: им жизненно необходима реабилитация, а ее пришлось остановить.
Поэтому одна из программ фонда, «Близкие люди», усилила удаленную поддержку для семей, где растут дети-инвалиды. «Полезной находкой дистанта оказалось то, что мы смогли организовать онлайн-консультации редких специалистов, в том числе генетика и физического терапевта — а такие специалисты могут быть вообще недоступны в регионах, — говорит Наталья Шкурова. — Наш фонд помогает семьям в приобретении инвалидных колясок, вертикализаторов, но перед покупкой нужна консультация физиотерапевта, который поможет ее правильно подобрать и учесть все нюансы конкретного ребенка. В регионах зачастую сложно получить нужную специфическую консультацию. И теперь мы решаем эту проблему.»
Чтобы учитель не выгорал
Всем учителям, наверное, хорошо известен проект «Яндекс.Учебник»; многие пользовались его материалами на дистанте. Но материалы для проведения уроков или выдачи домашних заданий — далеко не все, что нужно учителю: ему надо справляться со своими проблемами, профессионально развиваться. Так возникло новое пространство развития учителей от «Яндекс.Учебника» — «Я Учитель».
Ирина Савицкая, руководитель направления продвижения «Яндекс.Учебника», рассказывает: «Мы стараемся ответить на самые актуальные запросы учителей, поэтому создали программу «Я Учитель», где можно выбирать темы, которые интересны конкретному человеку, «больные темы», где можно проходить тесты, оценивать себя и получать рекомендации. В марте 2020 года мы впервые провели интенсив: онлайн-диагностику по компетенциям современного успешного учителя. И по итогам диагностики спросили педагогов: какие еще тесты были бы для них интересны? Оказалось, что учителя больше всего заинтересованы в диагностике цифровых компетенций, навыков развития функциональной грамотности у учеников и профессионального выгорания». Следующие интенсивы прошли в октябре 2020 года и нынешнем апреле. Все тесты бесплатны, а результаты доступны только самому учителю. «Нам важно было создать безопасную диагностическую «лабораторию», — говорит Ирина Савицкая.
Навыки можно не только проверить, но и подтянуть: образовательное пространство предлагает учителям бесплатные курсы по тем самым «больным темам».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Самыми популярными в условиях дистанта оказались курсы по информационно–компьютерным технологиям и по учительскому выгоранию. «Этот курс, подготовленный Психологическим институтом Российской академии образования, ожидаемо оказался очень востребованным, — говорит Людмила Пятницкая, методист по обучению учителей «Яндекс.Учебника». — Профессия учителя относится к «помогающим» профессиям, которые всегда находятся в ситуации риска выгорания. Учителям важно помнить об этом и заботиться о себе. То, что курс учителям оказался так нужен — это, скорее, общая тенденция, чем наша заслуга, но мы понимаем, что движемся в правильную сторону.
Популярным оказался и курс по инклюзии: мы поняли, что попали в учительские тревоги: ведь дети с ограниченными возможностями здоровья оказались в обычных классах, и учителям важно было понять, как их учить».
Среди популярных тем — курс про трудное поведение в классе и способы с ним справляться, подготовленный вместе с фондом «Шалаш» и его директором Лилей Брайнис. Набирает популярность курс по функциональной грамотности. «Его востребованность связана с участием российских школ в международном тестировании PISA: для школ важно показывать высокие результаты по межпредметным навыкам, — поясняет Людмила Пятницкая. — Есть курс про оценивание — какие существуют типы оценивания, как отойти от стандартной пятибалльной шкалы. Готовятся к выходу курс про СДВГ и курс по мотивации: ведь мы понимаем, что если ребенок не хочет учиться — это не просто лень, у этого нежелания есть свои причины.»
Учителя обычно интересуются, дают ли тем, кто прошел курсы, документ об их прохождении. Дают: меньше 16 часов — сертификат, больше — удостоверение.
Если ребенка травят
Родителей, которые обнаруживают, что их ребенка травят в школе, разрывает от гнева и беспомощности. Они действительно не знают, как помочь ребенку: что ему сказать, чему его учить, как защитить. Может быть, еще ужаснее — обнаружить, что твой ребенок среди тех, кто травит. Именно для родителей детей (причем детей с обеих сторон травли) предназначен новый бесплатный видеокурс «Безопасно, когда травли нет», запущенный программой «Травли.Нет» АНО «БО «Журавлик». Авторами курса стали клинический и кризисный психолог АНО «БО «Журавлик» Мария Зеленова и детский психолог Ольга Бочкова, основатель и руководитель «Академии безопасности Ольги Бочковой».
Мария Зеленова рассказывает: «Наш курс состоит из уникальных максимально практических восьми уроков, направленных на информирование родителей по вопросам предотвращения различных проявлений травли в детских коллективах. Мы постарались легким и понятным языком на интересных примерах донести все самые ценные антибуллинговые идеи, выжимки из самого актуального в мире в сфере противодействия насилию среди детей и подростков».
Ролики посвящены разным аспектам травли: почему дети становятся участниками травли, как помочь детям в этой ситуации, стоит ли советовать им «дать сдачи», как справиться с бойкотом в классе, как разрешать конфликты с родителями других детей, что может сделать учитель, — и, наконец, что делать, если травля перешла в кибербуллинг? Вводную лекцию видеокурса можно найти здесь. Часть роликов уже опубликована. И новые выходят каждую среду.
Для усталых мам
Многим мамам бывает трудно найти время для себя. А особенно трудно бывает многодетным матерям или тем, у кого растут приемные дети с их особыми проблемами, или дети-инвалиды. Махнуть рукой на себя, чувствовать себя виноватой за каждую минуту и каждый рубль, потраченные не на детей, — обычное состояние для занятых и усталых мам. Именно для них Фонд Amway «В ответе за будущее» и Национальный медицинский исследовательский центр Минздрава России разработали проект «РеФорма», смысл которого —
научить многодетных матерей, матерей приемных детей и детей-инвалидов заботиться о себе: находить время на спорт, задумываться о здоровом питании, вести здоровый образ жизни.
«Конечно, эта проблема актуальна не только для таких мам, но мы как благотворительный фонд решили помочь именно мамам уникальным: у них намного больше загрузки, актуальнее вопрос распределения ресурса, — говорит президент фонда «В ответе за будущее» Анна Сошинская.
В феврале проект стартовал в Краснодаре, Москве, Екатеринбурге и Новосибирске; в Краснодаре скоро уже будет выпускной.
Занятия у мам проходят каждый день, кроме воскресенья, по часу в день. Два раза в неделю они занимаются спортом, в остальное у них проходят лекции и семинары по питанию, здоровью, психологии, мотивации, отношениям: их учат находить время на себя каждый день. Эта программа одинаковая для всех городов. Раз в две недели участницы собираются офлайн — и чем они будут заниматься, зависит от местных кураторов проекта. Например, в Краснодаре были и совместные общие тренировки, и мастер-класс по макияжу: это важно, чтобы сдружить участниц проекта. «У меня очень хорошее впечатление. Я сама занимаюсь с московской группой, слушаю лекции. Я имею право участвовать как многодетная мама пятерых детей и приемная, — говорит Анна Сошинская. — Онлайн-формат идеально подходит уникальным мамам. Я сама начала регулярно заниматься, только когда открыла для себя онлайн-тренировки. Мы все еще дорабатываем программы, чтобы грамотно сочетать онлайн с элементами офлайн, потому что с одной стороны у этих мам времени нет, с другой стороны для них очень нужно коммьюнити, где они могли бы обмениваться информацией, поддерживать друг друга».
Осенью к «РеФорме» примкнут еще четыре города: Санкт-Петербург, Казань, Ростов-на-Дону и Пермь. В каждом городе в программу отбирают тридцать участниц. Приоритет отдают тем, кто находится в самом сложном положении. Проект поддержали на уровне Евразийского женского форума.
…Год назад все только привыкали учить и учиться дистанционно. Полгода назад спрашивали себя и друг друга: что вы собираетесь взять с собой из дистанта в обычную жизнь? Теперь мы уже живем в той реальности, где самое востребованное из онлайна само прижилось в повседневной жизни наряду с офлайном — но никак не вместо него.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68