КомментарийОбщество

«Они не перестанут говорить, даже когда кругом все умолкнут»

Преподаватели задержанных журналистов DOXA о своих студентах

Этот материал вышел в номере № 41 от 16 апреля 2021
Читать
«Они не перестанут говорить, даже когда кругом все умолкнут»
Владимир Метелкин, Наталья Тышкевич и Армен Арамян в зале суда. Фото: Арден Аркман / «Новая газета»
В среду, 14 апреля, силовики пришли с обысками в редакцию студенческого журнала DOXA, сотрудникам издания и их родителям. Причиной стало видеообращение редакции о давлении на студентов со стороны вузов во время протестных акций (журнал удалил его еще в январе по требованию Роскомнадзора). Утром четырех журналистов «Доксы» — Армена Арамяна, Владимира Метелкина, Наталью Тышкевич и Аллу Гутникову — задержали, против них возбуждено уголовное дело о вовлечении несовершеннолетних в совершение противоправных действий (статья 151.2 УК). По этой статьей журналистам грозит до трех лет лишения свободы. DOXA — независимый студенческий журнал о реалиях современного университета, который рассказывает о проблемах студентов и сотрудников университетов, обсуждает актуальные вопросы университетской политики и формирует дискуссионное пространство, в котором могут высказываться критические мнения студентов и сотрудников. Корреспондент «Новой» поговорила с преподавателями задержанных журналистов, а также общественными деятелями и узнала, почему «Доксу» необходимо поддерживать.

Илья Будрайтскис

преподаватель политической̆ философии:

— Сегодня утром были задержаны четыре редактора журнала DOXA — наверное, одного из самых ярких явлений в российском активизме последних лет.

Абсурдное и безосновательное уголовное дело, возбужденное властями против журналистов, как мне кажется, не имеет какой-то одной конкретной причины. Да, журнал DOXA создал мощную сеть поддержки студентов, задержанных на протестных акциях, разоблачал коррупцию университетских бонз, проводил громкие и эффективные кампании против домогательств в российских вузах. Однако попытка разгрома этого журнала и сообщества вокруг него связана с тем, что он рассматривается как один из главных источников политизации университета в принципе, с превращением его в место самоорганизации и несогласия.

Подлинные причины полицейской операции против DOXA — в глубоком убеждении наших властей, что политика — это не более чем технология, при помощи которой возможно манипулировать сознанием. DOXA как явление в целом воспринимается именно в качестве коварной технологии, направляемой внешним врагом. Убежден, что этот дефект мышления, постоянно воспринимающий следствие в качестве причины, рано или поздно приведет режиссеров нынешнего дела против DOXA к трагическому конфликту с реальностью.

Один из основателей DOXA журналист Армен Арамян. Фото: Арден Аркман / «Новая газета»
Один из основателей DOXA журналист Армен Арамян. Фото: Арден Аркман / «Новая газета»

Несколько лет назад Армен Арамян, один из основателей DOXA, был студентом на моем курсе по критической теории — важному направлению социальной философии XX века, воспринимающей общество как пространство конфликта и противоречий, которые не под силу устранить при помощи запретов и репрессий. И я уверен, что это понимание, которое Армен прекрасно усвоил, уже сделало его сильнее и умнее тех, кто сегодня пытается заткнуть редакции DOXA рот.

Виктор Горбатов

философ, преподаватель Свободного университета:

— Моя поддержка журналу DOXA, его редакторам, у которых сегодня прошли обыски и допросы, — Армену Арамяну, Наташе Тышкевич, Алле Гутниковой, Владимиру Метелкину.

Армена Арамяна я знаю еще по Философскому дискуссионному клубу в НИУ ВШЭ — прекрасные времена, когда в стенах университета можно было поговорить про май 1968-го и про различные теории справедливости. Алла Гутникова была моей студенткой в Школе культурологии, одной из самых одаренных. Армен и его единомышленники с нуля создали концепцию нового студенческого медиа — журнал DOXA всегда имел свой голос и не боялся говорить на сложные темы. Журнал писал о харассменте и об уязвимости студентов, страдающих психологическими расстройствами. О ректорах-плагиаторах, о политических преследованиях и о махинациях с целевым набором в различных российских вузах. В 2020 году журнал DOXA первым опубликовал материал о готовящихся массовых увольнениях преподавателей ВШЭ якобы в рамках «оптимизации», а на деле, как я считаю, за политические взгляды и правозащитные высказывания.

По мере того как атмосфера в университете становилась все более душной, мы начали еще сильнее ценить каждый глоток свежего воздуха. Таким глотком для меня были и остаются материалы DOXA.

Этих ребят не смогли заткнуть «увещевания» университетского начальства, которые закончились грубой ложью и лишением статуса официального студенческого проекта. Их не смогли заткнуть потоки грязи и клеветы в их адрес. Их не смогли заткнуть угрозы и задержания на «несанкционированных» акциях. Насколько я знаю Аллу, Наташу, Армена, Владимира и всех других замечательных авторов DOXA, они не перестанут говорить, даже когда кругом все умолкнут.

Не молчите и вы. Сейчас самое время поддержать тех, кто всегда поддерживал преследуемых за правду.

Ян Левченко

культуролог:

— Алла Гутникова в 2017 году поступила на первый курс ныне упраздненной школы культурологии НИУ-ВШЭ. Яркий творческий человек, всегда заряженный на действие и на жажду счастья, Алла и сейчас, заканчивая четвертый курс, воплощает студенческий габитус, каким его создали 60-е годы минувшего века. Я с первого курса наблюдал за изменениями, которые происходили с Аллой и людьми ее круга. За тем, как они были вынуждены с каждым годом погружаться в политику — и вовсе не из досужего или меркантильного интереса.

Алла Гутникова в зале суда. Фото: Арден Аркман / «Новая газета»
Алла Гутникова в зале суда. Фото: Арден Аркман / «Новая газета»

В другие времена они бы вели бездумно-потребительский образ жизни, как это продолжают делать многие их сверстники и чего требует от них руководство всех мастей. Но они выбирают опасный путь, у которого нет альтернатив. Они не бегут, не прячутся, а возвышают голос против государственного беззакония. Они создали журнал, чью инициативную группу, в первую очередь Армена Арамяна, я также знаю несколько лет. Они делают важное дело, и мало кто стоит рядом с ними. Преподаватели факультета гуманитарных наук должны гордиться студентами, которые читали в детстве нужные книги и вынесли из учебы самое главное — человеческое достоинство. А команде Свободного университета, в которую Армен Арамян входит с момента основания летом 2020 года, следует сообща поддержать журнал DOXA, обвиняемый в исполнении своего гражданского долга.

Константин Сонин

экономист, профессор Чикагского университета:

— Лучи поддержки журналу DOXA. [Сегодня проходят] Обыски у редакторов и корреспондентов журнала DOXA — важнейшего студенческого СМИ в России. Поскольку дня не проходит без обысков у ведущих журналистских изданий, к DOXА тоже должны были когда-то прийти. Имена этих журналистов не так известны, может быть, но ребята делали важнейшую работу, связывая российское студенчество в единое пространство, защищая всех, кто подвергается дискриминации и насилию, например, представителей ЛГБТ+. Но, конечно, не только — они просто боролись за то, чтобы студентам было лучше учиться. То, что их арестовывают за борьбу за качество образования, — это и подло, и вредно. Большие журналисты, пожалуйста, обратите внимание на то, что происходит.

Елена Панфилова

основательница российского отделения международной организации Transparency International (внесена Минюстом РФ в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента»):

— А вот и тренд сезона нарисовался.

И вот только мы выпустили все заявления в поддержку бесстрашного и прекрасного [главного редактора «Важных историй»] Романа Анина, сегодня с утра начались обыски и допросы еще у одного нашего партнера — у наших коллег из журнала DOXA. У тех самых ребят, которые публикуют актуальное про студенчество и оказывают поддержку тем студентам, которых прессуют и притесняют за их взгляды и общественную позицию.

Похоже, разгоняясь к электоральному сентябрю, машинка выбрала тактику сделать так, чтобы никто ничего лишнего не писал про разных там «упырей», «протоупырей» и «протодолбоклюев» и чтобы не стало тех, кто защищает тех, кто пишет о них или что-то делает против их всевластия.

Мило. Стерильненько так будет.

Но не будет. Потому что, как мне представляется, эта вот беготня за журналистами и активистами со статьями всяких УК и КОАП про обиды и запреты не показывает ничего, кроме того, что властная машинка таки боится не только действия, но и слова.

Значит, будет больше слов.

Ну и, собственно:

«Утро 14 апреля началось с тревожных новостей об обыске в очередной редакции независимого СМИ. В этот раз силовому давлению подверглось студенческое медиа DOXA.

Также обыски проходят дома у сотрудников DOXA Аллы Гутниковой, Армена Арамяна, Владимира Метелкина и Натальи Тышкевич. По окончании этих действий журналистов планируют доставить в Следственный комитет, сообщает ОВД-Инфо.

Владимир Метелкин. Фото: Арден Аркман / «Новая газета»
Владимир Метелкин. Фото: Арден Аркман / «Новая газета»

Сам журнал DOXA передает, что обыски проходят из-за видео о январских протестах, которое издание удалило по требованию Роскомнадзора. Журнал сообщает, что силовики, проводящие обыск, называют Наталью Тышкевич обвиняемой по ст. 151.2 УК РФ («Вовлечение несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих опасность для жизни несовершеннолетнего»).

Вместе с DOXA «Трансперенси» (организация внесена Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента) и «Важные истории» выпустили исследование коррупции при распределении мест на программах целевого набора в элитных российских вузах — один из наиболее резонансных материалов прошлого года.

Мы обеспокоены ситуацией с DOXA и сотрудниками издания. «Трансперенси» вновь подчеркивает:

применение уголовного преследования в качестве инструмента давления на независимые СМИ недопустимо».

Татьяна Вайзер

преподаватель МВШСЭН, преподаватель Института славистики Дрезденского университета:

— Редакция одного из самых прогрессивных студенческих журналов в России подвергается сегодня преследованиям по политическим мотивам. Собственно, «политическим мотивом» для преследования в России сегодня становится наличие — вообще — своего свободного от официального догматизма властей — мнения, возможность и осознаваемое право мыслить свободно, смотреть на вещи критически.

Основатель DOXA Армен Арамян был одним из лучших слушателей МВШСЭН на магистерской программе «Политическая философия». Учить таких студентов, как Армен, — всегда интеллектуальное удовольствие, это придает смысл нашей работе. А в этом году Армен уже планировал приехать к нам на летнюю школу Eigen-Sinn: Citizen Empowerment and «Soft» Protest in the Soviet and Post-Soviet World в Дрезденский университет в качестве лектора. По злой иронии и прихоти властей, видимо, настолько пресытившихся золотым интеллектуальным капиталом страны, чтобы бездумно преследовать и изгонять его лучших представителей, Eigensinn (гражданское упорство и своеволие) становится для Армена и его команды сегодня практикой, а не только теоретическим концептом.

DOXA — одно из самых замечательных явлений российской медиапубличности и граждански осмысленного студенческого сообщества в России.

Ребята не только умные и живые, чутко реагирующие на самые острые проблемы современной университетской среды, раскрепощенные в своих философских движениях и гуманитарных траекториях, экспериментирующие с форматами академического знания в свободной медийной среде. Они также смогли показать, что университетское сообщество может и должно мыслить проблемы гражданского сознания и демократического развития общества значимым пунктом своей академической и общественной повестки: «Мы осознаем историческое значение студенческих и иных движений, которые возникали в университете и зачастую выходили за его стены. Поэтому мы не проводим разграничительную черту между университетом и политикой, придерживаясь позиции, что создание антиавторитарного и демократического пространства в стенах университета является важным политическим действием и за его стенами». В 2020 году Высшая школа экономики лишила DOXA статуса студенческой организации и поддержки университета.

Мы, преподаватели высшей школы, поддерживали и будем поддерживать DOXА. Университеты, которые «выбрасывают» своих лучших студентов и не защищают их от политически мотивированных действий властей, обречены терять свое будущее.

Анна Грешных

историк античности, культуролог:

— Алла Гутникова — одна из самых блестящих молодых культурологов, каким мне приходилось преподавать за несколько лет работы в НИУ ВШЭ. Речь не просто о глубоком аналитике, о талантливом гуманитарии с энциклопедической эрудицией. Речь о человеке — и это относится не только к самой Алле, но и к тем, кто рядом с ней, — который, обладая подлинным человеческим достоинством, не бездействует перед лицом беззакония и любого произвола. Хочется сказать, что им поистине неведом страх. Тот самый страх, что раскалывает личность и становится двигателем худших, часто необратимых поступков в человеческой истории. Говоря правду, они не оглядываются назад. С такой молодежью нам не страшно и не стыдно за наше грядущее.

Фото: Арден Аркман / «Новая газета»
Фото: Арден Аркман / «Новая газета»

Илья Щуров

Доцент НИУ ВШЭ

Самое важное, что происходит сейчас в России — это построение структур гражданского общества, тех механизмов, которые позволяют людям эффективно объединяться для решения общих проблем. Создание таких структур — само по себе тяжелая работа. Но в наше время она становится ещё и опасной. Чтобы оказаться под катком репрессивной государственной машины, уже не обязательно заявлять свои претензии на власть. Не обязательно работать в штабе оппозиционного политика. Не обязательно выходить на митинги. Достаточно лишь сказать, что все, перечисленное выше, является нормальным. Достаточно сказать, что у каждого из нас — у школьника или студента, чиновника или пенсионера, профессора или футболиста — есть право на собственную точку зрения, право ее высказывать и защищать. Достаточно выразить поддержку тем, кто за свое мнение получает угрозы, оказывается арестованным или избитым.

Достаточно просто не побояться назвать черное черным, а белое — белым. Именно за это мои друзья из журнала DOXA рискуют оказаться в тюрьме.

Среди них — Наташа Тышкевич, дважды выпускница Высшей школы экономики, моя студентка. За годы обучения между преподавателем и студентами устанавливается связь, похожая на связь родителей и детей. Она не исчезает после выпускного. Всё, что происходит в их жизни — это часть моей жизни. Сегодня к Наташе пришли следователи. Значит, они пришли ко мне.

Наталья Тышкевич в здании суда. Фото: Арден Аркман / «Новая газета»
Наталья Тышкевич в здании суда. Фото: Арден Аркман / «Новая газета»

Григорий Юдин

Философ

Ваш вес можно определить, только измерив, каково сопротивление вам. Doxa — небольшое студенческое медиа, которое ещё несколько лет назад делалось буквально «на коленке». За эти несколько лет они нащупали ключевые конфликтные точки современной России — борьба студентов с профессорами против бюрократов за власть в университетах и культурное противостояние молодых власти геронтократов. Поэтому сначала на них обрушил репрессии университет, который они переросли, а теперь — силовая машина, которой они тоже не по зубам.

Их вес растет, их читают в университетах и школах — и уголовное дело они получили в признание своих заслуг.

Они смело назвали себя древнегреческим словом «докса», что, по сути, означает обычный здравый смысл обывателя. И сегодня правда состоит в том, что они действительно во многом выражают здравый смысл своей аудитории. Для абсолютного большинства молодых людей в России суды за репосты, аресты за «вовлечение малолетних», разгромы и обыски у студентов-журналистов — это полная дичь. Эти ребята сегодня на передовой линии бессмысленной войны морально устаревших элит против нашего общего будущего. Они сегодня герои, и они выиграют. Спасибо им за смелость.

Ян Сурман

Историк, бывший научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева НИУ ВШЭ. Старший научный сотрудник Института им. Томаша Гаррига Масарика и Архива Академии наук ЧР в Праге

Сказать, что журнал DOXA стал важной точкой на академической карте Москвы — значит не сказать ничего. Я несколько лет прожил в Москве, и все это время журнал был для меня интеллектуальным убежищем, в котором можно было укрыться от довольно консервативной интеллектуальной атмосферы Москвы. Что еще более важно, за эти годы журнал на моих глазах стал тем местом, куда могли обратиться студенты, столкнувшиеся с проблемами в университете и за его пределами. И именно из-за этого у DOXA постоянно возникали проблемы — они поддерживали тех, кто нуждался в этом, собирали деньги на штрафы для задержанных студентов и студенток, помогали тем, на кого оказывала давление администрация университета.

Фото: Арден Аркман / «Новая газета»
Фото: Арден Аркман / «Новая газета»

Даже если бы DOXA выполняла только одну из этих функций — предоставляла интеллектуальное убежище, поддерживала в конфликтах с администрацией или помогала с оплатой штрафов — то и этого было бы достаточно, но журнал занимался всем этим одновременно. Я сотрудничал и продолжаю сотрудничать с DOXA. Мы организуем летние школы и университетский проект «Культуры критики» (мы начали делать его еще тогда, когда журнал имел статус студенческой организации НИУ ВШЭ) и Антиуниверситет. Все это — низовые инициативы, которые возникли потому, что российские университеты не могут удовлетворить запросы студентов. Все эти проекты были бы невозможны без участия коллег из DOXA, которые выступали в роли студентов-интеллектуалов. Обычно бывает наоборот, и всем этим занимаются преподаватели, которые «знают», что «нужно» студентам. Стоит ли удивляться, что такие проекты оказываются не слишком успешными?

Когда мы организовывали наш первый проект, я написал Фрэнку Кариорису, историку маскулинности из Питтсбурга. Он уже тогда знал про DOXA — это довольно известный проект даже по международным меркам. В какой-то момент мне начало казаться, что все интересное, что происходит в Москве, так или иначе связано с DOXA. Бывало, что я организовывал мероприятия без участия DOXA, но люди все равно думали, что они связаны с журналом. Когда полицейские обыскивали квартиру Армена, их поразило количество книг в его комнате. Очевидно, что они были довольно поверхностно знакомы с деятельностью DOXA, ведь книги — это неотъемлемая часть жизни того, кто занимается интеллектуальной деятельностью. Неслучайно, что первый раз я познакомился с DOXA на конференции про события 1968 года, организованной ими в ВШЭ.

Но все же не интеллектуальность делает DOXA столь важным проектом для Москвы, хотя это тоже играет свою роль. Не менее важно то, что любой студент может обратиться в DOXA и получить поддержку, которую он или она не может получить в университете.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow