РецензияКультура

Неоконченная пьеса для 150 скульптур и дюжины опер

В петербургском Манеже показывают «(Не)подвижность» — самую необычную в истории русской скульптуры выставку, превращенную в настоящий оперный спектакль

Этот материал вышел в номере № 40 от 14 апреля 2021
Читать
Неоконченная пьеса для 150 скульптур и дюжины опер
Выставка «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева» в Санкт-Петербурге. Фото: РИА Новости

Показывать старую скульптуру нелегко и неприятно. Широкая публика ее недопонимает, привычка экспонировать никак не перейдет в традицию. В России есть музеи-мастерские отдельных авторов, но нет большого музея скульптуры, хотя бы старинной, как знаменитый Либигхаус во Франкфурте. Потому даже мастерски сделанные выставки, вроде ретроспективы Николая Андреева или Сарры Лебедевой в Инженерном корпусе, впечатляют качеством выделки, но не количеством публики: сознание многих по-прежнему подтачивает предубеждение, будто для понимания толка в деликатесах газон надо стричь долго.

Кажется, у мегапроекта «(Не)подвижность» в петербургском Манеже будет иная судьба. Полторы сотни работ охватывают все богатство русской классической школы начиная с XVIII века и до революции, от Федота Шубина до Александра Матвеева. Полтора века включили в себя множество стилей и «измов», зритель, впервые столкнувшийся с панорамой скульптурного искусства, увидит всех и вся, и даже все важнейшие материалы, использовавшиеся для создания бюстов и групп: от бронзы и мрамора до гипса, дерева и чугуна. Среди 65 авторов множество классиков, здесь Паоло Трубецкой и Евгений Лансере, Марк Антокольский и Владимир Беклемишев, но представлены и малоизвестные, и полузабытые имена, а главное — работы, которые мало кто раньше видел. Их отбором занималась большая команда кураторов во главе с одним из лучших специалистов по русской скульптуре Еленой Карповой из Русского музея.

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Жанр «(Не)подвижности» определен как выставка-исследование в предвкушении каталога, издающегося по академическим стандартам и полного иллюстраций, в том числе отсутствующей в залах на Исаакиевской площади монументальной скульптуры (ее по понятным причинам не показать даже в просторах Манежа). Но научность и в том, что специально к выставке реставрировали ряд работ, в том числе двухметровой высоты бюст Екатерины II, привезенный из Моршанска, что на севере Тамбовской губернии. Огромный бюст установили в благодарность императрице, «повысившей» село Моршу до уездного города Моршанска и назначившей ему первого губернатора. Бюст отливали в мастерских Академии художеств, автором считали Самуила Гальберга, но после работы в архивах в ходе подготовки пришлось менять этикетку, а следом и все другие записи: автором оказался ученик Петра Клодта Александр фон Бок. Сам автор шедевра на Аничковом мосту представлен не только бюстами Жанны д’Арк и Николая I, но и моделью деревянного украшения кормы винтового корвета «Медведь», построенного на Охтинской верфи для Балтийского флота. Это украшение — одно из многих в самом неожиданном разделе выставки, где собраны артефакты, предназначенные для самых разных судов: от императорской яхты «Держава» до броненосца «Адмирал Чичагов». Созданием таких моделей занимались и знаменитости, как Александр Опекушин, автор лучшего памятника Пушкину в России.

Именно здесь точнее всего проясняется сверхзадача кураторов — совместить в одном пространстве музыку и скульптуру.

На модели носовых украшений зритель смотрит под музыку из «Летучего голландца» Вагнера.

Всякому разделу выставки предназначена своя опера, музыку подбирал режиссер Василий Бархатов, он занимался «постановкой» выставки — вот и новая профессия в музейном мире. Фрагментами из «Фауста» Гуно, «Сказок Гофмана» Оффенбаха и «Воццека» Берга сопровождаются мизансцены, выстроенные из одной-двух скульптур или целых галерей «работ по теме». Так, «Дон Жуан» Моцарта звучит в диалоге с произведениями конца XVIII века, почти современными композитору, а «Жизнь за царя» Глинки — посреди полноценной галереи на темы русской истории, где и уменьшенное повторение памятника Минину и Пожарскому Ивана Мартоса из собрания Таганрогского художественного музея (1808–1818), и «Иван Грозный и Малюта Скуратов» Глеба Дерюжинского из Дома ученых им. Максима Горького РАН (1910-е). Какие-то ассоциации очевидны — так, «Русалке» Даргомыжского соответствуют ироничные скульптуры Юлии Свирской «Прелюдия» и «Эпилог» из Эрмитажа (1915). Их можно назвать «До» и «После»: сперва мужчина соблазняет женщину, затем она уже льнет к погрузившемуся в чтение любовнику. Выставка разбита на большие разделы «Фойе», «Гримерка», «Сцена», «Реквизит», «Закулисье». Конкретика названий несколько перегружает восприятие. Комментарии Юлии Бедеровой к звучащим фрагментам облегчают положение немеломана. Положение облегчают и отлично выставленный свет, искусный дизайн и само богатство возможных интерпретаций.

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Такой тип выставок непривычен для России, зато залы полны молодежи, подобный возрастной аншлаг можно наблюдать в эти дни лишь на выставке искусства 30-летних в Мраморном дворце. У Манежа не так давно сменилось руководство, с приходом новой команды произошла смена концепции. Автором идеи скульптурной выставки выступил директор Манежа Павел Пригара.

Петербург, ЦВЗ «Манеж», до 16 мая.

Павел Пригара, директор Манежа (Петербург)

Директор Центрального выставочного зала «Манеж» Павел Пригара. Фото: РИА Новости
Директор Центрального выставочного зала «Манеж» Павел Пригара. Фото: РИА Новости

— Многие музеи не знают, как работать со скульптурой. Как вы решились на такой проект?

— Скульптура во многом находится на периферии зрительского интереса — или во многом считается определенным эстетством, имена Гордеева или Орловского незнакомы широкой публике, и ты можешь себя выделить тем, что знаешь их и способен о них рассуждать. Так же и опера может показаться достаточно «капсульным жанром». Кто-то считает, что выбор обусловлен статуарностью и оперы, и скульптуры. Да, наверное, привычные постановки строились на статичных сценах.

Идея же, над которой мы начали думать около трех лет назад, — сделать проект, который немногие могут себе позволить.

За последний век такое количество скульптур такого периода не собиралось в одном месте, в основном это монографические выставки или диалоги двух авторов. У «(Не)подвижности» был пролог, выставка деревянной религиозной скульптуры XVII–XIX веков «Христос в темнице», показанная в 2019-м, и может быть продолжение, решение еще не принято, но вполне возможно — «Русская скульптура. ХХ век». Но, как и во всех случаях, кроме самой идеи нам важен еще и куратор, человек, способный рассказать эту историю. Никто лучше Елены Карповой не смог бы в нашей стране собрать эту скульптуру.

— А кто мог бы сделать выставку о ХХ веке?

— Мы сейчас думаем об этом. У нас есть одна особенность: мы рассказываем большие истории. С одной стороны, у куратора могут быть интересные идеи, с другой — важной его способностью остается возможность коммуницировать с музейными коллекциями, у него должна быть достаточная репутация, чтобы музеи давали те предметы, которые составят основу экспозиции.

— То есть вы ограничены сложившейся музейной элитой?

— Нет, мы работаем с новыми именами, провели фотовыставку с Ниной Гомиашвили, Юлия Аксенова делала большой проект, посвященный кинетике, в планах работа с зарубежными кураторами. Сейчас, например, идут переговоры с японскими кураторами, может, через два-три года привезем большую японскую выставку. Нам важна персонализация, мы не работаем с гастролирующими выставками.

— Но выставка, посвященная кинетизму, сделана вместе с Третьяковкой. Впрочем, Манеж показал ее первой.

— У меня достаточно устойчивое представление: Москва и Петербург, конечно, не один город, но мы становимся агломерацией. Мы достаточно активно обмениваемся аудиторией, в ковидные времена трафик стал еще больше. Пока у нас есть возможности рассказывать свои истории, мы будем ими пользоваться.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow