ИнтервьюКультура

«Есть важный принцип, говорить за тех, чье слово не может быть услышано»

В апреле выходит яркий полнометражный дебют Григория Добрыгина «Sheena667»

«Есть важный принцип, говорить за тех, чье слово не может быть услышано»
Кадр из фильма «Sheena667»
«Sheena667» снят блистательным оператором Михаилом Кричманом, был показан в Роттердаме и завис из-за локдауна — наконец-то зрители его смогут увидеть. Григорий Добрыгин — обладатель «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля за роль в драме Алексея Попогребского «Как я провел этим летом». Снимался вместе Филипом Сеймуром Хоффманом, Рэйчел Макадамс, Уиллемом Дефо и Робин Райт в «Самом опасном человеке» Корбейна. Снял короткометражки, отмеченные наградами «Кинотавра». Ставит спектакли в театре «Практика». Преподает на режиссерском факультете ГИТИСа.
Режиссер и актер Григорий Добрыгин. Фото: РИА Новости
Режиссер и актер Григорий Добрыгин. Фото: РИА Новости
о чем фильм
**«Sheena667»** Супружеская пара обитает в автосервисе на окраине Вышнего Волочка. Оля (Юлия Пересильд) работает на почте, Вадим (Владимир Свирский) — автослесарь. Зарабатывает продажей запчастей с «убитых» машин. Планируют купить и привезти из Германии подержанный эвакуатор, чтобы подбирать побитые на скользкой дороге смерти «лады». Совершенно случайно Вадим попадает в порночат, где встречает секси-диву из штата Джорджия с ником Sheena667, — как тут не залипнуть? Начинается история параллельной виртуальной жизни.

— Вы сочинили эту историю или вычитали ее в газете?

— В каком-то смысле это про мое любопытство. Лет в 12–14 находил в газете картинки с рекламой интимных услуг по телефону. Меня страшно это интересовало. Но я понимал: если позвоню, то родителям придет счет. Этот сюжет догнал меня позже, когда в скайпе стал приходить спам с похожими предложениями.

— Ваши герои — обычные маленькие люди, с которыми случаются необычные истории, сдвиг из обыденности. В Sheena667 механик по зову чувств эмигрирует в интернет-пространство. Ныряет в эту нору, как Алиса, обнаруживая там для себя восхитительный мир.

— В ГИТИСе, где я работаю на курсе Олега Львовича Кудряшова, был семестр Гоголя. На уроках режиссуры мы разбирали «Невский проспект». В истории художника Пискарева я увидел историю нашего Вадима, очарованного виртуальным миром.

— В описании того, что со всеми нами происходит сегодня, более всего подошел бы Гоголь.

— И мне так кажется.

— Вы говорили, что профессия актера требует прежде всего внимания и сосредоточенности, а мы уже привыкаем к скроллингу, не успевая зафиксировать что-то важное, тихое.

— Именно так. Все неважно, все можно смахнуть. Это смахивание делает нас нечуткими.

Вспоминаю детство, когда были взрывы в Волгодонске. Я впал в оцепенение и не мог из него выбраться. Или убийство Влада Листьева. Мне было лет девять, я шел и оглядывался — казалось, это преступление кричит отовсюду. Сегодня восприятие притуплено. На нас из каждого монитора агрессивно движется «как бы мир». Этому натиску невозможно противостоять.

Портрет явления

Четвертая власть 90-х

Эксплейнер Дмитрия Муратова

— При этом сама реальность, впадающая в массовую истерию по поводу эпидемии, курса валют, все больше похожа на антиутопию.

— Ощущение, что все это — контролируемые вещи. Как будто кто-то проверяет, насколько человеком можно манипулировать, насколько можно его запугать.

— Почему, имея в багаже такой опыт: жизнь на Камчатке, занятия хореографией, погружение в жизнь Церкви адвентистов, к которой принадлежат ваши родители, — вы не используете все это в своем кино?

Не знаю. Либо все это тоже притупилось в информационном потоке, либо прорастает в фильмах незаметно.

— Было смешно, когда на «Кинотавре» приз «Искусства кино» за лучший дебют получили два экс-танцовщика: вы — за «Sheena667» — и Борис Акопов — за фильм «Бык». Я надеялась, что вы вдвоем будете крутить фуэте во время получения наград.

— С фуэте я завязал. Вот Борис, судя по его форме, еще может.

Удивительно, что пока лента «Sheena667» консервировалась в карантине, на «Кинотавре» показали «Китобой» — новый фильм со схожим сюжетом про влюбленность в виртуальную женщину.

— Ну да; наверное, идеи, как вирусы, летают в воздухе. Думаю, различие в фильмах существенное.

Кадр из фильма «Sheena667» / Кинопоиск
Кадр из фильма «Sheena667» / Кинопоиск

В «Китобое» это подростковая любовь, у нас история пострашнее — она про кризис другого возраста.

— Есть в ваших картинах размышления о природе одиночества. В обласканном Берлинале фильме «Как я провел этим летом» ваш стажер Павел внезапно оказывается перед труднейшим моральным выбором. Они там вроде вдвоем на краю света. Но оба одиноки.

— Во время съемок «Sheena667» я проводил параллели между Павлом и Вадимом. То, что ты не сказал однажды, промолчал, в один момент может тебя задавить. Признайся Вадим жене: «Вот такая ситуация»… Но молчание втягивает в себя, оно разрушительно.

— А еще у обоих фильмов странное место действия. На первый взгляд — просто метеостанция или автосервис. Но при приближении возникает мистическое поле: в одном случае край света — Чукотка, в другом — ледяная дорога смерти, по которой едут Вадим и его жена Оля.

— Может быть, в силу моего образования и воспитания для меня у слова «мистический» отрицательная коннотация. Мой герой голоден до вопросов. Он останавливается возле странной мачты-церкви в поисках ответов. Эта мачта-церковь не придумана. Я жил в 40 километрах от съемочной площадки, мне нравилось проводить время в дороге, чтобы подумать перед съемкой. После ночных смен пару раз засыпал за рулем.

— Значит, у вас тоже была своя дорога смерти?

— Пару раз ловил себя на том, что мчусь по этой белой гололедице и просыпаюсь от того, что почти ударился о руль.

Так вот, церковь-мачта находилась на середине пути. Я был уверен, что это баптисты.

— Кстати, я прочитала, что баптистов и адвентистов у нас десятки миллионов, хотя эти церкви признаны сектами.

— В слове «секта» не вижу ничего отрицательного. Секта — это всегда меньшинство. Первые последователи Христа — меньшинство, по существу — секта, появившаяся в Новом времени. Так вот, едем мы с оператором Михаилом Кричманом мимо этой «церкви», я предлагаю: «Давайте остановимся». Подходим к сторожу. И случается тот диалог, который есть в фильме. Я был уверен, что они баптисты, а сторож не понял, о чем вообще речь: «Да нет, мы люди нормальные…»

— Вы снимались у Антона Корбейна в шпионском триллере «Самый опасный человек» со звездами первого эшелона. Что вы вынесли из этой совместной работы?

— Скорее всего, вынес себя. Изменения в понимании процесса. Наблюдал за работой группы. Видел, как режиссеры и продюсеры формируют команду. Это стало моим маяком; хочу, чтобы в моем кино люди между собой так общались.

— Как?

— Негромко. Ощущение, что у нас на съемочных площадках люди заняты прежде всего демонстрацией: «Мы снимаем кино!» Артисты показывают, как они играют, какие у них возможности, как здорово они владеют своим ремеслом.

Режиссер кричит, потому что нужно показать, кто главный, и продемонстрировать, что он руководит сверхважным процессом. Вся индустрия вовлечена в этот громкий процесс создания национального достояния!

Там люди спокойно и увлеченно делают дело, и оно важно всем, начиная с водителя и заканчивая продюсером.

— А если говорить о профессиональных тонкостях в работе выдающегося актера…

— Там люди не стесняются своего интереса к профессионализму другого. Когда мы снимали финальную сцену и Филип Сеймур Хоффман был в кадре, вся команда — от гримера до Даниэля Брюля и Дефо — стояла за плейбэками и смотрела, как он работает.

— И потом они щедрые. Как легко Уиллем Дефо отозвался на ваш призыв и снялся за пару дней в короткометражке «Mind the gap!» Как это было?

— Уиллем увидел сборку моей первой короткометражки «Измена» и сказал: «Давай что-то сделаем вместе».

Вы сделали запоминающиеся короткометражки «Измена», «Верпаскунген», «Mind the Gap». Но не обидно растрачивать время, энергию на «крошки»? На анекдот про мусор «Верпасгунген» с Сергеем Маковецким?

— Эти «анекдоты» мне были необходимы, чтобы понять, какие инструменты у меня есть и что из этого работает. Хронометраж неважен, если есть история и желание ее рассказать.

— Вы открыли в своем фильме другую Юлию Пересильд. Как создавался образ женщины офлайн — телесной, земной, теплой — на контрасте с его виртуальной любовницей?

— Хотелось, чтобы на экране были не артисты, а люди — незащищенные и в чем-то слабые.

— Как вы пережили карантин?

Со студентами в театре «Практика» выпустили стендап-концерт «Приоткрытый микрофон»: пытались освоиться в непростом для драматического артиста жанре. Ребята сами писали себе тексты на тему «Я и моя семья в карантине». Узнал много нового о поколении, которое по-другому видит наше время. Юмор помогает говорить о серьезных вещах. Разобраться в жанре на этапе работы с текстом нам помогал Артур Чапарян, на выпуске — Антон Курильчик.

— В отличие от многих кинематографистов вы не отмахиваетесь от реального мира: ах, политика меня вообще не интересует. Вы участвовали в ролике о «московском деле», в котором известные актеры произносили монологи от лица обвиняемых. Вы стояли с плакатом у администрации президента. Почему вы этот делаете?

— Есть важный принцип — говорить за безмолвствующих: за сироту, вдову, за тех, чье слово не может быть услышано.

— Вам достался Чирцов. Вы его сами выбрали?

— Сказать честно, в тот момент мне было абсолютно все равно, за кого из осужденных говорить, будь то Синица или Чирцов.

— Вы следили потом за процессом, знаете, что Чирцову год присудили?

— Знаю, но в какой-то момент я отпустил ситуацию.

— Не только вы, почти все участники той громкой акции остыли. Возможно, они думали: мы выйдем сейчас — яркие, талантливые — на площадь, и нас услышат. Но ничего не произошло, и люди сразу сникли.

— Конечно, было разочарование, что ролик, пикеты, митинг не достигли поставленной цели, желаемого результата. Мне показалось в один момент, что режим отступает, но сейчас есть ощущение, что это была подготовка к разбегу. Мы видели это в «деле Сети» (организация признана террористической и запрещена в РоссииРед.). Действительно,

когда система становится жестче, твой голос похож на мяуканье котенка.

— Что делать в ситуации, когда твой голос почти не слышен? Замолчать?

— Продолжать говорить, используя возможности, которые есть. Микрофон — не самая слабая вещь. Как здорово с ним обращаются западные коллеги, которые понимают, что у них есть эта минута!

— Или даже секунды на оскаровской церемонии.

— Они знают, что в этот момент камеры мира смотрят на них.

А мы почему-то разбазариваем такие моменты; даже когда у нас есть шанс сказать громко, мы громко говорим какую-то ерунду.

— Тогда я желаю вам получить «Оскар», чтобы вы сказали о несправедливо осужденных, об умирающих детях с диагнозом СМА…

— Да, какое-то мутное, страшное время нам досталось. Но мы сами делаем его еще безнадежней.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow