В этот день было сделано все, чтобы память о нем и других музыкантах, ушедших от нас, не угасала. Это был ни в коем случае не плач по ушедшим друзьям, скорее, светлое воспоминание о бурной молодости. Музыкантов не вспоминают с грустью и в тишине. Не случайно вечер начался с бессмертной песни Бориса Гребенщикова «Все говорят, что пить нельзя» в исполнении Григория Лепса. Весь зал сразу погрузился в рок-клуб 80-х годов, казалось, что и сам Барыкин вот-вот должен выйти на сцену.
Вспомнить Барыкина приехали Григорий Лепс, Лариса Долина, Алексей Глызин, Олег Газманов, Игорь Ларионов, Нонна Гришаева, Теона Контридзе и многие другие. Кто-то из них исполнил песни легендарного музыканта, кто-то поделился воспоминанием, было ясно, что и спустя 10 лет Барыкина не забыт.
Игорь Сандлер каждый год устраивает вечера памяти рок-музыкантов, но в этот раз мероприятие прошло в новом формате: традиционную пресс-конференцию сменили истории о Барыкине, молодости и музыке. Это сделало вечер очень домашним и компанейским. Никакого сценария — только живое и непринужденное общение.
Об искренности и коммерческой жилке Александра Барыкина вспоминает певец Алексей Глызин:
После того, как Саша Барыкин ушёл из группы «Весёлые ребята», я пришёл на его место и исполнял его песни. Мне он виделся таким колобком, поскольку он всегда куда-то укатывался, от всех уходил: и от бабушек, и от дедушек, и от музыкальных групп. К тому же у него была явная коммерческая жилка: он строчил джинсы и продавал их. А с другой стороны, Саша был искренним и чувствительным. Мы как-то плыли на корабле, была какая-то пьянка-гулянка, вдруг начали про смерть говорить, и он просто заплакал…
Лариса Долина вспомнила о том, как на заре своей музыкальной карьеры выступала с Барыкиным в ресторане:
Я всегда относилась к Саше Барыкину с особым пиететом и любовью. Он был необыкновенно чувственным музыкантом и песни всегда писал под впечатлением от чего-то. Саша всегда был влюблён и это помогало ему писать такие чудные песни, которые до сих пор поёт страна. Он был очень профессиональным, значимым и востребованным музыкантом — сейчас эта далеко не каждому дано. Это было ужасно несправедливое решение судьбы — забрать его так рано. Мы с ним в 1978 году выступали полгода в ресторане «Хрустальный» в Сочи. Это было незабываемое время творчества, мы там не просто работали: мы придумывали свои проекты и пели то, что хотели, а не то, что нам заказывали. Я очень скучаю по нему.
Выступали не только звезды российской сцены, но и начинающие молодые музыканты, в том числе и из других стран. Поэтому на вопрос, могут ли на одной сцене уживаться Алексей Глызин, совсем ещё маленькая девочка с рок-хитами и зажигательная кубинская группа Gypsy Jack ответ однозначный — может. Более того, обилие иностранцев создавало удивительную атмосферу в кулуарах: культурные и языковые барьеры исчезли, благодаря музыке.
Организатор вечера, музыкант и продюсер Игорь Сандлер рассказал «Новой» о том, как познакомился с Александром Барыкиным, почему российским музыкантам надо петь на английском языке и о своей миссии:
С Сашей Барыкиным мы дружили с 1975 года. Я был студентом 2 курса Саратовской консерватории, а Саша приехал в Саратов в составе группы «Весёлые ребята». Я подошёл к курящим музыкантам, спросил, как попасть на концерт и рассказал, что дома у меня огромная коллекция виниловых пластинок. Барыкин тогда сказал, что проведёт меня на концерт, если после него мы пойдём ко мне домой слушать пластинки. После концерта мы зависли у меня дома на сутки, слушали музыку и выпивали так, что на следующий день он чуть не опоздал на собственный концерт.
Формат пресс-конференции сейчас отходит на второй план, диалоги в живом режиме между выступлениями групп более подходящая форма для подобных вечеров. Пока одна группа заканчивает, следующая настраивается, проходит минут пятнадцать. Это время я решил заполнить интересными рассказами друзей Александра Барыкина. Григорий Лепс, Лариса Долина, Алексей Глызин, Игорь Ларионов, Александр Левшин — люди, проведшие с Сашей много времени. Энергия перетекает через жизненные истории с юмором, с кайфом, с драйвом. Я считаю, что мы не должны плакать по ушедшим друзьям. Наоборот, мы должны радоваться, что Господь соединил нас вместе, что мы знали этих людей и обменялись с ними частичкой своей души.
Политики разъединяют мир, а музыка объединяет, поэтому музыканты любой страны говорят на одном языке: о любви, о мире, о дружбе, о музыке.
Многие считают, что в России нужно петь только на русском. Я категорически против. Английские тексты необходимы также, как и русские. Важно транслировать на запад, что в России живут открытые и светлые люди. И мы не с нацеленными ракетами на них смотрим, а с гитарами. Швеция подарила миру «ABBA», и когда они стали популярными, Volvo стали покупать на 70% больше. Музыканты поднимают экономику страны! Германию знают по Scorpions и Rammstein, Австралию по AC/DC и Кайли Минноуг, а вот Россию как эстрадную страну никто не знает. В классике мы сильны, а в эстраде известна только группа «Парк Горького». Мы должны открыться миру, петь на английском о наших проблемах, и тогда весь мир поймёт, что они у всех одинаковые.
Я музыкант, для меня музыка первична. Когда я был маленьким, я не понимал, о чем поют зарубежные рок-группы, но я утопал в этой музыке. Уже потом я начал учить английский, заинтересовался поэзией. Поэтому я хочу, чтобы современные музыканты, как и я, были очарованы музыкой. Голос может выражать очень многое. Сегодняшний концерт открывал Григорий Лепс, и это бомба, у меня мурашки по коже бежали. И не важно на каком языке он поёт — всё понятно без слов. Таким был и Саша Барыкин.
Катя Тарарак — специально для «Новой»