Выездное расследованиеОбщество

Из-под ног — в руки

Как у крымчан отбирают землю

Этот материал вышел в номере № 31 от 24 марта 2021
Читать
Видео

Часть 1. Бой в садах

Вторжение

Вечером 26 февраля жителю Партенита Юрию Каменскому позвонил сосед по садоводческому товариществу «Рассвет». Голос звучал взволнованно: «Юра, у тебя на участке ходят люди». Каменский бросился в СНТ.

Пришедшие на участок оказались вооружены и при погонах. У ворот — семеро бойцов ОМОНа в шлемах, бронежилетах и с автоматами. — Они меня остановили, не дали зайти. Один боец спросил: «Вы же проходите по судебному делу?» Я говорю: «По какому? Я ни в каких делах не фигурирую». Мне не стали ничего объяснять.

На участок Каменского вооруженные люди так и не пустили. Через ограду он подсмотрел, что по его огороду ходят четверо судебных приставов и несколько человек в штатском. А еще — что там работает трактор. Трактор и люди в штатском крушили маленький, 30 м2, садовый домик, который Юрий построил сам и в котором они с женой и детьми жили летом.

За несколько часов «гости» уничтожили все: ковшом выкопали фруктовые деревья и увезли с собой, сровняли с землей огород, от дома оставили поломанные доски.

Так Юрий узнал, что у него больше «нет прав» на 8 соток, которыми он распоряжался 22 года. За пять дней до визита к Каменскому, 21 февраля, вооруженные люди пришли на участок к пенсионеру Николаю Аникушину. Спилили ворота, выломали дверь дома, зашли и начали выкидывать мебель.

Юрий Каменский и его участок, который сравняли с землей. Фото: Арден Аркман / «Новая»
Юрий Каменский и его участок, который сравняли с землей. Фото: Арден Аркман / «Новая»
Николай Анникушин показывает, какой дом снесли на его участке. Фото: Арден Аркман / «Новая»
Николай Анникушин показывает, какой дом снесли на его участке. Фото: Арден Аркман / «Новая»

Пенсионер пытался показать бойцам документы на дом, но от него отмахнулись. Прибывшие на место полицейские опросили Аникушина и ходивших по его участку мужчин и уехали. Пожилому мужчине объяснили, что у его земли — новый собственник.

Садоводы, двойники и олигарх

Садоводческое товарищество «Рассвет» появилось в Партените еще в 1991 году: совхоз «Таврида» решил раздать своим сотрудникам непригодную для выращивания винограда землю близ оползневого склона — под огороды. Сначала садоводы арендовали участки, но в 2000 году поселковый совет Партенита передал им землю в коллективную собственность.

Садоводы пытались получить отдельные госакты: каждый на свой участок. Но для «решения» этого вопроса им предлагали «заплатить». Суммы звучали немалые: сотни тысяч гривен. Притом что землю в «Рассвете» получили рядовые работники: водители, инженеры, слесари, — вопрос был нерешаем.

В 2002 году соседний с «Рассветом» парк «Айвазовское» взял в аренду на 49 лет украинский миллиардер Сергей Тарута. Олигарх готовил в парке элитное место отдыха: высадил экзотические сады, разбил фонтаны, привез из Италии скульптуры древнегреческих богов из бронзы и мрамора, собирался отдать часть территории под отель Hyatt. Неброские домики и огороды садоводов в эту фешенебельную картину не вписывались.

Садовые участки в Партените. Фото: Арден Аркман / «Новая»
Садовые участки в Партените. Фото: Арден Аркман / «Новая»

«Если мы хотим создать красоту, она не может быть локальной. Она должна быть и за пределами нашей территории, — говорил Тарута в интервью изданию «Крымский телеграф». — Участки, которые приобретаются под садово-огородную деятельность, потом начинают застраивать гаражами и строениями ужаснейшей архитектуры. <…> При этом самострои осуществляются в местах оползней и обводнений. Например, в уникальной оливковой роще парка мы наблюдаем движение оползня, который может уничтожить эту жемчужину «Айвазовки». Разрушение склона происходит по вине кооператива «Рассвет».

— В 2005 году для борьбы с нами была создана организация-двойник: потребительский кооператив по строительству и эксплуатации дачного поселка «Рассвет». Этот кооператив по документам располагался на нашей земле, а среди голосовавших за его создание числились наши садоводы, — вспоминает член садоводческого товарищества Владимир Тарасов. — На самом деле наши люди никак в создании дачного кооператива не участвовали.

Владимир Тарасов – член садоводческого товарищества «Рассвет». Фото: Арден Аркман / «Новая»
Владимир Тарасов – член садоводческого товарищества «Рассвет». Фото: Арден Аркман / «Новая»

Садоводческое товарищество «Рассвет» и одноименный дачный кооператив надолго ушли в суды. Удивительно, но все они вставали на сторону простых садоводов. В ноябре 2013 года Европейский суд по правам человека также признал право членов садоводческого товарищества распоряжаться спорной землей.

Читайте также

Прасковеевские небеса

Тайны геленджикского двор[ц]а: кому он принадлежит на самом деле, зачем его строили и как рухнули мечты. Исследование Владимира Пастухова

Однако 27 декабря 2013 года, через месяц после решения ЕСПЧ, ныне упраздненный поселковый совет Партенита принял решение о передаче земель «Рассвета» 39 гражданам Украины, проживающим преимущественно в Киеве и Мариуполе. Среди них оказались и три человека с фамилиями Тарута. В комментарии изданию «Примечания» представитель новых украинских «собственников» Константин Шевченко признавал, что два человека в списке — дочери олигарха Сергея Таруты Екатерина и Татьяна.

Шевченко также говорил, что считает садоводов «мошенниками». По его словам, они продали свои участки новым собственникам, а затем — просто решили сохранить землю за собой. При этом он не смог представить подтверждающих факт продажи земли документов.

Садоводы и их оппоненты вновь могли бы надолго уйти в украинские суды, но в феврале 2014 года началась «крымская весна». Россия заявила о полном признании украинских документов в Крыму, легитимизировав одновременно и коллективное право собственности садоводов на земли «Рассвета», и решения поселкового совета о передаче земель 39 украинским собственникам.

Документ о передаче прав собственности на земельный участок. Фото: Арден Аркман / «Новая»
Документ о передаче прав собственности на земельный участок. Фото: Арден Аркман / «Новая»

«В интересах определенного круга лиц»

— Уже весной 2014 года, сразу после присоединения к России, мы обратились в прокуратуру с просьбой дать оценку решению Партенитского поселкового совета от декабря 2013-го, — говорит Владимир Тарасов. — И прокуратура встала на нашу сторону.

Прокурор Алушты подал иск об отмене решений поссовета. В иске он указал, что земля, переданная украинцам, на момент передачи уже находилась в коллективной собственности членов садового товарищества. 16 февраля 2017 года Алуштинский городской суд, как и украинские суды ранее, принял сторону садоводов.

Решение уже вступило в законную силу и было внесено в реестр, но осенью 2017 года члены СНТ узнали, что Верховный суд Крыма принял к рассмотрению апелляцию одной из «украинских собственниц» Екатерины Гончаровой.

Решение по жалобе Гончаровой развернуло ситуацию на 180 градусов. Коллегия из судей Елены Авериной, Владимира Гоцалюка и Александра Синани постановила отменить решение Алуштинского горсуда и — просто прекратить (!) производство по иску прокурора. В качестве обоснования такого решения назвали формулировку иска: прокурор-де указал в исковом заявлении, что обращается в суд «в интересах неопределенного круга лиц», но круг этот, как указал суд, вполне определен — это члены СНТ «Рассвет».

Вплотную к земельным участкам уже началась стройка. Фото: Арден Аркман / «Новая»
Вплотную к земельным участкам уже началась стройка. Фото: Арден Аркман / «Новая»

До сих пор земли садового товарищества находятся в двойной собственности. Администрация Алушты, в чьем ведении сейчас находится Партенит, выражает садоводам поддержку, но в то же время признает, что помочь им — бессильна.

— Украинские собственники тем временем продают участки другим людям, в том числе из России. Россияне становятся добросовестными приобретателями. Я думаю, в декабре 2013 года решения поссовета Партенита для того и принимались, чтобы перепродать нашу землю, — говорит Владимир Тарасов.

Земля в Партените стоит немало. В среднем — 350 тысяч рублей за сотку. В случае с «Рассветом» речь идет о 3,43 га. То есть как минимум о 120 млн рублей. Это слишком большая роскошь для простых садоводов. — Мы будем обращаться в Генеральную прокуратуру, чтобы уже генеральный прокурор защитил нас, — вздыхает Владимир Тарасов.

Услышит ли Москва партенитских садоводов — вопрос открытый. А пока в СНТ «Рассвет» вновь ждут визитов вооруженных людей.

На заборы земельных участков, готовящихся к сносу, вешают строительные ленты. Фото: Арден Аркман / «Новая»
На заборы земельных участков, готовящихся к сносу, вешают строительные ленты. Фото: Арден Аркман / «Новая»
На отбираемых в Партените участках неизвестные люди проставляют колышки и помечают деревья. _Фото: Арден Аркман / «Новая»_
На отбираемых в Партените участках неизвестные люди проставляют колышки и помечают деревья. _Фото: Арден Аркман / «Новая»_

Часть 2. Родная гавань без причала

Меня спрашивали: «Не стыдно идти в ЕСПЧ?»

Севастополь стал первопроходцем «крымской весны». А затем — и первопроходцем в земельном переделе.

В конце 2016 года члены 30 севастопольских дачных, садовых и жилищно-строительных кооперативов, более 3000 человек, получили иски от прокуратуры и городского департамента по земельным и имущественным отношениям (ДИЗО). В исках говорилось, что земля при Украине выдавалась жителям города незаконно.

Слово «выдавалась» — не случайно: согласно Земельному кодексу Украины, любой гражданин этой страны может один раз бесплатно получить в собственность пустующие земельные участки. Под строительство дачи и дома в городе — 10 соток, для садоводства — 12 соток, для сельскохозяйственных нужд — 2 гектара.

— Мои 10 соток в Балаклавском районе Севастопольская городская государственная администрация выдала мне 28 сентября 2013 года. Я хотела построить дачу для своей семьи, — рассказывает жительница Севастополя Галина Окорокова. — Вскоре произошел переход из Украины в Россию. 31 марта 2015 года я получила красивый документ — российское право собственности на землю.

Галина Окорокова. Фото: Арден Аркман / «Новая»
Галина Окорокова. Фото: Арден Аркман / «Новая»

Галина начала копить деньги на строительство дома. Но в мае 2017-го в ее почтовый ящик положили письмо из прокуратуры. Исковое заявление.

«Установлено, что право собственности на земельный участок по улице Историческая, 2А/8, приобретено Окороковой Г.В. в нарушение требований законодательства и подлежит истребованию в собственность города Севастополя. Севастопольская городская государственная администрация превысила свои полномочия при вынесении распоряжения [о выделении земли]».

Прокурор Балаклавского района Дмитрий Запорожец заявлял: правом выделять землю в Севастополе при Украине обладала не администрация, а городской совет.

— На суде я спросила: «Если землю нам украинские власти выдали с нарушениями, то почему же Россия потом зарегистрировала наше право собственности?» И получила ответ: «Девочка ошиблась».

Серьезно, прокурор так и ответил. Но если государственные органы так «ошибаются», то чего же людям вообще ждать от страны?

Земельные участки в Балаклаве прямо рядом с морем. Фото: Арден Аркман / «Новая»
Земельные участки в Балаклаве прямо рядом с морем. Фото: Арден Аркман / «Новая»

В 2017 году бывший замглавы администрации Севастополя Владимир Казарин объяснял: городской совет мог бы распоряжаться севастопольской землей, если бы она была разграничена на коммунальную и государственную. Но разграничена она не была. Из-за этого вся земля считалась государственной, и распоряжаться ею могла только городская администрация.

Несмотря на заявления выделявших земли чиновников, Галина Окорокова суд проиграла. Судья Виктория Змеевская, кроме прочего, в своем решении указала, что участок Галины находится в «зоне регулирования застройки памятника археологии «Крепость Чембало». «В силу ст. 83, 84 Земельного кодекса Украины не могут передаваться в частную собственность земли под объектами историко-культурного значения», — заявила судья.

— Ну хорошо. Если Россия считает, что мой участок имеет какую-то культурную ценность, хотя до Чембало от нас чуть не километр, пусть ко мне придут и скажут: мы участок забираем, но вот вам компенсация. Нельзя же просто выкидывать людей с их земли.

Крепость Чембало в Балаклаве. _Фото: Арден Аркман / «Новая»_
Крепость Чембало в Балаклаве. _Фото: Арден Аркман / «Новая»_

Галина говорит, что на момент начала судебного разбирательства кадастровая стоимость ее участка составляла 3,8 млн рублей (эта же сумма называется в иске прокурора Запорожца), а сегодня она снижена до 500 тысяч.

— Я так понимаю, что если в итоге будет решаться вопрос с компенсациями, мне и заплатят 500 тысяч, на которые никакую землю в Севастополе я уже купить не смогу, — говорит она. — Следом за первой инстанцией я проиграла и вторую. Потом — подала жалобу в ЕСПЧ. Сейчас жду рассмотрения. Меня спрашивали: «А не стыдно подавать в Европейский суд?» Нет, знаете, не стыдно. Не стыдно же было моему государству, за которое я бежала голосовать на референдум, отнимать мою землю…

«Я наивно надеялся, что это недоразумение»

Ленур Усманов — один из немногих крымских татар, агитировавших за Россию весной 2014 года (коренной народ Крыма вхождение полуострова в состав РФ в большинстве своем не принял). Сегодня в российских чиновниках он скорее разочарован: «Для чего мы вводили Севастополь в состав России? Чтобы у нас отбирали землю?» — спрашивает он.

Свои 10 соток в кооперативе «Дружба-9» Усманов получил в 2009 году.

— К тому времени мы жили в доме, построенном еще моим дедом, вместе с семьей сестры. Я рассчитывал, что воспользуюсь правом получить бесплатную землю, построю дом и буду там налаживать быт.

Ленур Усманов. Фото: Арден Аркман / «Новая»
Ленур Усманов. Фото: Арден Аркман / «Новая»

В 2010 году в Севастополе сменилась власть: выдавший кооперативу землю глава городской администрации Сергей Куницын ушел в отставку, его преемник Валерий Саратов заявил, что земля в Севастополе «не всегда выдавалась законно» и инициировал ряд судебных разбирательств, требуя от жителей вернуть наделы городу. «Дружба-9», правда, все суды у мэра выиграла.

Но при России тяжба зашла на второй круг.

— Иск мне предъявили в марте 2017 года.

Читайте также

Крым их

Как поделили полуостров друзья Владимира Путина и местные чиновники. И чем этот «дележ» обернулся для обычных жителей

Департамент по земельным и имущественным отношениям (ДИЗО) Севастополя утверждал, что мой участок — это земли лесного фонда, и выделять его мне Украина не имела права. Вы только вдумайтесь: российские чиновники решают, что Украина нарушила собственное законодательство, и требуют отменить ее решения!

26 октября 2017 года Севастопольский городской суд лишил Усманова и его супругу земли, полностью согласившись с доводами ДИЗО.

— Наш кооператив попытался подать жалобу в Верховный суд, но там просто отказались ее рассматривать. Тогда несколько десятков членов кооператива обратились в ЕСПЧ. Я не подавал в Европейский суд. Наивно надеялся, что это какое-то недоразумение, что кто-то скажет: так не должно происходить, — говорит Ленур. — И я, и другие будем обращаться к губернатору Развожаеву, которого недавно избрали. Будем просить, чтоб он разобрался с тем, что натворили его предшественники. Для всех нас полученные земельные участки были единственными, у нас отобрали все.

В правительстве Севастополя «Новой газете» сообщили, что по состоянию на 4 марта 2021 года «исполнительными органами государственной власти подан 3651 иск об истребовании в собственность города земельных участков из чужого незаконного владения, в том числе предоставленных в зонах лесного фонда и охранных зонах культурного наследия».

P.S.

**13 февраля 2021 года, за месяц до семилетия «крымской весны», мэр Ялты Янина Павленко заявила, что администрация города намерена провести ревизию земельных наделов в зеленых зонах. «Картина складывается весьма печальная — дерибан золотой южнобережной земли, который активно шел в украинские годы. Пострадали от этого процесса и местные жители, у которых теперь отнимают парки, и добросовестные покупатели, которые за немалые деньги приобрели участки со статусом ИЖС в собственность», — сказала она.**
Крым — Тема «Новой газеты»
Вы прочли материал из подборки «Руки по локоть в Крыму» — к годовщине присоединения полуострова к России. В предыдущих сериях: [Под видом «национализации украинского имущества» власти забрали магазины, кафе и автомобили у более чем 18 тысяч крымчан](https://novayagazeta.ru/articles/2021/03/16/putinu-skazali-chto-my-sponsiruem-ato) [Как живет крымский поселок, окруженный дачами президента, зампреда Совбеза и санаторием ФСБ](https://novayagazeta.ru/articles/2021/03/18/oliva-krasnaia) [Как поделили полуостров друзья Владимира Путина и местные чиновники. И чем этот «дележ» обернулся для обычных жителей](https://novayagazeta.ru/articles/2021/03/20/krym-ikh)
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow